Исследование представлений об образе родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Асоциальные семьи являются проблемой современного общества и психологической травмой для воспитывающихся в них детей. Проведя исследование по данной теме и подтвердив выдвигаемую гипотезу о том, что образы родителей, выступая существенным компонентом образа мира, имеют свои особенности и различаются у детей и подростков из неблагополучных (воспитаники социального приюта) и благополучных семей, можно сделать выводы:

1. Поведенческими особенностями родителей с асоциальным типом поведения  являются: ведение аморального, противоправного образа жизни, не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям жилищно-бытовые условия, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Игнорирование в поведении родителей  характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Постоянно возникающие  проблемы в неблагополучных семьях в воспитании детей приводят к невозможности создания условий для полноценного развития личности ребенка, возникновению у него проблем во взаимодействии с социумом и формированию асоциального поведения.

2. Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению.

3. У воспитанников социального приюта выявлены низкие процентные показатели по уровню проявляемой родителями любви и вниманию, и как следствие неудовлетворенность отношениями с родителями и формированию идеализированного образа родителя, несоответствующего реальности. Образ родителей у детей и подростков из благополучных семей адекватен, в нем присутствуют как положительные,так и отрицательные стороны, соответствующие действительности.

4. Несмотря на наличие неудовлетворенности отношениям с родителями, дети, воспитывающиеся в социальном приюте, стремяться вернуться в семью, к своему прежнему окружению. Часто не имея объект эмоциональной привязанности в социальном приюте, стремяться вернуться в семью. Родители являются для них самыми близкими и значимыми людьми.

5.  Ребенок, воспитывающейся в социальном приюте чувствует дистанцию от семьи, эмоциональную, острую потребность в своей семье. Образ родителей в сознании ребенка является положительным, часто идеализированным, но отдаленным от образа ребенка.

Родители несут основную ответственность за поведение и формирование личности своих детей. При этом взаимовлиянии между родителями и детьми обоюдонаправленное: каждая форма поведения ребенка вызывает ответную реакцию родителей, которая, в свою очередь, в определенной степени контролируется и корректируется ребенком. И наоборот.

При психологическом искажении взаимодействия между подростками и деструктивными родителями, с асоциальным типом поведения, велика вероятность возникновения и развитие девиантного поведения у ребенка.

Семья влияет на функционирование и развитие личности ребенка на всех уровнях. Поэтому нарушения жизнедеятельности семьи, те трудности, неблагоприятные условия и проблемы, с которыми сталкивается семья, и последствия которые при этом возникают и отражаются на ребенке, еще долгое время будут вызывать интерес у психологов, педагогов, социологов и психиатров.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что образы родителей, выступая существенным компонентом образа мира, имеют свои особенности и различаются у детей и подростков из неблагополучных (воспитаники социального приюта) и благополучных семей нашла свое подтверждение.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - М.: Наука, 1997. – 347 с.

2.       Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е.Алешина, А.С.Волович // Вопросы психологии.  - 1991.  - № 4. – С. 54 – 62.

3.       Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / В.Г.Ананьева. – СПб.: Питер, 2001. – 391 с.

4.       Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.

5.       Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. – СПб.: Питер, 2001. – 378 с.

6.       Блюмкин, В. А. Мир моральных ценностей / В.А.Блюмкин. - М.: Знание, 1981. - С. 19-23.

7.       Бойков, С.А. Ответственность родителей / С.А.Бойков. - СПб.,1991. – 134 с.

8.       Валикова, Т. В. Учитель и семья / Т.В.Валикова. – М.: Просвещение, 1980. – 142 с.

9.       Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я.Варга. – М.: МГУ, 1986.  – 153 с.

10.  Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание / Е.Н.Водовозова. – СПб, 1998. – 145 с.

11.  Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.М.Ершова. – М., 1980. – 235 с.

12.  Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) / Ю.А.Гаспарян. - СПб., 1999. – 34 с.

13.  Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И.Голод. - СПб., 1998.- 127 с.

14.  Гончаров, С. З. Философия совершенства  И. А. Ильина в духовном самоопределении России / С.З.Гончаров // Духовность русской культуры : Матер. Всерос. Науч.- практ. Конф.- Омск , 1994.- С. 33.

15.  Гордин, А. С. Наказание и поощрение в воспитании детей / А.С.Гордин. – М.: Просвещение, 1989. – 265 с.

16.  Гранин, Д. Чужой дневник. Повести и рассказы / Д.Гранин. -  М.: Современник .- 1988.- 291 с.

17.  Егоров, В. К. История в нашей жизни / В.К.Егоров. - М.: Наука, 1990.- 192 с.

18.  Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002.- 544 с.

19.  Каптерев, Л. Ф. Основные начала семейного обучения / Л.Ф.Каптерев. -  С-Петербург, 1898. – 465 с.

20.  Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1988. – 243 с.

21.  Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

22.  Кочубей, Б.И. Мужчина и ребенок / Б.И.Кочубей. – М.: Мир, 2002. – 48 с.

23.  Крюкова, Т.А. Психология семьи / Т.А.Крюкова. – М.: Сфера, 2005. – 346 с.

24.  Манеров, Р.В. Психология отцовства / Р.В.Манеров // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.  - Т.5. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. – 24 – 32.

25.  Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М.Мид. - М.: Наука, 1998. – 76 с.

26.  Обухова, Л.Ф. Семья и ребёнок / Л.Ф.Обухова, О.А.Шаграева. - М.: Мир, 1999. – 105 с.

27.  Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р.В.Овчарова.- М.: Академия, 2005. – 260 с.

28.  Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В.Овчарова. - М.: Гардарики, 2002. – 349 с.

29.  Павлов, Б.С. Матери, отцы, дети / Б.С.Павлов. – М., 1984. – 56 с.

30.  Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н.Поливанов. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

31.  Попова, П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни / П.Попова. - М.: Экма, 1986. – 52 с.

32.  Проблемы общей акмеологии. / Под общ. ред. А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2000. – 568 с.

33.  Прокофьева, Л.М. Отцы и их дети после развода / Л.М.Прокофьева, М.Ф.Валетас // Социс. -  2002. - N 6.  - С. 112 - 116.

34.  Селихов, С. Мать и отец: кто сильнее влияет на ребенка? / С.Селихов // Генетика, социальная и общая психология. – 1996. - № 3. – С.15 – 23.

35.  Семья: Книга для чтения. Кн. 1. /  Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.- С. 273.

36.  Склизков, А.А. Наследники царя Эдипа: Мир представлений ребенка в возрасте от 3 до 6 лет / А.А.Слизков // Психологическая газета. – 1998. - № 5. – С.8 – 10.

37.  Смирнова, В.А. Исследование совладающего поведения мужчин, впервые ставших отцами. Квалификационная работа / В.А.Смирнова. - Кострома, 2004. – 67 с.

38.  Соколов, В. М. Социология нравственного развития личности / В.М.Соколов. - М.: 1986.- С. 163-167.

39.  Турецкая, Г.В. Деловая активность женщин и семья  / Г.В.Турецкая // Социологические исследования. -  № 2.  - 2001. – С.34 - 45.

40.  Урбанская, О. Н.  Работа с родителями младших школьников / О.Н.Урбанская. – М.: Просвещение, 1989. – 48 с.

41.  Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г.Филиппова. - М.: Сфера, 2002. – 157 с.

42.  Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. - М.: Наука, 1990. – 237 с.

43.  Фромм, А. Азбука для родителей / А.Фромм. – Ленинград: Лениздат, 1991. – 46 с.

44.  Хьел, Л. Теории личности / Л.Хьел, Д.Зиглер. - СПб.: Питер, 1998. – 727 с.

45.  Шершенева, Е. Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье / Е.Ф.шершенева. – М.: Просвещение, 1989.  – 47 с.

46.  Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная терапия / Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добряков, Р.М.никольская.  - СПб.: Речь, 2003. – 381 с.

47.  Энциклопедич. словарь юного историка  // Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева.- М.: Педагогика –Пресс,  1993.- С. 71.

48.  Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. - СПб.: Питер, 1999. – 114 с.

49.  Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. – М.: Наука, 1996. – 257 с.

 

 

62

 



Информация о работе Исследование представлений об образе родителей