Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа
Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Асоциальные семьи являются проблемой современного общества и психологической травмой для воспитывающихся в них детей. Проведя исследование по данной теме и подтвердив выдвигаемую гипотезу о том, что образы родителей, выступая существенным компонентом образа мира, имеют свои особенности и различаются у детей и подростков из неблагополучных (воспитаники социального приюта) и благополучных семей, можно сделать выводы:
1. Поведенческими особенностями родителей с асоциальным типом поведения являются: ведение аморального, противоправного образа жизни, не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям жилищно-бытовые условия, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Игнорирование в поведении родителей характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Постоянно возникающие проблемы в неблагополучных семьях в воспитании детей приводят к невозможности создания условий для полноценного развития личности ребенка, возникновению у него проблем во взаимодействии с социумом и формированию асоциального поведения.
2. Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению.
3. У воспитанников социального приюта выявлены низкие процентные показатели по уровню проявляемой родителями любви и вниманию, и как следствие неудовлетворенность отношениями с родителями и формированию идеализированного образа родителя, несоответствующего реальности. Образ родителей у детей и подростков из благополучных семей адекватен, в нем присутствуют как положительные,так и отрицательные стороны, соответствующие действительности.
4. Несмотря на наличие неудовлетворенности отношениям с родителями, дети, воспитывающиеся в социальном приюте, стремяться вернуться в семью, к своему прежнему окружению. Часто не имея объект эмоциональной привязанности в социальном приюте, стремяться вернуться в семью. Родители являются для них самыми близкими и значимыми людьми.
5. Ребенок, воспитывающейся в социальном приюте чувствует дистанцию от семьи, эмоциональную, острую потребность в своей семье. Образ родителей в сознании ребенка является положительным, часто идеализированным, но отдаленным от образа ребенка.
Родители несут основную ответственность за поведение и формирование личности своих детей. При этом взаимовлиянии между родителями и детьми обоюдонаправленное: каждая форма поведения ребенка вызывает ответную реакцию родителей, которая, в свою очередь, в определенной степени контролируется и корректируется ребенком. И наоборот.
При психологическом искажении взаимодействия между подростками и деструктивными родителями, с асоциальным типом поведения, велика вероятность возникновения и развитие девиантного поведения у ребенка.
Семья влияет на функционирование и развитие личности ребенка на всех уровнях. Поэтому нарушения жизнедеятельности семьи, те трудности, неблагоприятные условия и проблемы, с которыми сталкивается семья, и последствия которые при этом возникают и отражаются на ребенке, еще долгое время будут вызывать интерес у психологов, педагогов, социологов и психиатров.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что образы родителей, выступая существенным компонентом образа мира, имеют свои особенности и различаются у детей и подростков из неблагополучных (воспитаники социального приюта) и благополучных семей нашла свое подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - М.: Наука, 1997. – 347 с.
2. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е.Алешина, А.С.Волович // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. – С. 54 – 62.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / В.Г.Ананьева. – СПб.: Питер, 2001. – 391 с.
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. – СПб.: Питер, 2001. – 378 с.
6. Блюмкин, В. А. Мир моральных ценностей / В.А.Блюмкин. - М.: Знание, 1981. - С. 19-23.
7. Бойков, С.А. Ответственность родителей / С.А.Бойков. - СПб.,1991. – 134 с.
8. Валикова, Т. В. Учитель и семья / Т.В.Валикова. – М.: Просвещение, 1980. – 142 с.
9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я.Варга. – М.: МГУ, 1986. – 153 с.
10. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание / Е.Н.Водовозова. – СПб, 1998. – 145 с.
11. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.М.Ершова. – М., 1980. – 235 с.
12. Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) / Ю.А.Гаспарян. - СПб., 1999. – 34 с.
13. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И.Голод. - СПб., 1998.- 127 с.
14. Гончаров, С. З. Философия совершенства И. А. Ильина в духовном самоопределении России / С.З.Гончаров // Духовность русской культуры : Матер. Всерос. Науч.- практ. Конф.- Омск , 1994.- С. 33.
15. Гордин, А. С. Наказание и поощрение в воспитании детей / А.С.Гордин. – М.: Просвещение, 1989. – 265 с.
16. Гранин, Д. Чужой дневник. Повести и рассказы / Д.Гранин. - М.: Современник .- 1988.- 291 с.
17. Егоров, В. К. История в нашей жизни / В.К.Егоров. - М.: Наука, 1990.- 192 с.
18. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002.- 544 с.
19. Каптерев, Л. Ф. Основные начала семейного обучения / Л.Ф.Каптерев. - С-Петербург, 1898. – 465 с.
20. Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1988. – 243 с.
21. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
22. Кочубей, Б.И. Мужчина и ребенок / Б.И.Кочубей. – М.: Мир, 2002. – 48 с.
23. Крюкова, Т.А. Психология семьи / Т.А.Крюкова. – М.: Сфера, 2005. – 346 с.
24. Манеров, Р.В. Психология отцовства / Р.В.Манеров // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. - Т.5. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. – 24 – 32.
25. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М.Мид. - М.: Наука, 1998. – 76 с.
26. Обухова, Л.Ф. Семья и ребёнок / Л.Ф.Обухова, О.А.Шаграева. - М.: Мир, 1999. – 105 с.
27. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р.В.Овчарова.- М.: Академия, 2005. – 260 с.
28. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В.Овчарова. - М.: Гардарики, 2002. – 349 с.
29. Павлов, Б.С. Матери, отцы, дети / Б.С.Павлов. – М., 1984. – 56 с.
30. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н.Поливанов. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
31. Попова, П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни / П.Попова. - М.: Экма, 1986. – 52 с.
32. Проблемы общей акмеологии. / Под общ. ред. А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2000. – 568 с.
33. Прокофьева, Л.М. Отцы и их дети после развода / Л.М.Прокофьева, М.Ф.Валетас // Социс. - 2002. - N 6. - С. 112 - 116.
34. Селихов, С. Мать и отец: кто сильнее влияет на ребенка? / С.Селихов // Генетика, социальная и общая психология. – 1996. - № 3. – С.15 – 23.
35. Семья: Книга для чтения. Кн. 1. / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.- С. 273.
36. Склизков, А.А. Наследники царя Эдипа: Мир представлений ребенка в возрасте от 3 до 6 лет / А.А.Слизков // Психологическая газета. – 1998. - № 5. – С.8 – 10.
37. Смирнова, В.А. Исследование совладающего поведения мужчин, впервые ставших отцами. Квалификационная работа / В.А.Смирнова. - Кострома, 2004. – 67 с.
38. Соколов, В. М. Социология нравственного развития личности / В.М.Соколов. - М.: 1986.- С. 163-167.
39. Турецкая, Г.В. Деловая активность женщин и семья / Г.В.Турецкая // Социологические исследования. - № 2. - 2001. – С.34 - 45.
40. Урбанская, О. Н. Работа с родителями младших школьников / О.Н.Урбанская. – М.: Просвещение, 1989. – 48 с.
41. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г.Филиппова. - М.: Сфера, 2002. – 157 с.
42. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. - М.: Наука, 1990. – 237 с.
43. Фромм, А. Азбука для родителей / А.Фромм. – Ленинград: Лениздат, 1991. – 46 с.
44. Хьел, Л. Теории личности / Л.Хьел, Д.Зиглер. - СПб.: Питер, 1998. – 727 с.
45. Шершенева, Е. Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье / Е.Ф.шершенева. – М.: Просвещение, 1989. – 47 с.
46. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная терапия / Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добряков, Р.М.никольская. - СПб.: Речь, 2003. – 381 с.
47. Энциклопедич. словарь юного историка // Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева.- М.: Педагогика –Пресс, 1993.- С. 71.
48. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. - СПб.: Питер, 1999. – 114 с.
49. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. – М.: Наука, 1996. – 257 с.
62
Информация о работе Исследование представлений об образе родителей