Исследование представлений об образе родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

Смысл понятия «отраженная интерсубъектность» заключается в продолженности ситуации интерсубъектного взаимодействия одних людей в жизни другого человека, присутствовавшего в отраженной им ситуации. Речь идет об отражении в психике человека черт ситуации межличностного взаимодействия других людей, когда объектом отражения становятся не их личностные или субъектные черты, а черты и особенности их взаимодействия.

В качестве примера О.В.Шапатина упоминает феномены восприятия человеком ситуаций взаимодействия других людей, не сводимые к известным модусам социальной перцепции. Имеются в виду переживания индивидом того влияния, которое оказывает на него взаимодействие других людей, связанных с ним какими-либо отношениями, или даже самой ситуацией. Факты существования таких переживаний фиксируются высказываниями типа: «Мне неприятна эта ситуация», «Остался неприятный осадок», «Когда они вместе, они невыносимы». В данном случае речь идет о переживаниях субъектом своей собственной динамики, характеризующей, однако, не столько его самого, сколько какие-то параметры отраженной ситуации взаимодействия других людей. Именно эти параметры ситуации, фиксируемые в переживаниях субъекта, и есть отраженная интерсубъектность.

Так, ребенок, ставший свидетелем межличностного конфликта родителей, который прошел все стадии развития от конфликтной ситуации до разрешения, переживает гамму эмоций. Однако, очевидно, что эта динамика субъекта переживания (ребенок) характеризует не столько его и участников межличностного конфликта (родители), сколько параметры ситуации их (родителей) межличностного взаимодействия. Более того, последствия этого события для ребенка будут зависеть, прежде всего, от того, как разрешится этот конфликт. Данные консультативной и терапевтической практики показывают, что наибольшую опасность для личностного развития ребенка представляют не столько конфликты родителей сами по себе, сколько хроническая конфликтная ситуация в семье (что характерно для семей будущих «социальных сирот»), либо родительские конфликты, не нашедшие позитивного разрешения. И, наоборот, в тех случаях, где дети присутствуют в ситуациях родительских конфликтов, которые позитивно разрешаются, там у детей обнаруживается более высокий уровень конфликтной компетентности, более низкая тревожность в семейной ситуации. Отраженная интерсубъектность не есть только образ ситуации, в большей степени она есть смысл ситуации для субъекта отражения.  Понятие «отраженная интерсубъектность» показывает механизм представленности в личности социального целого.

Смысл понятия интерсубъектная отраженность заключается в представленности индивида в общении окружающих его людей своими субъектными чертами. Иными словами, интерсубъектная отраженность индивида есть его особая значимость для других, обнаруживающаяся в ситуации их (этих других) взаимодействия. Эмпирически зафиксировать интерсубъектную отраженность индивида в других возможно через регистрацию изменений в их общении при его реальной или виртуальной актуализации в ситуации. В интерсубъектной отраженности индивид приобретает свою продолженность в ситуациях общения людей, для которых он обладает значимостью, в параметрах того общего, которое производят в своем общении эти люди.

Примером проявления интерсубъектной отраженности является изменение в характере и особенностях поведения супругов при актуализации в ситуации взаимодействия их ребенка. Обнаруживая себя как субъект, ребенок переключает их общение из общения между супругами (супружеское) в общение между родителями (родительское).

Качественные характеристики интерсубъектной отраженности ребенка в родителях детерминируют отраженную интерсубъектность родителей в ребенке, то есть качественные изменения в системе его отношений с миром. Иными словами, речь идет о том, что личностное развитие ребенка в семье зависит от особенностей того, как ситуации взаимодействия родителей отражены в психике ребенка и как эти образы влияют на динамику его состояний. В свою очередь, качественные характеристики взаимодействия родителей определяются субъектной представленностью ребенка в ситуации их взаимодействия.

О.В.Шапатина обнаружила, что актуализация в сознании ребенка образа ситуаций общения его родителей друг с другом (отраженная интерсубъектность) вызывает значимые изменения его личности: динамика самооценки, тревожности в семейной ситуации, уверенности – неуверенности. Качественные характеристики личностной динамики ребенка, порождаемой образами отраженной интерсубъектности, непосредственно определяются особенностями общения его родителей.

Предложенная О.В.Шапатиной модель ситуаций взаимодействия родителей и ребенка очень инструментальна и удобна для понимания роли сложившейся в семье системы взаимоотношений в формировании личности ребенка. Эта модель позволяет описать представленность родителей в психике ребенка-сироты.

Как мы уже упоминали, воспитанники детских учреждений интернатного типа характеризуются как «трудновоспитуемые», «проблемные», «педагогически запущенные», демонстрирующие «асоциальное поведение» и т.п. Все эти характеристики отчасти являются следствием тех условий (психологических и социальных), которые определяют развитие личности именно в учреждении закрытого типа, в ситуации ранней психической депривации, о чем мы подробно говорили выше. Однако немаловажную роль, на наш взгляд, играет также ситуация, предшествующая помещению ребенка в детский дом (интернат), а именно – жизнь ребенка в семье. Социальный сирота в 100 процентах случаев – выходец из крайне неблагополучной семьи, где нередки побои, насилие, ущемление прав ребенка, отсутствие внимания и контроля со стороны родителей. Ребенок в такой семье постоянно находится в состоянии конфликта с родителями или является наблюдателем конфликта родителей между собой. Конфликты эти, как правило, неконструктивны и являются хроническими, перманентно воспроизводимыми. Негативные формы общения между значимыми для ребенка людьми оказываются представленными в его сознании, негативно преобразуя всю систему отношений ребенка с миром [2]. Таким образом, мы видим, что отраженная интерсубъектность родителей в ребенке носит крайне негативный характер.

Осознание ребенком несоответствия представлений о своих родителях их реальному поведению и коррекция этих представлений, на наш взгляд, облегчит процесс социализации ребенка, уменьшит его тревожность и неуверенность в своих силах, научит менее болезненно реагировать на ситуации, связанные с темой семьи и его прошлого.

В сознании ребенка реальные родители идеализируются, а значит, снижается критичность восприятия их образа жизни и поведения. Негативные переживания и воспоминания, связанные с родителями и их поведением (пьянство, побои, конфликты) в сознании детей отступают на второй план, уступая место тоске по матери и стремлению вернуться к ней во что бы то ни стало.

Анализируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Особенностями родителей с асоциальным поведением являются: ведение аморального, противоправного образа жизни, не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям жилищно-бытовые условия, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.

2. Игнорирование в поведении родителей  характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка.

3. Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка.

4. Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ С АСОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

2.1.  Методологические и методические основы исследования образа родителей в сознании детей и подростков

 

Для экспериментального исследования образа родителей в сознании детей и подростков различной возрастной группы, мы опирались на следующие  принципы:

                  Принцип научности - использовались научно-апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологической концепции. В исследовании образа родителей применялись только адаптированные, валидные методики.

                  Принцип системности – образ родителей в сознании детей и подростков рассматривается как, система отношений, обладающая структурой, компоненты которой находятся в функциональной зависимости.

                  Принцип детерминизма. Изменения образа родителей в сознании детей зависит от внутрисемейных отношений, психологического климата и эмоциональной близости между членами семьи.

В качестве методов исследования выступили: 1) психодиагностические методы (опросник «Детско-родительские  отношения» и методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)), проективная методика «Рисунок семьи»; 3) методы обработки данных (сравнительный анализ), методы математической статистики: корреляционный анализ по  Спирману (Spearman Rank Order Correlation), c использованием пакета статистических программ Statistica 6.0.

Методика «Родителей оценивают дети» создана на базе методики «Анализ семейного воспитания» (АСВ) И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Она предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.

Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ.

Опросник содержит описание различных особенностей поведения родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Необходимо оценить, насколько поведение родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставить на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у отца (матери) часто;

5 - если подобное поведение встречается у отца (матери) всегда.

В вопросах №№ 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место, что вопросы 109 - 116 касаются не личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.). Также данные опросник состоит из 2х частей, первая посвящается отношению к матери, вторая – к отцу.

Второй методикой нами  был выбран вариант метода "Незаконченных предложений", разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу. Выделяют 15 шкал:

1.      Отношение к отцу;

2.      Отношение к себе;

3.      Нереализованные возможности;

4.      Отношение к подчиненным;

5.      Отношение к будущему;

6.      Отношение к вышестоящим лицам;

7.      Страхи и опасения;

8.      Отношение к друзьям;

9.      Отношение к своему прошлому;

10. Отношение к лицам противоположного пола;

11. Сексуальные отношения;

12. Отношения к семье;

13. Отношение к сотрудникам;

14. Отношение к матери;

15. Чувство вины;

Информация о работе Исследование представлений об образе родителей