Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа
Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний (Л.И.Вассерман, И.В.Дубровина, М.Кле, Р.Кэмпбелл, Л.А.Регуш, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкий).
Проблеме отношения и оценке родителей самими детьми, в том числе гендерным различиям до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. В то же время исследования аспектов гендерной идентичности можно найти в трудах В.В. Знакова, И.С. Клециной, И.С.Кона, В.А. Лабунской, Л.Н. Ожиговой и др. Очевидно, что без учета особенностей образа родителей, невозможно изменить подчас утрированное негативное отношение подростка к родителям, трудно его скорректировать, приблизить членов семьи к взаимопониманию, а, следовательно, - к гармонизации внутрисемейных отношений (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживается расхождение во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки. Чаще всего эти кризисные проблемы проявляются в неумении найти общий язык по-поводу распространения супружеских обязанностей в обеспечении семьи, распределении бытовых ролей, воспитании детей. Неудовлетворительное общение супругов влияет на формирование негативного представления у детей о семейной жизни, и как нам представляется, не лучшим образом отражается на представлениях детей и подростков о собственных родителях.
Возникновение затруднений и препятствий, приводящих к невозможности реализации функции семьи, вызывает множество проблем, связанных с развитием личности каждого из ее членов и, прежде всего, детей, формированием полноценного взаимодействия, создающего условия для социализации личности.
Актуальность исследования образа родителей связана еще и с профилактикой, предупреждением отклоняющихся форм поведения детей и подростков так как дети и подростки, находясь в неблагополучных условиях и имея в их лице негативный пример, демонстрируют не лучшие образцы поведения и взаимоотношения в социуме.
Цель исследования – выявить особенности образа родителей с ассоциальным поведением в сознании детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические представления о влиянии родителей, ведущих асоциальный образ жизни на формирование личности детей и подростков.
2. Выявить влияние родительского поведения на поведение детей и подростков.
3. Выявить различия в восприятии образа родителей в асоциальных и просоциальных семьях.
4. Изучить взаимосвязь эмоционального отношения ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней.
5. Определить особенности восприятия образа родителей с асоциальным поведением у детей и подростков.
Объект исследования – семьи с асоциальным типом поведения.
Предмет исследования – образ родителей с асоциальным поведением в сознании детей и подростков.
Выборка исследования. Для достижения основной цели исследования была выделена необходимая категория испытуемых – детей и подростков из асоциальных и просоциальных семей (дети воспитывающиеся в социальных приютах). Всего в исследовании приняли участие – 43 человека. Экспериментальная группа состояла из детей и подростков – воспитанников социального приюта – 23 человека.Контрольная группа состояла из детей и подростков из благополучных, просоциальных семей – 20 человек.
Гипотеза исследования: образы родителей, выступая существенным компонентом образа мира, имеют свои особенности и различаются у детей и подростков из асоциальных (воспитанники социального приюта) и просоциальных семей.
Методология и методы проведенного исследования. Исследования образа родителей строилось на таких принципах как:
Принцип научности.
Принцип системности.
Принцип детерминизма.
Исследование образа родителей в сознании детей и подростков оперались на такие психологические принципы как системность, детерминизм и научность.
В качестве методов исследования выступили: 1) анализ литературных источников; 2) психодиагностические методы (опросник «Родителей оценивают дети» и методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)), проективная методика «Рисунок семьи»; 3) методы обработки данных (сравнительный анализ), методы математической статистики: корреляционный анализ по Спирману (Spearman Rank Order Correlation), c использованием пакета статистических программ Statistica 6.0.
Структура работы: работа состоит из 80 страниц (без учета приложений), из 2 глав, 5 разделов, введения, заключения и списка используемых источников, состоящего из 49 наименований, 4 таблиц, также имеются 6 рисунков и приложения.
Во введении рассматривается актуальность избранной темы и ее проблематики, сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. В первой главе проводится анализ теоретической основы по данной теме, выделяются основные психологические особенности асоциальных семей, детей и подростков в них воспитывающихся. Рассмотрены понятия «значимый взрослый», «стили воспитания», внутрисемейная психология.
Во второй главе интерпретируются и анализируются результаты эмпирического исследования по выбранной теме.
В заключении анализируются основные положения и делаются выводы относительно наличия особенностей образа родителей в сознании детей и подростков из неблагополучных семей.
В глоссарии даны определения понятиям, составляющим основу теоретического и практического материала.
В приложениях предоставлены использованные методики, статистические данные, таблица сырых баллов, для дополнения картины проведенного исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛИЯНИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВЕДУЩИХ АСОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие об асоциальной семье
Существует множество терминов раскрывающих понятие неблагополучной семьи, одним из них является понятие асоциальная семья. Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.
Существует подтвержденная гипотеза, что преступники все же чаще, чем непреступники, имеют криминальных родителей. В Кембриджском исследовании, например, 37,9% мальчиков, ставших делинквентами, имели хотя бы одного родителя, совершившего уголовное преступление до того, как ребенку исполнилось 10 лет; для неделинквентов этот показатель составил 14,6%. Семейная криминальность также предсказывала устойчивую криминальность детей после достижения ими 20-летнего возраста, равно как и судимости за насильственные преступления. В свою очередь, бывшие делинквенты, став родителями, часто имеют делинквентных детей. Аналогичная межпоколенная передача была обнаружена для агрессии. Это, по-видимому, справедливо и для расстройства поведения, поскольку Лейхи обнаружил, что 50% детей с симптомами расстройства поведения, направленных на клиническое обследование и лечение, имели родителя (в основном отца) с антисоциальным расстройством личности, по сравнению с 11% детей с другими расстройствами [12].
Было предложено несколько возможных объяснений. Согласно одному из них, эта связь обусловлена генетическими факторами, общими у родителя и ребенка, хотя такое объяснение более правдоподобно для постоянного совершения преступлений, чем для кратковременной делинквентности. Второе объяснение состоит в том, что родители служат моделями антисоциального поведения. В Кембриджском исследовании эта связь была сильнее, когда родители совершали преступные действия в период воспитания ребенка, и не обнаруживалась в том случае, Когда родители впервые совершили преступление после достижения ребенком 18-летнего возраста. Тем не менее Вест и Фаррингтон не нашли доказательств тому, что родители прямо моделируют криминальное поведение или Вовлекают сыновей в преступную деятельность. По их мнению, даже если более плотное наблюдение полиции за криминальными семьями оставляет для этого некоторую возможность, они рассматривают неэффективную воспитательную практику в качестве более правдоподобного фактора, так как при контролировании других переменных самой характерной чертой криминальных родителей является плохой надзор за детьми. Кроме того, родительская криминальность оказалась связанной со слабой дисциплиной детей [18].
Однако родительская криминальность коррелирует также с отсутствием постоянной работы и зависимостью от социальных пособий, что может вносить свой вклад в распад семьи и семейный стресс; как было обнаружено родители делинквентов отклоняются от среднестатистической «нормы» и во многих других аспектах. Мак-Корд установил, что родительская девиантность давала наибольший эффект, когда сочеталась с родительской агрессивностью и конфликтом в семье, но ее эффект был относительно слабым, когда отец проявлял уважение к матери и любовь к ребенку. По наблюдениям Колвина с коллегами , родители мальчиков, позже ставших преступниками, чаще характеризовались как агрессивные и «неэффективные». Таким образом, неспособность родителей с асоциальным поведением предоставить своим детям образцы нормативного и просоциального поведения является еще одним возможным объяснением эффектов родительской криминальности [46].
Девиантное материнство. В последние десятилетия наблюдается тенденция к такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» — отказ матери от ребенка. Существуют ли какие-то специфические характерологические особенности личности, которые нарушают естественное формирование готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем это наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.
Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его как обманувшего ее надежды, источник принуждения и страдания.
Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают [29].
По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного материнства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация [2].
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельствуют об искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации материнства и инфантильном отношении к беременности у девушек-подростков, ожидающих ребенка. В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:
1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, несдержанность аффектов.
2. Неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости.
Информация о работе Исследование представлений об образе родителей