Исследование фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:51, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……..6
1.1. Проблема фрустрации и фрустрационных реакций в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………….…………..6
1.2. Понятие «развод»…………………………………………………………16
1.3. Влияние развода на эмоциональную сферу ребенка……………………26
Выводы по первой главе………………………………………………………38
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……………39
2.1. Организация и проведение исследования…………………………………39
2.2. Результаты экспериментального исследования специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей…………………………………………………………………………44
Выводы по второй главе ………………………………………………………...54
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1.29 Мб (Скачать)
 

    Из  приведенной таблицы следует, что  при сопоставлении детей из полных и неполных семей, возникают существенные различия в поведении, проявлении чувств и эмоций, а также в оценке себя. Так детей из полных семей характеризуют такие качества, как открытость, доброе отношение к окружающим, открытое выражение своих планов, уверенность в собственных способностях. Детям, воспитывающимся в неполных семьях присущи прямо противоположные качества: зажатость, эмоциональная закрытость, скрытая агрессия, неверие в свои силы и способности.

    Тест  незаконченных предложений направлен  на диагностику отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Количество предложений каждой категории сгруппировано по темам (1-3 предложения на каждую тему), их порядок можно менять, но нежелательно группировать вместе предложения на одну и ту же тему. Анализ ответов детей дает возможность получать представления о переживаниях каждого ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем.

    На  основании  анализа частоты наиболее распространенных ответов по данной методике были определены наиболее значимые и «болезненные» для детей  темы. Представим полученные данные в таблице 2.

           Таблица 2.

Анализ  результатов методики «Завершение предложения» в двух экспериментальных группах

категории 1 группа учащихся (полные  семьи) Угол  фишера 2 группа учащихся (неполные  семьи) Угол  фишера
Негативные  переживания и страхи Испытывают  редко, их характер кратковременен 1,176 Постоянные переживания и страхи 1,480
Отношение к людям в целом Позитивное  восприятие людей 0, 937 Агрессивное отношение  к людям 1, 520
Отношение к папе Близкие отношения. 0, 870 Переживания по поводу отсутствия отца в семье 1,342
Отношение к маме Устойчивая  связь с матерью 0, 856 Недостаточно  устойчивая связь с матерью 1,428
Отношение к брату (сестре) Положительные, дружественные 1,107 Нейтральные, связь  почти отсутствует 1,382
Детско-родительские отношения положительные 0,962 Неустойчивые 1,461
 

    По  результатам данной методики мы отметили, что у некоторых учеников из разведенных семей имеется слабая эмоциональная связь с матерью (30 % исследуемых), которая возможно возникла вследствие воспитания ребенка бабушкой и дедушкой. В отличие от них дети из полных семей не испытывают подобного рода сложности в отношении с матерью. Характерно, что практически у всех детей (особенно это касается тех, чьи родители разошлись менее года назад) проявляется эмоциональное переживание по поводу отсутствия в семье отца (65 %). Таким детям присуще подавленность и раздражительность, которые проявляются как следствие наличия определенного желания и отсутствия возможности его выполнения.

    Некоторые дети из неполных семей драчливы, испытывают трудности в  установлении отношений  с детьми, для них характерна низкая учебная мотивация и, как следствие, отрицательное отношение к школе (54 %). Причем те отрицательные эмоции, которые демонстрируют нам дети из неполных семей, часто носят поверхностный характер и возникают вследствие низкой самооценки, отсутствия веры в свои силы и возможности и чувства собственной неполноценности.

    В отличие от детей из разведенных  семей, дети из полных семей испытывают положительное отношение к себе, своей семье и окружающим в  целом. Для  них характерно отсутствие агрессии, такие дети более открыты, доброжелательны, жизнерадостны.

    Из  полученных данных мы можем сделать  вывод о том, что дети, находящиеся  в ситуации развода испытывают массу  трудностей психологического характера  в отношениях с окружающими, а  также в отношении к себе. Следовательно, чтобы решить проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях необходима разработка и реализация коррекционной программы, ориентированной на снижение негативного состояния ребенка переживающего развод родителей.

    Представим полученные данные в виде диаграммы.

      

    Рис. 2. Процентное соотношение полученных данных по методике «Завершение предложения» в двух экспериментальных группах.

    При исследовании направлений реакций  личности школьника на фрустрирующую ситуацию нами установлено достаточно равномерное распределение экстра- (45%) и интрапунтивных (40%) направлений реакции на фрустрацию, импунтивные реакции отмечены лишь у 15%. Нужно заметить, что реакции импунитивного направления означают стремление уладить конфликт, как-либо изменить неловкую ситуацию.

    Такие тенденции, как ассимилятивный тип  поведения, повышенное чувство стыда, вины, аутоагрессивные формы поведения, неадекватное признание себя как  виноватого, отмечены только у 20% школьников. Экстрапунитивность бывает связана с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстрапунитивности может проявиться на у испытуемых после социального или физического стрессового воздействия. Повышенный показатель интропунитивности обычно указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения, касаясь нашего исследования, можно сказать, что показатели данной реакции в исследуемых нами группах находятся в пределах нормы.

    Как правило, у большинства испытуемых в той или иной степени представлены все факторы. Наличие и проявление всех факторов свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы преодоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. Напротив, отсутствие каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они потенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

    Так некоторые наши испытуемые в ситуациях фрустрации склонны преуменьшать травмирующие, неприятные аспекты своих ситуаций и тормозить обращенные к окружающим агрессивные проявления там, где другие обычно выражают свои требования в экстрапунитивной манере.

    Наиболее  значимыми фрустрируемыми ценностями для девочек явились внешний  вид, нравственность и социальный статус, для мальчиков – также социальный статус, а помимо него, характер и  благополучие. В целом же средний балл  3,97, что характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Преобладание среднего уровня агрессивности и враждебности свидетельствует об их адекватности в различных ситуациях. В данном случае фрустрация для школьников эпизодическое, преходящее состояние. Лишь у малого числа (10%) выявлен повышенный уровень агрессии – как ауто-, так и внешнеобвиняющей.

    Таблица 3.

Анализ  результатов методики «Фрустрационные реакции»

  Экстрапунтивные реакции на фрустрацию Угол Фишера Интрапунтивные  реакции на фрустрацию Угол Фишера Импунтивные реакции на фрустрацию Угол Фишера ассимилятивный  тип поведения Угол Фишера Уровень агрессии Угол Фишера Средний бал  фрустрации
1 группа 45 % 1,349 40% 0,752 15% 0,681 5% 0,408 10% 0,214 1,33
2 группа 12% 0,806 60 % 1,263 28 % 1, 472 20% 1,659 30% 0,837 2,64
 

    При рассмотрении взаимосвязи направления  реакции на фрустрацию с ситуацией развода родителей установлена наибольшая выраженность агрессивных способов поведения при самозащитных реакциях. Их представленность в поведении связана с уровнем враждебности, уровнем агрессивности, обидой и подозрительностью. Защищаясь, ребенок внешне будет демонстрировать раздражение, вербальную и физическую агрессию, или, наоборот, агрессивное поведение носит защитный характер, давно известный как механизм компенсации.

    Итак, выполнив анализ полученных результатов по трем методикам, мы пришли к выводу, что фрустрационные реакции у детей из разведенных семей имеют четкую выраженность, в отличие от детей из полных семей, а соответственно зависимость фрустрационных реакций от ситуации развода в семье доказана. 
 
 
 
 

    Выводы  по II главе

Итак,  подводя  некоторый  итог  вышесказанному  можно  отметить,   что существуют специфические моменты, связанные  с  наличием  только  одного  из родителей в семье. Даже в наиболее благоприятных  случаях  развод  наносит  психическую травму   детям. При сопоставлении детей из полных и неполных семей, возникают существенные различия в поведении, проявлении чувств и эмоций, а также в оценке себя.

          Из полученных данных мы можем сделать вывод о том, что дети, находящиеся в ситуации развода испытывают массу трудностей психологического характера в отношениях с окружающими, а также в отношении к себе. Следовательно, чтобы решить проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях необходима разработка и реализация коррекционной программы, ориентированной на снижение негативного состояния ребенка переживающего развод родителей.

    При рассмотрении взаимосвязи направления  реакции на фрустрацию с ситуацией  развода родителей установлена  наибольшая выраженность агрессивных способов поведения при самозащитных реакциях. Их представленность в поведении связана с уровнем враждебности, уровнем агрессивности, обидой и подозрительностью. Защищаясь, ребенок внешне будет демонстрировать раздражение, вербальную и физическую агрессию, или, наоборот, агрессивное поведение носит защитный характер, давно известный как механизм компенсации.

    Итак, выполнив анализ полученных результатов  по трем методикам, мы пришли к выводу, что фрустрационные реакции у  детей из разведенных семей имеют  четкую выраженность, в отличие от детей из полных семей, а соответственно зависимость фрустрационных реакций от ситуации развода в семье доказана. 
 
 

    Заключение

    Детство - это период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

    Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, в семьях после развода, где, как правило, одна мама воспитывает ребенка добиться обстановки гармоничного развития личности удается не всегда. После развода родителей развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности.

    Анализ  результатов нашего исследования показал, что развод или уход одного из родителей вызывает в них целый ряд страхов, чувств и мыслей. Прежде всего, это страх вообще никогда больше не увидеть отца. Развод родителей вызывает у детей и другие чувства. Например, агрессивность. Она появляется от того, что ребенок чувствует себя покинутым, преданным, он чувствует, что его желания не вызывают уважения. Или агрессивность может противостоять страху. Большей частью дети направляют свою ярость против того родителя, которого они считают виновным в разводе. Порой она оборачивается против обоих или поочередно, то против отца, то против матери. Особенно важно то, обстоятельство, что многие дети винят в разводе самих себя. И чем дети младше, тем чаще они чувствуют себя виноватыми.

    Учитывая  вышеописанное, необходимо заметить, что работа психолога должна помочь в осуществлении следующих задач, стоящих перед практикой воспитательной работы с детьми, в том числе  младшими школьниками: предупреждать состояния фрустрации, и если они возникают, регулировать их; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исследование фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей