Исследование фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:51, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……..6
1.1. Проблема фрустрации и фрустрационных реакций в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………….…………..6
1.2. Понятие «развод»…………………………………………………………16
1.3. Влияние развода на эмоциональную сферу ребенка……………………26
Выводы по первой главе………………………………………………………38
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……………39
2.1. Организация и проведение исследования…………………………………39
2.2. Результаты экспериментального исследования специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей…………………………………………………………………………44
Выводы по второй главе ………………………………………………………...54
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1.29 Мб (Скачать)

    Исследование  фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……..6

1.1. Проблема фрустрации и фрустрационных реакций в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………….…………..6

1.2. Понятие «развод»…………………………………………………………16

1.3. Влияние развода на эмоциональную сферу ребенка……………………26

Выводы  по первой главе………………………………………………………38

Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……………39

2.1. Организация  и проведение исследования…………………………………39

2.2. Результаты экспериментального исследования специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей…………………………………………………………………………44

Выводы  по второй главе ………………………………………………………...54

Заключение……………………………………………………………………….55

Список  использованной литературы…………………………………………57

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

    Не  секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать, в принципе, не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую, даже если она старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и агрессивные реакции. Проблема фрустрации нашла свое отражение в трудах Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Н.В. Тарабриной, Ф.Е. Василюка, которые рассматривали способы преодоления фрустраций на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях функционирования личности (P.M. Грановская, И.М. Никольская).

    Проблему  развода изучали такие психологи, как А. М. Полеев, Н. М. Римашевская, С.И.Голода, А.А.Авдеева, Шморина Е. В., их точка зрения на изучаемую нами проблему представлена в нашей работе.

    Актуальность  нашей работы обусловлена тем, что  проблема взаимосвязи развода родителей и фрустрационные реакции младших школьников изучены недостаточно, традиционно фрустрационые реакции младших школьников связывают с адаптацией к школе, либо с другими проблемами, не связанными с семейными отношениями.

    Объект  работы – фрустрационные реакции.

    Предмет работы – особенности фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.

    Цель  работы: исследовать специфику фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.

Согласно  цели можно выделить ряд задач:

1. Раскрыть понятия «фрустрация» и «фрустрационные реакции»;

2. Рассмотреть влияние развода на состояние ребенка младшего школьного возраста;

3. Исследовать специфику фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.

4. Разработать  рекомендации родителям и учителям  по преодолению состояния, возникшего  вследствие развода родителей.

    Гипотеза  исследования: фрустрационные реакции младших школьников переживших развод родителей проявляются в таких качествах, как агрессивность, замкнутость, заниженная самооценка.

    Методы  исследования:

- теоретический  анализ психолого-педагогической, медицинской  литературы по теме исследования.

- эмпирические  методы: наблюдение, устные и письменные  опросы, беседы, методы математической обработки данных.

   Цель  и задачи работы обусловили ее структуру. Наша работа состоит из двух глав (теоретической  и практической), введения, заключения, списка использованной литературы и  приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования фрустрационных реакций  у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей

1.1. Понятие и основные  характеристики фрустрационных  реакций

    Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей (А. Адлер, К. Юнг), усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией.

    В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или  затормаживание ожидаемой реакции  при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время такие авторы, как Н. Д. Левитова, Н. В. Тарабрина, Г. В. Шеряков, В. Д. Дмитриев используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных [14, с. 56].

    Проблема  фрустрации поставлена Куртом Левиным без прямого влияния фрейдизма. В. М. Блейхер  и И.В. Крук, проводя большую экспериментальную работу по фрустрации, к фрейдистам совсем не относятся. С. Розенцвейг утверждает, что фрустрация «имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности» [24, 388]. Здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.

    Согласно, психологическому словарю фрустрация - состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд [19, с. 71].

    С точки зрения З. Фрейда фрустрация - психическое состояние, способное привести к возникновению невроза, З. Фрейд считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Другой тип поводов к заболеванию связан с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. В первом случае заболевают от переживаний, во втором - от хода развития. Невротические заболевания также могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. 3. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению.

    Такие авторы, как Т.В. Снегирева, В.Я. Титаренко, Н.В. Малярова понятие «фрустрация» рассматривают как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации [36, с. 159]. Стресс в данном случае выступает как комплексная мобилизационная психофизиологическая реакция организма в ответ на внешнее воздействие, а дистресс-соответствующее стрессу нарастание эмоционального напряжения [35, с. 162].

    Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то, по мнению Н.Д. Левитова, наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия [23, с. 22]. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

    Проблема  фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще большей  степени является предметом экспериментальных  исследований, проводимых над животными  и людьми (чаще над детьми). Несмотря на большое число опубликованных на тему фрустрации работ, в этой теме еще много неясного. По мнению Е.И. Кузьминой, высказываются даже сомнения в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны, и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции [22, с. 34].

    Существуют  трудности и в понимании самого термина «фрустрация». Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как увидим далее, филология термина близка к распространенному, хотя и не всеми принимаемому, пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Информация о работе Исследование фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей