Исследование фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:51, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……..6
1.1. Проблема фрустрации и фрустрационных реакций в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………….…………..6
1.2. Понятие «развод»…………………………………………………………16
1.3. Влияние развода на эмоциональную сферу ребенка……………………26
Выводы по первой главе………………………………………………………38
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……………39
2.1. Организация и проведение исследования…………………………………39
2.2. Результаты экспериментального исследования специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей…………………………………………………………………………44
Выводы по второй главе ………………………………………………………...54
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1.29 Мб (Скачать)

    Когда разрушается брак, бывшие супруги  особенно нуждаются в помощи и  поддержке близких людей. Родственная сеть - традиционная система безопасности, от которой ожидают психологической помощи и практической поддержки в кризисных ситуациях. Сплоченность родных и их ответственность друг за друга могут оказать быструю и действенную помощь, которая нередко становится частью повседневных отношений. У родственников растерявшийся человек находит эмоциональную защиту, получает нужный совет, с ними решает свои финансовые затруднения.

    Однако  доказано, что при изменении социального  положения и перераспределении  социальных ролей, а также в ситуации эмоциональных конфликтов и многосторонней зависимости родственные связи могут стать контролирующими, нормативно регулирующими и ограничительными. Если попытки решить свои проблемы, изменить структуру повседневной жизни, найти новые ориентиры в жизни не отвечают ожиданиям и ценностям родственников, они подвергаются санкциям и давлению [16, с. 135].

    Почти все родители при разводе не понимают, критикуют, упрекают или прямо обвиняют своих детей в несостоятельности. Родственники часто относятся к  желанию развестись, как к капризу, несмотря на очевидные, разрушительные для обоих супругов конфликты. Их вмешательство становится дополнительной нагрузкой в переживании процесса развода и нередко осложняет его, особенно для женщины.

    Те  из них, кто кроме родственных  не имели других доверительных отношений, испытывают значительные трудности в преодолении последствий развода. Более общительные, имеющие широкий круг друзей, знакомых, значительно легче выходят из этой сложной ситуации.

    Природа связей между людьми, вступающими  в брак, изменилась в последние десятилетия XX в. Политические и экономические перемены в России способствовали тому, что общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи; появилась возможность образования более сложной семейной структуры за счет повторного брака одного или двух партнеров. Тем не менее ситуация развода представляет собой критическое, острое переживание в жизни человека, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение относительно продолжительного времени. Особенно болезненно развод переживают дети. Отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Таким образом, развод родителей одинаково тяжело воспринимается как самими взрослыми, так и детьми. Часто взрослые не контролируют свои переживания, тем самым меняется их отношение к детям. Личность ребенка формируется в послеразводный период, что накладывает свой отпечаток. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. Развод вызывает у детей сильные переживания. Следовательно, родителем необходимо более серьезно подходить к разрыву своих отношений и учитывать степень их влияния на ребенка. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

    Таким образом, анализ научных психолого-педагогических подходов к изучаемому феномену позволил нам сформировать достаточно полное представление о  понятии и сущности развода. Однако проведенный анализ не раскрывает проблему нашего исследования, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим влияние развода на эмоциональную сферу ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Влияние развода  на эмоциональную сферу ребенка

    В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния  развода на супругов, их поведению  в ситуации развода, а также причинам разводов. Однако влиянию развода  на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. Данная тематика освещается лишь в психотерапии, в качестве отдельных случаев (невротические расстройства личности). Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также работы, посвященные изучению личностных особенностей детей из неполных семей, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, B.C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и других. Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [14, с. 235].

    Согласно  исследованиям Е.О. Смирновой и  B.C. Собкина, наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Вместе с тем не стоит забывать, что образец жизни, образец общения, отношения к миру - это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка - в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод - это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей - это всегда разрушение среды обитания.

    Одно  из самых ближайших последствий  после разводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов.

    Стратегия отношения к ребенку в период развода заключается в сохранении доверия ребенка к миру. В зависимости от возраста, пола и особенностей личности это потребует различных усилий. Во имя благополучия ребенка на всех этапах развода нужно помнить о трех целях:

- добиться того, чтобы ваша семья так и осталось семьей;

- свести к минимуму негативные последствия для детей;

- принять развод как неотъемлемую часть бытия [26, с. 171].

    Как считает B.C. Собкина, первый вопрос, который обычно задают психологам: что и как надо говорить ребенку о состоявшемся разводе и об изменении в жизни семьи? Хорошо, если и мать, и отец займут единую и четкую позицию, не будут скрывать и умалчивать. Всякие недомолвки, шепот усиливают напряжение детей, повышают их любопытство, вызывают подозрения и могут спровоцировать совершенно фантастические предположения.

    Всегда  стоит беречь чувства ребенка, но важно дать достаточную информацию для того, чтобы он не фантазировал, ведь иные фантазии будут куда болезненнее, чем правда. Нужно помнить, что дети склонны чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. С их точки зрения, причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения [33, с. 91].

    По  мнению Е.О. Смирновой, чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное - дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение. Это очень важный момент развития ваших будущих отношений, как с бывшим мужем, так и с детьми. Совершенно ясно, что лгать детям нельзя. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. С другой стороны, понятно, что и всю правду о ваших отношениях иногда сказать, не травмируя ребенка, бывает невозможно. Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у него возникнут вопросы об отце (или матери).

    Е.О. Смирнова отмечает, что дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться [35, с. 138].

    По  мнению А.И. Захарова, в любом случае нужно понятно и доступно объяснить ему ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. Но прежде чем приступить к разговору, нужно еще раз хорошо продумать - как понятно и правдиво объяснить детям, что произошло между вами, как часто папа (или мама) будут их видеть, где вы вместе с ребенком будете жить, кто из родственников будет чаще других гостить в вашем доме. Если ребенку расскажет об этом человек, которому он доверяет и которого любит, сообщит все обстоятельства по возможности спокойно, без преувеличений и без лишних эмоций, ребенок отнесется к происшедшему более разумно и спокойно [8, с. 39].

    А.С. Семенюк считает, что следует признать, что если развод действительно необходим родителям, то он необходим и ребенку, поскольку после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из супругов. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно воспроизводятся конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Такая семейная обстановка оказывает на ребенка более тяжелое воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Вместе с тем, необходимо помнить, что для ребенка даже самый оправданный развод может стать сильнейшим потрясением, вызвать неблагополучные последствия, проявления которых иногда продолжаются значительное время. При любых обстоятельства развода (кроме тех, когда он устраняет источник угрозы для ребенка) поведение ребенка изменится, как оно меняется у всех людей, переживающих психологический стресс [23, с. 107].

    Неблагополучие  детей, связанное с семейными проблемами, особенно заметно в школе или детском саду и проявляется в неожиданных слезах, агрессивности, конфликтах с детьми и педагогами, рассредоточенностью внимания.

    Изменения эти могут быть разными, протест  ребенка против насильственного вмешательства в его судьбу может принимать как явные, так и скрытые формы. Важно знать, что переживания ребенка чаще всего имеют косвенное, не прямое выражение: он может ничего не говорить матери, но ссориться с друзьями, отказываться участвовать в детских праздниках и т.п. Все это - признаки психологического неблагополучия ребенка, ослабления его способности приспосабливаться (адаптироваться) к обстоятельствам своей жизни.

    Исследования  А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина выявили некоторые закономерности между реакцией на послеразводовый стресс и полом ребенка (всего исследовали 131 ребенка в возрасте на момент развода родителей от 2 до 18 лет) [28, с. 114].

    Девочки чаще носят переживания «в себе», и внешнее поведение может у них почти не меняться. Однако вполне могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Стоит прислушаться к дочке, если она вдруг начинает жаловаться на нездоровье. Иногда все эти признаки служат одной задаче - привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней мере, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили. В то же время, отвлекаясь от семейных несчастий, девочка может скакать и прыгать во дворе, не испытывая каких-либо неудобств. Очень часто все это - нарушение процесса работы различных систем внутренних органов, не затрагивающие их анатомического строения. Ведущие переживания - грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне казались преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становились глубоко обеспокоенными, теряли способность выбора, испытывали страх измен и предательств в интимных отношениях.

    Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания - гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект в зависимости от наличных условий - они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история - уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не смогли выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности [28, с. 119].

    Таким образом, переживания девочек доставляют беспокойство, в первую очередь, им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

    Многое  в психологической реакции ребенка  зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее в нем  проявляются признаки пола и тем  более серьезными могут быть нарушения  поведения. Маленькие дети могут  дать понять о своем неблагополучии только одним способом - заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикание, навязчивые движения - все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате.

Информация о работе Исследование фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей