Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:51, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……..6
1.1. Проблема фрустрации и фрустрационных реакций в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………….…………..6
1.2. Понятие «развод»…………………………………………………………16
1.3. Влияние развода на эмоциональную сферу ребенка……………………26
Выводы по первой главе………………………………………………………38
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……………39
2.1. Организация и проведение исследования…………………………………39
2.2. Результаты экспериментального исследования специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей…………………………………………………………………………44
Выводы по второй главе ………………………………………………………...54
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………57
Приложения
Исследование включает в себя три этапа:
1
этап – подготовительный –
включает знакомство с
2 этап – основной – на данном этапе проводится анализ исследования в целом, подводятся итоги.
3 этап – заключительный – разработка рекомендации родителям и социальным педагогам по преодолению негативных состояний, возникших у ребенка вследствие развода родителей.
В соответствии с поставленной нами гипотезой для проведения экспериментального исследования нами были выбраны следующие методики:
- Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.
Данная методика дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Она помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист для рисования, карандаш и ластик. В некоторых источниках можно встретить допущение о том, что испытуемый может пользоваться и цветными карандашами. Инструкция ребенку может быть приблизительно такой: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь». После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
В ходе оценке КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, за тушевание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
- анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
- анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи);
- анализ процесса восприятия рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Анализ рисования дает богатую
информацию о семейных
- «Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала).
Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей. Все ответы ребенка следует записывать дословно. Для нашего исследования он имеет значение т.к. позволяет выявить отношение ребенка к родителям, братьям, сестрам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также позволяет выявить наличие внутренних конфликтов и значимых переживаний.
- Фрустрационный тест Розенцвейга (детский)
Тест относится к проективным интерпретационным тестам и направлен на изучение фрустрационной толерантности. Выявляет особенности переживаний и поведения ребенка, актуализируемых при разрешении трудностей (объективно непреодолимых или только субъективно так понимаемых), возникающих на пути к достижению цели или к решению задачи. Методика содержит 24 условных рисунка и рассчитана на выявление характерных типов ответа на повседневные стрессовые ситуации. Возрастные рамки этого варианта метода Розенцвейга - от 4 до 13 лет. На каждом рисунке один действующий персонаж каким-то образом срывает планы другого, произнося определенные слова, помогающие уяснить фрустрацию другого персонажа. На место этого другого и должен поставить себя ребенок и дать ответ от своего имени, как если бы он и был тем человеком, который попал в ситуацию фрустрации. Моделируемые в методике ситуации можно разделить на два вида: препятствие и обвинение.
На специально отведенном месте тестовой карточки записывается ответ. Полученные ответы определенным образом шифруются, оценка результатов проводится с точки зрения выраженной направленности реакций личности и типов реакции личности в фрустрационных ситуациях. С учетом типа реакции ответы делятся на следующие:
- акцент на препятствии и его значимости для него;
- акцент на защите и ее направленности: порицание источника фрустрации (экстрапунитивная), порицание самого себя (интропунитивная), тенденцию избежать порицания (импунитивная);
- акцент на разрешении ситуации.
Кроме того, методика дает возможность судить о степени социальной адаптации ребенка, наличии агрессивных тенденций и их направленности, умении принимать вину на себя и «сбрасывать» вину на другого. Считается, что реакции на фрустрацию - индивидуальные тенденции совладания со стрессом. В отечественной психологии тест используется в рамках клинической и педагогической (школьной) психологии, а также при индивидуальном и семейном консультировании. Для нашего исследования он имеет значение т.к. позволяет выявить тип реакции на сложившуюся ситуацию и степень социальной адаптивности.
Для
проверки достоверности полученных
по двум методикам данных, мы использовали
угловой критерий Фишера. Критерий
Фишера предназначен для сопоставления
двух выборок по частоте встречаемости
интересующего исследователя
2.2. Результаты экспериментального исследования особенностей фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей
Для проведения диагностики «Рисунок семьи» была организована предварительная работа, включающая в себя изучение семьи каждого ребенка, знакомства с детьми. Выполняя анализ методики "Рисунок семьи" сразу стоит оговориться, что в рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания.
Представим
полученные данные с помощью диаграммы.
Рис.
1. Процентное соотношение
полученных данных по
методике «Рисунок семьи»
в двух экспериментальных
группах.
Среди рисунков, полученных в ходе эксперимента, можно выделить рисунки тех детей, семьи которых являются неполными, либо в них существуют проблемы в отношениях отца с матерью. На одном из рисунков, например, ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные и что интересно - рук нет, соответственно можно предположить, что ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны брат и сам художник такого же роста (см. рис.1, приложение №1).
На другом рисунке ребенок изобразил всю семью, включая бабушек и дедушек, даже домашних животных, но, исключая отца. Родители этой девочки находятся в разводе, отношения с отцом отсутствуют, соответственно девочка полностью вычеркивает его из своего мира (см. рис.2, приложение №1). Вызывает интерес такой рисунок. На рисунке изображен мальчик (автор рисунка) с папой, но, кроме папы из семьи не изображен больше никто. Рисунок выполнен в темных оттенках, штриховка грубая, частная, что может свидетельствовать об эмоциональном напряжении мальчика, рисующего свою семью (см. рис.3, приложение №1).
Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Дети, проживающие совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Если ребенок изображает на рисунке семью не полностью, то за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
На рисунках детей, переживающих развод родителей, достаточно четко просматривается наличие травматического переживания, связанного с семьей. Характер рисунка показывает чувство отверженности, покинутости, отсутствие чувства безопасности, о чем свидетельствует цветовая гамма рисунка, тип штриховки, расположение фигуры ребенка на листе.
Встречаются такие ситуации, когда ребенок на рисунке уменьшает состав своей семьи, забывая нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. В полученных нами рисунках встречаются такие, на которых отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции (см. рис. 4 и 7, приложение № 1). Когда мы спрашивали у детей, нарисовавших подобные рисунки, почему не нарисован тот или иной член семьи, получали в ответ: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но в нашей практике один ребенок ответил на указанный вопрос: «Не хочу, чтобы он с нами жил».
На одном из рисунков вместо реальных членов семьи ребенок нарисовал
семью зверят. Можно предположить, что этот мальчик ощущает отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зайцев) (см. рис.5, приложение №1).
Кроме того, представляют интерес такие рисунки, на которых часть семьи расположена в одной группе, а один или несколько членов семьи – отдаленно (см. рис. 6, приложение №1). Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда - наличие угрозы, исходящей от него.
В целом по проведению данной методики можно отметить, что степень развития изобразительной культуры у детей средняя. Образы членов семьи недостаточно выразительны. На некоторых рисунках ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, что говорит о чувстве одиночества и изолированности, можно сделать вывод, что ребенок не чувствует себя членом семьи (см. рис.4 приложение №1). На некоторых рисунках ребенок вообще отсутствует, что говорит о чувстве неполноценности, отчужденности. Отсутствие на рисунках взрослых говорит о негативном отношении ребенка к ним, отсутствие эмоциональной связи с ними.
Многие
рисунки выполнены сильной
Таблица 1.
Анализ
результатов методики
«Рисунок семьи» в
двух экспериментальных
группах.
категории | 1 группа учащихся (полные семьи) | Угол фишера | 2 группа учащихся (неполные семьи) | Угол фишера |
Отношение к отцу | положительное | 1,053 | Агрессивное восприятие | 1,532 |
Отношение к братьям, сестрам | Дружественное, открытое общение | 0, 608 | Отсутствие контакта, неустойчивые отношения | 0, 970 |
Отношение к семье | Близкие отношения между членами семьи | 1, 107 | разобщенность между членами семьи | 1,532 |
Отношение к родственникам | положительные, дружественные | 0, 729 | неустойчивые в эмоциональных проявлениях | 1,219 |
Отношение к людям | Положительное, дружественное | 1,112 | недоверчивы в общении с людьми, закрыты | 1,426 |
Отношение к собственным способностям | уверены в своих способностях | 0,805 | неуверенны в своих способностях | 1,216 |
Негативные переживания, страхи | носят кратковременный характер | 1,105 | часто проявляются | 1,543 |
Мечты и планы на будущее | открыто выражают | 0,752 | не выражают, либо таковые отсутствуют | 1,307 |