Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:51, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования фрустрационных реакций у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……..6
1.1. Проблема фрустрации и фрустрационных реакций в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………….…………..6
1.2. Понятие «развод»…………………………………………………………16
1.3. Влияние развода на эмоциональную сферу ребенка……………………26
Выводы по первой главе………………………………………………………38
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей……………39
2.1. Организация и проведение исследования…………………………………39
2.2. Результаты экспериментального исследования специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей…………………………………………………………………………44
Выводы по второй главе ………………………………………………………...54
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………57
Приложения
По мнению А.С. Спиваковской, невсегда в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые изменяются и в отношении к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и, не стесняясь, говорит об этом, кто-то настраивает себя на то, чтобы всецело отдать себя воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом случае внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Нередко взрослые просто «отыгрываются» на детях как самых беззащитных и доступных для выброса злых чувств существах. К сожалению, некоторые взрослые, поглощенные собственным несчастьем, посвящают ребенка во все подробности, вынуждая его занять позицию арбитра или судьи. Не стоит превращать ребенка в психотерапевта.
Т.В. Снегирева говорит о том, что чья это если муж покидает семью, то обычно он воспринимается как предатель, подлец [36, с. 41]. Типичная реакция женщин - гнев, чувство несправедливости. Дети часто оказываются очевидцами бурных сцен и разбирательств между родителями, когда они не стесняются в словах и выражениях. К сожалению, женщины считают вправе вести себя подобным образом. Кажется, сама справедливость на их стороне. Они находят для себя множество моральных оправданий, и главное из них – «Я действую так только ради ребенка». И как-то естественно дети оказываются на стороне обиженной женщины, по ту сторону баррикады. Конечно, эмоционально женщину очень поддерживает то, что она не одна, есть родная душа, ребенок. Часто возникает желание высказать ему, какой отец негодяй, лицемер и лгун. Но эта реакция быстро обнаруживает свою оборотную строну: если мама могла так ошибиться, значит, и она тоже не во всем разбирается. Следующий виток кризиса - падение авторитета матери. И как бы не сложились отношения между супругами, останется муж в семье или уйдет навсегда, все равно для детей он - отец, и многие решения вам придется принимать вместе. Поэтому, благоразумнее не давать выхода тяжелым чувствам при детях, а обсудить все, например, с подругой.
А.С. Спиваковская полагает, что затруднения матерей в том случае, когда при разводе дети остаются с матерью, могут быть объяснены двумя психологическими причинами.
Первая - бессознательное, а иногда вполне осознанное манипулирование для достижения определенных целей. Мать пытается через ребенка воздействовать на своего супруга. Иногда цель манипуляций - в бессознательной попытке вернуть мужчину. В этом случае матери ставят всевозможные преграды для свиданий или, наоборот, пытаются искусственно усилить степень вовлечения отца в воспитание, прибегают к дискредитации личности родителя или подчеркивают недостатки ребенка и трудности в его воспитании перед ушедшим из семьи отцом. И то и другое неблагоприятно отражается на воспитании детей.
Вторая распространенная трудность в ситуации разводов связана с усилением неуверенности самой матери в своей родительской роли. Мать опасается, что, встречаясь с отцом, ребенок «полюбит его больше», охладеет к матери, а ее авторитет понизится. В этих случаях также возникают категорические запреты на встречи ребенка с отцом, которые объясняются всевозможными негативными качествами отца. Но чаще создается ситуация повышенного внимания к тому, что происходит с ребенком при этих встречах. Матери педантично контролируют все телефонные звонки, разговоры и настаивают на общении только в своем присутствии, стараются не отпускать ребенка в гости к отцу. Нередко пускаются в ход запугивание ребенка, подчеркивание всевозможных опасностей. Лежащая в основе такого поведения неуверенность матери заставляет ее форсировать свое воздействие на ребенка. Возникает своеобразное соперничество с отцом. Матери бросаются из одной крайности в другую, пытаются вернуть подарками и поощрениями привязанность ребенка, которая на самом деле неизменна и не нуждается в подкреплении, потом как бы спохватываются и усиливают контроль, ужесточают наказания. Все это приводит к усилению непоследовательности воспитания, утере непосредственности и искренности отношений, нарушает контакт.
Таким образом, сама ситуация развода и возникающие в связи с ней новые проблемы воспитания требуют особенного внимания родителей, прежде всего, к самим себе, к честной и самокритичной оценке собственных побуждений. Кроме того, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать все необходимые условия для полноценного воспитания.
Некоторые мамы ошибаются, когда думают, что отсутствие отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Необходимо всем одиноким матерям честно и самокритично признать, что отсутствие отца не может, так или иначе не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком.
По мнению М. Раттера в семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений.
Первый тип определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать даст доступные ребенку объяснения, тем лучше. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.
Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления дети в такой семье вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать, фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты, и нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим неполной семье.
Третий
тип воспитания без отца, наиболее
разумный и благоприятный, связан с
созданием у детей
Правильная позиция по отношению к отсутствующему отцу - это только одна из сторон специфичности воспитания в неполной семье. Помимо этого, одинокой матери необходимо разрешить и другие задачи. Остановимся на некоторых из них.
Как известно, в полной семье традиционно мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости, доверительности, понимания, а отец в большей мере представляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. В семье, где единственный воспитатель - мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Вместе с тем следует помнить, что попытка все скомпенсировать, заменить одной собой обоих родителей чаще всего оказывается безуспешной. Правильнее, осуществляя воспитание, позаботиться о наиболее полном воплощении именно материнской функции, поскольку при попытке выполнять все задачи, как правило, ни одна не выполняется успешно. Все это означает, что в неполной семье матери особенно внимательно следует относиться к созданию и поддержанию с ребенком в любом возрасте подлинного, глубокого взаимного контакта и понимания. Одинокой матери необходимо быть особенно внимательной к выбору средств воздействия. Надо помнить, что следует быть чрезвычайно внимательной к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку мать является единственным источником социального научения ребенка. Здесь следует стремиться к взаимному сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.
В.М. Целуйко замечает, что в неполных семьях многие естественные для любой семьи экономические проблемы приобретают особый психологический оттенок [39, с. 72]. Правильно поступают родители, которые постепенно знакомят детей с уровнем финансовых возможностей своей семьи. Однако некоторые одинокие матери с ранних лет пытаются внушить своим детям мысль о том, что, поскольку у них нет отца, дети не могут себе многое позволить, ведь обеспечивает семью одна мать. Этого делать не следует, так как ребенок не всегда может правильно осознать истинные причины, ограничивающие его желания, и может почувствовать свою непохожесть, свое отличие от других детей, у него может сложиться представление о собственной исключительности.
Существует
и противоположная
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий отмечают, что для профилактики и той, и другой сложности гораздо лучше, если мать, воспитывающая ребенка одна, постарается не столько возмещать экономические недостатки, сколько усиливать другие стороны воспитания, если она постарается выполнить задачу обеспечения ребенка духовными, непреходящими ценностями, если она будет не покупать, а созидать свою материнскую любовь [41, с. 95].
Следует обратить внимание и еще на одну трудность воспитания в неполной семье. Воспитание в такой семье требует самоограничения, больших душевных затрат, умения отдавать всего себя. Не редко в полных и благополучных семьях мы встречаемся с позицией, когда родители полагают, что жертвуют своей собственной жизнью ради детей. Тем более, много оснований для формирования подобной позиции в неполной семье. Очень часто одинокие матери все общение с детьми строят на внушении чувства благодарности, создании культа самопожертвования, забывая, что нельзя требовать благодарности за появления на свет, за любовь и заботу, которые являются естественным родительским долгом. Матери необходимо постоянно помнить, что иметь ребенка, заботиться о нем, наблюдать, как он постепенно развивается и взрослеет, как формируется его личность, - огромное человеческое счастье.
В
целом стоит выделить, что ситуация
развода в семье так или иначе сопровождается
конфликтными взаимоотношениями. Появление
эмоциональных расстройств, нарушений
поведения и других психологических проблем
связано с рядом неблагоприятных семейных
событий в жизни ребенка. Итак, рассмотрев
особенности влияния развода на эмоциональную
сферу ребенка, мы можем резюмировать,
что для детей расставание родителей -
это всегда разрушение среды обитания,
в результате чего у них могут возникнуть
фрустрационные реакции.
Выводы по I главе
Изучение
психологической литературы по проблеме
фрустрации младших школьников в
семьях после развода свидетельствует,
что семья является важнейшим
источником развития и формирования
личности ребенка. Семья может
выступать в качестве
как положительного, так
и отрицательного фактора развития.
Положительное воздействие на развитие
состоит в том, что только в условиях
семейного воспитания формируется полноценная
личность ребенка, и вместе с тем никакой
другой социальный институт не
может потенциально нанести
столько вреда психическому
развитию ребенка, насколько это способна
сделать семья. Воспитание в семье после
развода, то есть ухода одного из родителей
имеет свои особенности, такие как недостаточный
авторитет отца, чрезмерная опека матери,
взаимоотношения с отчимом или мачехой,
при этом у ребенка может возникнуть чувство
вины в случившемся, что так же накладывает
отпечаток на его дальнейшее развитие.
Одной из особенностей, которую мы выделяем
является фрустрационные реакции младших
школьников на ситуацию развода родителей.
Фрустрация в данном случае выполняет
для организма защитную функцию, создавая
новую мотивацию, направленную на преодоление
препятствия на пути реализации исходных
мотивов.
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики фрустрации у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей
2.1. Организация и проведение исследования
Исследование проводилось с 22.02.2010 г. по 27.03.2010 г. на базе МОУ «Тарская основная общеобразовательная школа №1».
Группу испытуемых составили обучающиеся младших классов. Возрастной состав испытуемых от 6 до 9 лет. Общее количество респондентов составило 20 человек.
Форма проведения диагностики – индивидуальная.