Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

В данной работе проводится анализ ценностей которые наиболее характерны для молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Психологические особенности подросткового возраста

2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

3.1. Процедура проведения исследования

3.2. Результаты исследования

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

в курсовую.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

Таблица 9

Ранговые  значения типов ценностей  на уровне нормативных  идеалов в группе 9-классников в конце учебного года (по методике Ш. Шварца)

 
Типы  ценностей Ранговые  значения типов ценностей  
  по  всей группе в целом девушки юноши  
Конформность   7 8  
Традиции   10 10  
Доброта   1 2  
Универсализм   4 4  
Самостоятельность   6 5  
Стимуляция   9 9  
Гедонизм   8 7  
Достижения   5 2  
Власть   10 10  
Безопасность   2 6  
         

 

Таблица 10

Ранговые  значения типов ценностей  на уровне индивидуальных приоритетов в  группе 9-классников в конце учебного года (по методике Ш. Шварца)

 
Типы  ценностей Ранговые  значения типов ценностей  
  по  всей группе в целом девушки юноши  
Конформность   8 9  
Традиции   9 10  
Доброта   1 4  
Универсализм   7 7  
Самостоятельность   5 4  
Стимуляция   3 5  
Гедонизм   6 8  
Достижения   2 3  
Власть   10 9  
Безопасность   4 6  
         

3.2. Результаты исследования

Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.

Девочками первые места были отведены таким ценностям  как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

Лидирующее положение  занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

Средние места  в иерархии ценностей отведены: «активной  жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение  жизни» (3,45).

Наименее значимыми  ценностями для девочек явились  «творческая деятельность» (3,35), «общественное  признание» (3,25).

Остальные ценности не определяют жизненную позицию  девочек.

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную  работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

Среди ведущих  ценностей, определяющих ядро ценностей  для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35 ), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе» (4,23 ).

Также высоко оцениваются  «счастливая семейная жизнь (3,75 ), «любовь» (3,65 ), «активная деятельная жизнь» (3,50 ).

Малоценными мальчикам  представляются такие ценности как  «красота природы» (3,20), «творческая  деятельность» (3,10), «спокойствие в  стране» (3,00).

В целом по группе подростков в начале учебного года ценности распределились таким образом:

Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная  работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

Наименее значимые ценности - « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

Анализ показателей, полученных по методике Ш. Шварца в  начале года на уровне нормативных  идеалов (Таблица 2) выявил, что наибольшей значимостью для представителей исследуемой нами группы обладают такие  типы ценностей, как «достижение» (4,11), «самостоятельность» (3,94), «доброта» (3,89).

Анализ данных по второй части опросника («Профиль личности») показал, что на уровне индивидуальных приоритетов наибольшей значимостью  для испытуемых подростков обладают такие типы ценностей как «самостоятельность» (2,54), «доброта» (2,16) и «достижения» (2,09), а наименьшей значимостью - «традиции», «комформность».

Анализ гендерных особенностей показывает, что на уровне нормативных идеалов девочки несколько выше оценивают три, указанные выше наиболее значимые ценности, особенно «достижения».

Результаты повторного опроса по данным методикам в конце  года выявили изменения в приоритете ценностей.

Так у девочек  доминирующими становятся такие  ценности как «интересная работа» (4,79) и «любовь» (4,76).

В качестве главной  цели жизни у девочек определены «счастливая семейная жизнь» (4,68), «здоровье» (4,49), «материально обеспеченная жизнь» (4,47), «равенство в возможностях) (4,46).

Середину иерархической  структуры ценностных ориентаций у  девочек составляют «активная деятельная жизнь» (4,00), уверенность в себе» (4,45), «наличие хороших и верных друзей» (4,26).

У мальчиков  прежняя ориентация на «интересную  работу» уступила место ориентации «на хороших и верных друзей».

Лидируют у  мальчиков такие ценности как  «активная деятельная жизнь», «любовь», «здоровье».

Среднее положение  занимают «интересная работа», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «познание».

Как малозначимые «красота природы и искусства», «общественное  признание», «получение удовольствия».

Несмотря на то, что в конце учебного года в группах мальчиков и девочек  ориентации изменились, в целом по группе подростков в конце учебного года ценности распределились также  как и в начале года, т.е. приоритетными  являются « интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для  них малое значение.

«Инструментальные ценности» - «жизнерадостность», «чуткость», «рационализм», «образованность» - преобладают.

Из анализа  данных, полученных по вторичному опросу по методике Ш.Шварца (таблицы 7,8, 9,10) вытекает, что на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для данной группы подростков наиболее значимыми  являются личные достижения, наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность.

На уровне индивидуальных приоритетов (т.е. в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются  такие ценности как самостоятельность, доброта, универсализм.

Если сравнить полученные данные с данными исследований, проводимых в 70-80-х годах прошлого века, то можно сказать, что у современных  подростков среди «терминальных  ценностей» преобладают индивидуалистические ценности межличностных отношений (любовь, хорошие друзья, здоровье). Значимые в прошлом такие ценности как «счастье других», «безопасность, мир», «красота природы» у современных  подростков значимости не имеют. Тем  не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу.

Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).

ВЫВОДЫ

На основании  изучения и анализа научной психологической  литературы мы сделали следующие  выводы:

Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации - это избирательное отношении  человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в  сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

Теоретическим аспектам изучения «ценностей» и  «ценных ориентаций личности» уделяли  внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.

Осознание того, что является ценностью, является одним  из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У  подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему  миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.

В современной  Украине наблюдается некоторое  падение нравственности молодежи, что  означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных  обстоятельств. Можно сказать, что  на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры  о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе  и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала  бы условия для наполнения внутреннего  мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит  духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной  сферы личности.

Исходя из этого, нами предпринято эмпирическое исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций подростков.

Данные, полученные нами в результате проведенного исследования на базе 4 гимназии достоверно показали, что в результате проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений изменились как в средних показателях по группе в целом, так и в гендерном аспекте.

Средние показатели значимости такого типа ценности как  « интересная работа» увеличились  с 4,42 до 4,73; «наличие хороших и верных друзей с 4.00 до 4,36; «активная жизненная  деятельность с 4,00 до 4,32.

Изменились ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. Лидирующее место стали занимать такие ценности как «доброта», «достижения», «самостоятельность».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что  структура ценностных ориентаций современных  подростков может измениться при  проведении психокоррекционных мероприятий, а показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков подтвердилась.

Практическая  ценность, проведенного нами исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленной педагогико-воспитательной работы профориентационной и духовно-нравственной направленности на формирование и изменение ценностных ориентаций подростков.

В наше время, когда  так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения  здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к  гармонии всех живых существ, даже в  наши сложные времена.

Информация о работе Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте