Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:13, дипломная работа
В данной работе проводится анализ ценностей которые наиболее характерны для молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
3.1. Процедура проведения исследования
3.2. Результаты исследования
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Нами была проведена групповая форма опроса. Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов каждого испытуемого с соответствующим ключом. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.
При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профили личности»») вычисляется средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводилась отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого, а средние показатели типов ценностей по группам - о соотношении значимости типов ценностей отдельно для мальчиков и для девочек.
Полученные нами данные сведены в таблицы 2, 3,4,5.
В течение учебного периода психологом гимназии совместно с педагогическим коллективом бы проведен ряд педагогико-воспитательных мероприятий, направленных на профориентацию подростков, нравственное и трудовое воспитание, развитие кругозора. После чего, в конце учебного года нами проведено повторное исследование ценностных ориентаций подростков данного класса. Полученные данные представлены в таблицах 6,7,8, 9, 10.
Таблица 1.
Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 9-классников в начале учебного года
Список «терминальных ценностей | По группе в целом | девушки | юноши | |
Активная, деятельная жизнь | 3,65 | 3,80 | 3,50 | |
Здоровье | 4,14 | 4,00 | 4,28 | |
Красота природы и искусства | 3,32 | 3,65 | 3,20 | |
Материально обеспеченная жизнь | 3,46 | 3,45 | 3,47 | |
Спокойствие в стране, мир | 3,15 | 3,30 | 3,00 | |
Познание, интеллектуальное развитие | 3,87 | 3,60 | 4,35 | |
Независимость суждений и оценок | 3,60 | 3,20 | 3,80 | |
Счастливая семейная жизнь | 4,35 | 4,55 | 4,20 | |
Уверенность в себе | 3,48 | 3,40 | 3,52 | |
Жизненная мудрость | 3,18 | 3,18 | 3,18 | |
Интересная работа | 4,42 | 4,35 | 4,50 | |
Любовь | 3,95 | 4,26 | 3,65 | |
Наличие верных и хороших друзей | 4,22 | 4,00 | 4,35 | |
Общественное признание | 3,10 | 3,00 | 3,20 | |
Равенство (в возможностях) | 3,62 | 3,75 | 3,50 | |
Свобода поступков и действий | 3,47 | 3,58 | 3,36 | |
Творческая деятельность | 3,34 | 3,25 | 3,34 | |
Получение удовольствий | 3,12 | 3,25 | 3,00 | |
Аккуратность | 3,31 | 3,30 | 3,32 | |
Жизнерадостность | 4,40 | 4,45 | 4,35 | |
Непримиримость к своим и чужим недостаткам | 3,39 | 3,56 | 3,62 | |
Ответственность | 3,85 | 4,15 | 3,60 | |
Самоконтроль | 3,43 | 3,46 | 3, 40 | |
Смелость в отстаивании своего мнения | 3,62 | 3,40 | 3,85 | |
Терпимость к мнению других | 3,24 | 3,20 | 3,28 | |
Честность | 4,26 | 4,12 | 4,46 | |
Воспитанность | 3,45 | 3,85 | 3,10 | |
Исполнительность | 3,04 | 3,18 | 3,00 | |
Рационализм (умение принимать обдуманные решения) | 4,29 | 4,35 | 4,24 | |
Трудолюбие | 3,28 | 3,34 | 3,23 | |
Высокие запросы | 3,30 | 3,00 | 3,60 | |
Независимость | 3,66 | 3,54 | 3,78 | |
Образованность | 3.30 | 3,00. | 3,60 | |
Твердая воля | 3,35 | 3,00 | 3,70 | |
Широта взглядов | 3,64 | 3,44 | 3,84 | |
Чуткость | 4,10 | 4,20 | 4,00 | |
Таблица 2
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе 9-классников в начале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | |||
По всей группе в целом | девушки | юноши | ||
Конформность | 3,52 | 4,02 | 3,02 | |
Традиции | 2,45 | 3,00 | 1,89 | |
Доброта | 3,89 | 4,45 | 3,32 | |
Универсализм | 3,89 | 3,27 | 2,51 | |
Самостоятельность | 3,94 | 4,68 | 3,20 | |
Стимуляция | 2,92 | 3,42 | 2,42 | |
Гедонизм | 3,75 | 4,45 | 3,05 | |
Достижения | 4,11 | 4,70 | 3,52 | |
Власть | 3,03 | 3,65 | 2,41 | |
Безопасность | 3,59 | 4,06 | 3,12 | |
Таблица 3
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в группе 9-классников вначале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | |||
По всей группе в целом | девушки | юноши | ||
Конформность | 1,43 | 1,34 | 1,52 | |
Традиции | 0,89 | 0,87 | 0,90 | |
Доброта | 2,16 | 2,26 | 2,05 | |
Универсализм | 1,66 | 1,76 | 1,56 | |
Самостоятельность | 2,54 | 2,43 | 2,64 | |
Стимуляция | 2,07 | 2,15 | 1,98 | |
Гедонизм | 2,30 | 2,51 | 2,09 | |
Достижения | 2,03 | 2,18 | 2,00 | |
Власть | 1,57 | 1,65 | 1,50 | |
Безопасность | 1,78 | 1,75 | 1,80 | |
Таблица 4
Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе 9-классников вначале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | |||
по всей группе в целом | девушки | юноши | ||
Конформность | 3 | 3 | ||
Традиции | 7 | 8 | ||
Доброта | 1 | 2 | ||
Универсализм | 4 | 4 | ||
Самостоятельность | 6 | 5 | ||
Стимуляция | 9 | 9 | ||
Гедонизм | 8 | 7 | ||
Достижения | 5 | 1 | ||
Власть | 10 | 10 | ||
Безопасность | 2 | 6 | ||
Таблица 5
Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в группе 9-классников вначале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | |||
по всей группе в целом | девушки | юноши | ||
Конформность | 8 | 9 | ||
Традиции | 9 | 10 | ||
Доброта | 1 | 4 | ||
Универсализм | 7 | 7 | ||
Самостоятельность | 5 | 4 | ||
Стимуляция | 3 | 5 | ||
Гедонизм | 6 | 8 | ||
Достижения | 2 | 3 | ||
Власть | 10 | 9 | ||
Безопасность | 4 | 6 | ||
Таблица 6
Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 9-классников в конце учебного года
Список «терминальных ценностей | По группе в целом | девушки | юноши | |
Активная, деятельная жизнь | 4,30 | 4,00 | 4,65 | |
Здоровье | 4,67 | 4,69 | 4,65 | |
Красота природы и искусства | 3,88 | 3,79 | 3,62 | |
Материально обеспеченная жизнь | 4,46 | 4,47 | 4,45 | |
Спокойствие в стране, мир | 3,41 | 3,42 | 3,40 | |
Познание, интеллектуальное развитие | 4,39 | 4,23 | 4,56 | |
Независимость суждений и оценок | 3,43 | 3,20 | 3,67 | |
Счастливая семейная жизнь | 4,67 | 4,78 | 4,54 | |
Уверенность в себе | 4,50 | 4,45 | 4,56 | |
Жизненная мудрость | 3,96 | 3,93 | 4,00 | |
Интересная работа | 4,73 | 4,68 | 4,78 | |
Любовь | 4,67 | 4,68 | 4,66 | |
Наличие верных и хороших друзей | 4,36 | 4,26 | 4,47 | |
Общественное признание | 3,54 | 3,58 | 3,50 | |
Равенство (в возможностях) | 3,93 | 4,56 | 3,30 | |
Свобода поступков и действий | 4,04 | 3,88 | 4,20 | |
Творческая деятельность | 3,34 | 3,18 | 3,50 | |
Получение удовольствий | 4.00 | 4,23 | 3,77 | |
Аккуратность | 2,24 | 2,28 | 2,20 | |
Жизнерадостность | 3,60 | 3,60 | 3,60 | |
Непримиримость к своим и чужим недостаткам | 3,04 | 3,03 | 3,15 | |
Ответственность | 3,08 | 3,18 | 3,50 | |
Самоконтроль | 3,94 | 3,60 | 4,29 | |
Смелость в отстаивании своего мнения | 3,60 | 3,35 | 3,85 | |
Терпимость к мнению других | 3,32 | 3,20 | 3,45 | |
Честность | 4,45 | 4,30 | 4,60 | |
Воспитанность | 3,51 | 3,86 | 3,65 | |
Исполнительность | 3,34 | 3,25 | 3, 34 | |
Рационализм (умение принимать обдуманные решения) | 4,11 | 3,89 | 4,12 | |
Трудолюбие | 3,94 | 3,98 | 3,90 | |
Высокие запросы | 3,98 | 4,00 | 3,97 | |
Независимость | 4,39 | 4,65 | 4,94 | |
Образованность | 4,32 | 4,86 | 4,78 | |
Твердая воля | 3,25 | 3,00 | 3,50 | |
Широта взглядов | 4,07 | 4,15 | 4,00 | |
Чуткость | 4,26 | 4,38 | 4,20 | |
Таблица 7
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе 9-классников в конце учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | |||
По всей группе в целом | девушки | юноши | ||
Конформность | 3,52 | 4,02 | 3,02 | |
Традиции | 2,45 | 3,00 | 1,89 | |
Доброта | 3,89 | 4,45 | 3,32 | |
Универсализм | 2,83 | 3,27 | 2,51 | |
Самостоятельность | 3,94 | 4,68 | 3,20 | |
Стимуляция | 2,92 | 3,42 | 2,42 | |
Гедонизм | 3,75 | 4,45 | 3,05 | |
Достижения | 4,11 | 4,70 | 3,52 | |
Власть | 3,03 | 3,65 | 2,41 | |
Безопасность | 3,53 | 4,06 | 3,12 | |
Таблица 8
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в группе 9-классников в конце учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | |||
По всей группе в целом | девушки | юноши | ||
Конформность | 1,43 | 1,34 | 1,52 | |
Традиции | 0,89 | 0,87 | 0,90 | |
Доброта | 2,16 | 2,26 | 2,05 | |
Универсализм | 1,66 | 1,76 | 1,56 | |
Самостоятельность | 2,54 | 2,43 | 2,64 | |
Стимуляция | 2,07 | 2,15 | 1,98 | |
Гедонизм | 2,30 | 2,51 | 2,09 | |
Достижения | 2,09 | 2,18 | 2,00 | |
Власть | 1,58 | 1,65 | 1,50 | |
Безопасность | 1,78 | 1,75 | 1,80 | |
Информация о работе Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте