Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

В данной работе проводится анализ ценностей которые наиболее характерны для молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Психологические особенности подросткового возраста

2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

3.1. Процедура проведения исследования

3.2. Результаты исследования

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

в курсовую.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент - окончание детства и переход  в мир взрослых связан с развитием  в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной  форме. Это и есть определяющее состояние  подростка в психике. Оно и  создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [24;с.36].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия  и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в  душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается  в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению  и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием  подросткового возраста можно считать  противоречие между рассудочной  формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для  него ведущей формой сознательного  отношения к миру, и неличным миром  взрослых, не укладывающейся в рамки  рассудочности, и в то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия [24;с.41].

Важность этого  вопроса в том, что почти каждый подросток, во время переходного  возраста сталкивается с особыми  трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без  особых травм пережить его.

Вторая особенность  и ценнейшее психологическое  приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и  самоопределения. В тесной связи  с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для  ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного  опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться  в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают  целый мир новых чувств, они  начинают воспринимать и осмысливать  свои эмоции уже не как производные  от каких-то внешних событий, а как  состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к  интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего  мира - очень важное, радостное и  волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических  переживаний. Вместе с сознанием  своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство  одиночества. Подростковое «я» еще  неопределенно, диффузно, оно нередко  переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую  необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении  и одновременно повышается избирательность  общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести  на других вызывает весьма характерное  для ранней юности чувство одиночества  или страх одиночества» [14;с.65].

Представление подростка о себе всегда соотносятся  с групповым образом «мы» - типичного  сверстника своего пола, но никогда  не совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение  собственной уникальности с возрастом  обычно проходит, но отнюдь не ценой  ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным»  сверстником. Отсюда - напряженная потребность  в психологической интимности, которая  была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир  другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [27;с.11].

Но как осознание  своей единственности и особенности  приводит к открытию одиночества, так  чувство текучести и необратимости  времени сталкивает подростка с  проблемой конечности своего существования  и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и  девушки склонны к философской  рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний  в повседневность, у других все  сводится к возрождению иррационального  детского страха. Обостренное чувство  необратимости времени нередко  сочетается с нежеланием замечать его  течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша  попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью [25;с.100].

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому  возрасту - это большое значение, которое юноши и девушки придают  своей внешности, причем эталоны  красоты и просто «приемлемой» внешности  зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает  к своей внешности, принимает  ее и соответственно стабилизирует  связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые  и моральные качества, от которых  зависят успешная деятельность и  отношения с окружающими.

С возрастом  повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а  юношеские, чем подростковые. Но эта  тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом  самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок  сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают  мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах  деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это  резко снижает значение отметки  как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени  осознанности своих переживаний  нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном  кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет  одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

Особенность подросткового  возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В.С. Савина отмечает:«В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [35].

Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком  заключается, с одной стороны, в  том, чтобы прояснить свою роль как  члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и  направленность жизни.

Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить  который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в  себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать.

Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком  уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При  неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем  больше у него проблем с окружающими». Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся  как психологическим содержанием  ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью [35].

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением  к известной независимости и  самостоятельности, болезненное самолюбие  и обидчивость. Повышенная критичность  по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить  их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется  в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [29;с.43].

Интенсивно формируются  нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки  начинают руководствоваться в своем  поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Подростковый  кризис также понимается как состояние, в котором могут возникать  искажения отношений подростка  с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Деперсонализация  является ключевым феноменом кризиса  личности. Она охватывает широкий  круг расстройств - от ослабления образного  компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев  бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления  с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.

Применительно к понятию кризиса личности деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой  и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.

Подросток ощущает  себя незащищенным, сомневающимся в своей идентичности и автономности, он лишен чувства последовательности и связанности своих действий. Это приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

Неуверенность в стабильности своего внутреннего  мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.

Субъективно тягостное  ощущение внутреннего разлада, измененности собственного Я, своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации, смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения и деятельности личности.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической  базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов  с частного и конкретного на отвлеченное  и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес  к собственным психологическим  переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Информация о работе Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте