Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

В данной работе проводится анализ ценностей которые наиболее характерны для молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Психологические особенности подросткового возраста

2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

3.1. Процедура проведения исследования

3.2. Результаты исследования

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

в курсовую.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

Чтобы реализовать  ценностные предпочтения человек нуждается  в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно  связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». [50, с. 365]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».

У каждого может  существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей  ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишб при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [47; с. 42-48].

Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое  понятие как «личность».

Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [32,с.23].

В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.

В.С. Мухина личность определяла так: Личность - это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной.

Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических  устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система  целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно  же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет  руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют  всех. Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы - таковы основные направления научного поиска.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного  влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным  ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально  функционирующей в обществе системе  ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно  влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины  пока не наблюдается.

Сказанное ранее  дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую  деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

В подростковом возрасте в процессе общения с  окружающими, человек постоянно  попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор  из возможных вариантов. Возникает  необходимость рассмотреть и  оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения  своих ценностных ориентаций, своих  жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения  и поступков окружающих.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к  социальной действительности и в  этом своем качестве определяют широкую  мотивацию его поведения и  оказывают существенное влияние  на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь  ценностных ориентаций с направленностью  личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Направленность  личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные  отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят  свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [49, 312].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [38, 141].

Б.С. Волков определял  ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения  личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10; с. 122].

В более новой  интерпретации “Ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или  отвержения определенных смыслов как  жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”. [11, с.1199].

Ценности существуют как многоуровневая система, в которой  есть высшие ценности - ценности-цели и  второстепенные - ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших  качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они  обуславливают ее развитие и формирование.

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал  воспитания представляет собой интегративное  личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории  достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и  характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической  характеристикой зрелой личности, одним  из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение  человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию  его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его  деятельности. Как элемент структуры  личности ценностные ориентации характеризуют  внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают  на направленность ее поведения.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции  социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается  в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей [67,c55].

Многие исследователи  придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л.[14,c.32], занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

Якобсон П.М.[68,c.60], выделяя психологические аспекты  созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием  и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

Система ценностей  отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследователями (Е.Б. Ширяев, 1987г.) установлено, что в 30-50гг на первом месте находились - романтика  и трудолюбие. В 70-80-е годы первое место заняли практичность и упорство. Е.В. Васина в 2000г. установила, что в 1988-1990 годы произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально человеческого существования, за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность [56,с.344].

Многими исследователями  отмечается тесная взаимосвязь мотивационной  сферы личности с ценностными  ориентациями. В.А. Ядов разграничивая  социально-психологические и общепсихологические  подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация  к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии - изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [67,c.122]. По выказыванию Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции  выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность - единственная мера сравнения мотивов [46, 344-345].

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический  феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы  отношений личности, определяющий общий  подход человека к миру, к себе, придающий  смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система  ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

1.2.  
Содержание и структура ценностных ориентаций

Существует большое  количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение  ценностных ориентаций начинается с  попытки их соотнесения с другими  понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно  наблюдать определенный, фиксированный  набор ценностей, который структурируется  путем предпочтения индивидом каждой их них.

Информация о работе Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте