Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

В данной работе проводится анализ ценностей которые наиболее характерны для молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Психологические особенности подросткового возраста

2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

3.1. Процедура проведения исследования

3.2. Результаты исследования

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

в курсовую.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает ряд специфических  черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность  в общении, которая проявляется  в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с  достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения  внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и  которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение  себя личностью из общности, к которой  она принадлежит в следствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность [38,c.18].

И.С.Кон считает  главным психологическим приобретением  ранней юности открытие своего внутреннего  мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно  связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками  как ценность [22,c.39].

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных  исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень  развития ценностных ориентаций, который  обеспечивает их функционирование как  особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

2.2. Факторы, влияющие  на формирование  ценностных ориентаций  подростков

Воспитание детей  и молодежи в современном украинском обществе осуществляется в условиях экономического и политического  реформирования, в ходе которого существенно  изменились положение подрастающего  поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств  массовой информации, силовых структур.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного  влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным  ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально  функционирующей в обществе системе  ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно  влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины  пока не наблюдается.

Сказанное ранее  дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую  деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения

В подростковом возрасте в процессе общения с  окружающими, человек постоянно  попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор  из возможных вариантов. Возникает  необходимость рассмотреть и  оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения  своих ценностных ориентаций, своих  жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения  и поступков окружающих.

Социальное становление  человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение  индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой  другой социальной группой. Именно в  семье осуществляется первый адаптационный  период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - главное, социальное окружение, которое формируют его  привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений  ребенка к себе, другим (отношение  к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми  отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются  социальные качества. Во всех случаях  неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны  положительное влияние семьи  способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют  родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни  и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Все это делает семью очень важным и незаменимым  звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу  и др.), вносит в их формирование тот  личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и  убеждения, стремление утверждать эти  нормы в своей повседневной жизни.

Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и  переживаний. Особая роль семьи в  воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда  он наиболее восприимчив. Благодаря  этому семейное воспитание обладает длительным “последствием”: положительные  или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. “Семья не только воспитывает сама, но и “удобряет” или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания”. Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой  для формирования более сложных  понятий нравственности и нравственных чувств - патриотизма, чувства долга  перед обществом.

Другая важная функция семьи - это подготовка к  труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к  общественно трудовой деятельности родителей через общение и  формирование нравственных стимулов к  труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение  “словесными” методами нарушают принцип  единства сознания и деятельности в  сфере семейного воспитания. Между  тем всякая попытка “внести” в  сознание ребенка “познание и  нравственные нормы, минуя собственную  деятельность ребенка по овладению  ими, подрывает “самые основы здорового  умственного и нравственного  развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств”. Нормальный процесс семейного влияния требует  гармоничного развития всех функций  семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми  сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.

Основной характеристикой  семейного климата являются эмоциональные  взаимоотношения между членами  семьи, в которых ведущая и  определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку  именно они определяют общую организацию  семейной жизни и особенности  семейного влияния. Психологический  климат семьи формирует у ребенка  гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений  с другими людьми, который проявляется  в его повседневном поведении, в  контактах с товарищами и др. Положительные  эмоциональные отношения между  членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг.

Рассматривая  факторы, влияющие на развивающий потенциал  семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни  и родительском авторитете. Черты  образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс  формирования личности следующим образом:

1. служить непосредственным  образцом поведения для ребенка;

2. являются основанием, на котором строится их авторитет,  как воспитателей и тем самым  повышается эффективность воздействий.

“Семья проявляет  заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у  него хозяйственно-бытовых умений и  нравственности.

Влияние семьи  и ее компонентов на развитие и  формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий  потенциал семьи, по мнению ученых (Г.М. Миньковский К.Е. Игошев, А.Г. Харчев и др.) определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций.

В формировании у подростков многих гражданских  и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Вместе с тем  семейный микроклимат может оказать  неоценимую помощь в своевременном  достижении этой цели. Приоритет в  формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Во время пубертата подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.

Пытаясь интегрировать  эти новые образы и чувства  в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря  средствам массовой информации.

Роль средств  массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в американских телепрограммах и  коммерческой рекламе и его влияние  на гендерные представления юных девушек. Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Довольно резкие различия касаются дикторов, читающих текст рекламы: несмотря на то, что зрители обоих полов одинаково доверяют мужчинам и женщинам, 90 % таких дикторов являются мужчинами.

Информация о работе Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте