Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

В данной работе проводится анализ ценностей которые наиболее характерны для молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Психологические особенности подросткового возраста

2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

3.1. Процедура проведения исследования

3.2. Результаты исследования

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

в курсовую.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так  В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: “- смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; - витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; - интеракционистскую систему - это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь…; - социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот” [12,c.96].

Барабанщиков  Б.А. в своей статье “Системная организация  и развитие психики” в результате анализа основных видов ценностей  специалистами выделяет три уровня их организации:

“Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в  свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и  др., социальные - на ценности социального  уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д”.

“Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся  как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.”.

“Наиболее характерные  способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей  свойств”[8,c.28-29].

В этой же статье автор отмечает, что “получены  эмпирические данные, доказывающие, что  ценности-идеалы связаны с конкретными  формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей  носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными  ценностями, а последние - одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут  реализоваться через поведение, обусловленной либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут  оставаться не реализованными, что  может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности”[8,c.30]. Таковы, по мнению ученого-психолога, состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности.

Шварцем предложена классификация ценностей (их насчитывается  десять типов), в которой типы ценностей  практически интерпретированы как  способы организации категорий. Сами по себе ценности разделяются  на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные - критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности - не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек  действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.

Ценности включают пять необходимых черт:

а) они всегда есть представления или верования;

б) знания о состояниях, которых желательно достичь;

в) следы специфических  ситуаций;

г) содержат возможность  селекции каких-то событий в жизни  человека или в эволюции его поведения;

д) имеют некоторую степень важности.

Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия  на сам процесс познания (<<возможность  селекции каких-то событий»/ ... ).

Мы опираемся  на положения концепции М. Рокича, то есть, рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича мы рассматривали два класса ценностей - терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства) (Рокич, 1973). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации. То есть, изучать необходимо именно ценностные ориентации.

Этой же задаче служит и разработанная Шварцем  типология различного содержания ценностей, необходимых для формирования сознательных целей человека, а также описание условий согласования потребностей индивида с интересами общества (удовлетворение биологических потребностей, потребностей в социальных контактах и потребностей выживания, благополучия группы).

Впоследствии  проблема ценностей была и более  определенно включена в контекст социального познания. А. Тэшфелу принадлежит идея рассмотрения ценностей как одного из детерминант этого процесса.

Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается  через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные - добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [27,c.51].

МакГвайром предложено понятие «ценностное поле» личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека. Своеобразную трактовку практической значимости личностного репертуара ценностей дал в свое время Г. Олпорт, который назвал такой репертуар «ключом», «намеком», при помощи которого человек может, например, лучше понять своего врага [49,c. 162].

Вплетение ценностей  в процесс познания социального  мира существует на всем протяжении социализации человека, однако, при некоторых  условиях роль ценностей в этом процессе становится особенно значимой. Это  проявляется тогда, когда сами ценности претерпевают изменения. Пока они неизменны, новая информация отбирается и интерпретируется так, чтобы «подтвердить» и «поддержать» структуру ценностно-нагруженных  категорий: новая информация здесь  не используется для того, чтобы  что-то <<исправить» в старых представлениях. Мы попросту от нее отказываемся, чтобы  не допускать противоречии в наших суждениях.

При этом возникают  два типа ошибок: «сверхвключение» и «сверхисключение». Их свойство заключается в том, что при «сверхвключении» в категорию включаются объекты, которые на самом деле к ней не относятся. Логика здесь в том, чтобы в негативно-нагруженную категорию обязательно включить всех, кто, на наш взгляд, обладает отрицательными в терминах ценностей качествами. Если для кого-то весьма сомнительна «ценность» легкомысленного поведения девушек, то подозрительность заставляет включить экстравагантно одетую представительницу прекрасного пола в категорию чуть ли не «уличной девки».

Социальные  ценности.

Важнейший компонент социального  контекста социального  познания - социальные ценности. Их влияние  на процесс категоризации  особенно значимо  потому, что по сравнению  с теми искажениями  информации, которые  связаны с недостатком ее или с индивидуальными психологическими особенностями познающего субъекта, «субъективность» оценок под воздействием социальных ценностей значительно больше. Это обусловлено тем, что дифференциация явлений в терминах ценностей в социальном мире распространена значительно больше, чем в физическом. Поэтому проблема ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться»; в других работах высказан ряд идей, непосредственно относящихся и к системе социально-психологического знания.

Так, В. А. Ядов и  А. Г. Здравомыслов метафорически называют ценности «осью сознания», полагая, что вокруг этой оси организуется восприятие человеком мира. Такой контекст рассмотрения проблемы ценностей достаточно приближен к психологическому подходу, В психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы [16; 67]. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Ю. М. Жуков определяет ценностные ориентации как «хорошо осознанные ценности». Поэтому понимание ценностей в психологии тесно связано с проблемой аттитюда, причем иногда ценность понимается как «более широкий» аттитюд, а иногда как элемент аттитюда.

Таким образом, в психологической традиции при  анализе ценностей высвечивается  их значение для личности, прежде всего  в качестве регулятора поведения  и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к  ее психологическому аспекту.

Социальная природа  ценностей очевидна, и поэтому  в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются  как один из элементов «социальной  составляющей» этого процесса.

Некоторая неоднозначность  в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить  эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных  исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень  развития ценностных ориентаций, который  обеспечивает их функционирование как  особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Глава II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы  ценностных ориентаций личности, старший  подростковый и переходный к юношескому, возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

2.1. Психологические  особенности подросткового  возраста

Подростковый  возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с  возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к  взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым  ребенок не просто приобретал новый  социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и  т. п.

Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в 5 - 8 классах  средней школы и охватывают возраст  от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может  не совпадать с переходом в 5-й  класс и происходить на год  раньше или позже [27;с.9].

Особое положение  подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована  сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной  эпохи жизни к другой. Переход  от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

По всем направления  происходит становление качественно  новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки  организма, самосознания, отношений  с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной  деятельности, содержания морально-этических  норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Рассмотрим более  подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций в этом возрастном периоде.

Первая общая  закономерность и острая проблема подросткового  возраста, как мы уже отметили, - это  перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости  к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что  с ним связано, и социальным - конец  детства, вступление в мир взрослых [40;с.81].

Информация о работе Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте