Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

№ серии

          І ситуация

         ІІ ситуация

         ІІІ  ситуация

     1

+

-

-

     2

 +

-

-

     3

+

-

-


Вывод:  В ходе исследования по методике « Изучений типа общения ребенка»  (Лисина М., Шерьязданова X.) было установлено, что у испытуемого развит практический тип общения.

                                                      

                                                            ПРОТОКОЛ № 20

                                              Изучений типа общения ребенка

(Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников.  - Алма-Ата, 1989.  - С. 71-72.)

Испытуемый _ Андрей Я.          Пол __               Возраст__6 лет                                     Группа_4

Экспериментатор __Лапыгин Ю.Ф.                                                                    Дата _29.08.2012

№ серии

          І ситуация

         ІІ ситуация

         ІІІ  ситуация

     1

-

+

-

     2

               -

+

-

     3

-

+

-


Вывод: В ходе исследования по методике « Изучений типа общения ребенка»  (Лисина М., Шерьязданова X.) было установлено, что у испытуемого развит познавательный тип общения.

 

Сводная таблица результатов  диагностики типа общения у дошкольников

Группа:_4__ Дата проведения_29.08.2012

Экспериментатор _ Лапыгин Ю.Ф.

 

п/п

Ф.И.О ребенка

№ серии

І ситуация

ІІ ситуация

ІІІ ситуация

Тип общения

1

Андрей А.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

2

Богдан Б.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

3

Лена В.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

4

Света З.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

5

Даня Е.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

6

Оксана З.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

7

Марина И.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

8

Андрей К.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

9

Ваня К.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

10

Дима М.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

11

Игорь М.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

12

Данила О.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

13

Оля Н.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

практический

14

Ваня Р.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

15

Маргарита Р.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

16

Света С.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

17

Даша Х.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

18

Ира Ф.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

19

Марина Я.

1

2

3

+

+

+

-

-

-

-

-

-

практический

20

Андрей Я.

1

2

3

-

-

-

+

+

+

-

-

-

познавательный


Вывод по исследованию типа общения  у дошколников:   Анализ протоколов показал, что на этом этапе все дети без исключения выбрали в первую очередь игру. Не очень охотно они принимали чтение книги  экспериментатором. Предложение побеседовать у многих вызывало недоумение, смущение, а нередко и прямой отказ. В первую минуту опыта дети рассматривали игрушки, разные предметы в комнате. Лишь один мальчик однажды обратилась прежде всего к книгам. Никто из испытуемых не обратился в первую очередь к взрослому. Уровень комфортности детей во время опытов был максимальным, когда они занимались игрушками. Однако мало кто из детей чувствовал себя свободно и расковано даже в ситуации личностного общения. Многие дети при общении с экспериментатором проявляли скованность, напряжение, пассивность.

Как правило, дети говорили не много. А при обсуждении книг они часто отвлекались, становились рассеянными, прямые вопросы повергали их в смущение, вызывали затруднения. Только 5 детей вступали в личностные беседы с экспериментатором. Желательная длительность опыта оказалась максимальной при игре. С большой неохотой дети оставляли игрушки, когда взрослый предлагал им почитать книги или побеседовать. Они часто выражали нежелание заняться чем-либо, кроме игры, даже совсем отказывались от иной деятельности.

 

Подпись проводившего диагностику_____

 

 

2.2.  Определение пространственного расположения разноудаленных предметов (Лисина М., Шерьязданова X.)                                                     

 

                                                           ПРОТОКОЛ № 1

                Определение пространственного  расположения разноудаленных предметов

Испытуемый _Андрей А.__  Пол _Муж__ Возраст_6 лет__  Группа_4__

Экспериментатор _Лапыгин Ю.Ф.__                                  Дата _3.09.2012г.__

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Средний

балл

Баллы

3

3

3

3

3

3

3

3


ВЫВОД:   В ходе исследования по методике    «Определение пространственного расположения разноудаленных предметов» (Лисина М., Шерьязданова X.), установлено, что у испытуемого высокий уровень определения пространственного расположения разноудаленных предметов.                                                  

                                                      ПРОТОКОЛ № 4

                Определение пространственного  расположения разноудаленных предметов

Испытуемый _Света З._  Пол _Жен__ Возраст_6 лет__  Группа_4__

Экспериментатор __Лапыгин Ю.Ф.___                        Дата _3.09.2012__

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Средний

балл

Баллы

3

2

3

2

3

3

3

2,7


ВЫВОД:_ В ходе исследования по методике    «Определение пространственного расположения разноудаленных предметов» (Лисина М., Шерьязданова X.), установлено, что у испытуемого уровень определения пространственного расположения разноудаленных предметов выше среднего.                                                  

 

Сводная таблица результатов диагностики определение пространственного расположения разноудаленных предметов

 

Группа:_4__ Дата проведения_3.10.2012

Экспериментатор _ Лапыгин Ю.Ф.

 

                                                 

п/п

Ф.И.О

ребенка

                № задания

Средний бал

Уровень определения расположения разноудаленных предметов

1

2

3

4

5

6

7

           Количество баллов

   

1

Андрей Ф.

   3

3

   3

   3

  3

3

3

3

высокий

2

Богдан Б.

   3

   3

   3

   3

  3

3

3

3

высокий

3

Лена В.

   3

3

   3

3

3

3

3

3

высокий

4

Света З.

   3

2

   3

   2

3

3

3

2,7

выше среднего

5

Даня Е.

   2

   3

   3

   2

2

3

3

2,7

выше среднего

6

Оксана З.

   3

   3

   3

3

3

3

3

3

высокий

7

Марина И.

   3

   2

   3

3

3

2

3

2,7

выше среднего

8

Андрей К.

   3

   2

   3

3

3

2

3

2,7

выше среднего

9

Ваня К.

   3

   3

   3

   3

3

3

3

3

высокий

10

Дима М.

   3

   3

   3

3

3

3

3

3

высокий

11

Игорь М.

   3

3

   3

3

3

3

3

3

высокий

12

Данила О.

   3

3

   3

3

3

3

3

3

высокий

13

Оля Н.

   3

   3

   3

3

3

3

3

3

высокий

14

Ваня Р.

   2

   3

   3

   2

3

3

3

2,7

выше среднего

15

Маргарита Р.

 3

3

   3

3

3

3

3

3

высокий

16

Света С.

   3

   3

   3

3

3

3

3

3

высокий

17

Даша Х.

   2

   3

   3

3

3

2

3

2,7

выше среднего

18

Ира Ф.

   3

2

   3

3

3

3

2

2,7

выше среднего

19

Марина Я.

   3

   3

   3

3

3

3

3

3

высокий

20

Андрей Я.

   3

   3

   3

   3

3

3

3

3

высокий


ВЫВОД:_ В ходе исследования по методике    «Определение пространственного расположения разноудаленных предметов» (Лисина М., Шерьязданова X.), установлено, что у 13 из 20 обследуемых детей (65%) высокий уровень определения пространственного расположения разноудаленных предметов; у 7 из 20 обследуемых детей (35%) - уровень определения пространственного расположения разноудаленных предметов выше среднего.

 

2.3. Диагностика технологической компетентностей дошкольников (Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Кузина А.      Ю., Груздова И. В.)

Изготовление из природного материала поделок на тему «Старичок-лесовичок и его друзья»

 

Сводная таблица результатов  диагностики уровня технологической  компетентности детей старшего дошкольного  возраста

Группа:_4__ Дата проведения_5.10.2012

Экспериментатор _ Лапыгин Ю.Ф.

 

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Параметры технологической компетентности в баллах

Уровень технологической компетенции 

     1

    2

    3

    4

1

Андрей Ф.

     3

    2

    3

    3

  11

высокий

2

Богдан Б.

     3

    3

    3

    3

  12

Высокий

3

Лена В.

     2

    2

    3

    2

   9

средний

4

Света З.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

5

Даня Е.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

6

Оксана З.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

7

Марина И.

     2

    2

    3

    2

   9

средний

8

Андрей К.

     2

    2

    3

    2

   9

средний

9

Ваня К.

     2

    3

    3

    3

  11

Высокий

10

Дима М.

     2

    3

    3

    2

  10

Высокий

11

Игорь М.

     2

    2

    3

    2

  10

средний

12

Данила О.

     2

    2

    3

    2

   9

средний

13

Оля Н.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

14

Ваня Р.

     3

    3

    3

    2

   11

Высокий

15

Маргарита Р.

     2

    2

    3

    2

    9

средний

16

Света С.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

17

Даша Х.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

18

Ира Ф.

     2

    3

    3

    2

   10

Высокий

19

Марина Я.

     3

    3

    3

    2

   11

Высокий

20

Андрей Я.

     3

    3

    3

    3

   12

Высокий


Вывод: Из 20 обследуемых детей, 70% имеют высокий уровень технологической  компетенции, и 30% - средний уровень  технологической компетенции.

 

Подпись проводившего диагностику_____

Параметры технологической  компетентности:

1. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

2. Умение понимать и  принимать задание и предложение  взрослого;

3. Умение организовывать  рабочее место;

4. Умение доводить начатое  дело до конца и добиваться  результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к ІІ главе:

В результате экспериментального исследования мы выяснили, что игрушка  может использоваться в психодиагностике для исследования психических процессов  у детей..

 

 

Практические рекомендации:

Родители и педагоги должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность.

Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и  с детской оценкой игрушек.

   Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. Различные конструкторы способствуют развитию творческих способнотей.

 

 

Вывод:

     В данной  работе мы выяснили, что значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для детей.

   Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую действительность. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показывает, что подход к созданию и отбору игрушек должен учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой игрушек.

Современные игры и игрушки  чаще есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития