Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

                                                                  Введение

 

    Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

   Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?                                                                     

   Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому.

   Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.                                                                                                                                                                                   

      

 

    В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет на общение и психическое развитие детей, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель исследования:

Определить влияние игрушки  на процесс психического развития и  общения ребёнка. Разработать стратегию  рекомендаций по выбору игрушек для  детей.

 

Объект – общение и психическое развитие ребенка.

           Предмет – влияние игрушки на процессы общения и психического развития ребенка.

 

Гипотезы:

Н1 – игрушки влияют на процессы общения и психического развития ребенка.

Н0 – игрушки не влияют на процессы общения и психического развития ребенка.

 

Дополнительные гипотезы:

- игрушки положительно  влияют на процессы общения  и психического развития ребенка;

- игрушки отрицательно  влияют на процессы общения  и психического развития ребенка;

 

 Согласно цели исследования и сформулированным гипотезам ставим задачи:

- проанализировать данную  проблему (анализ научно-теоретической  и психолого-педагогической литературы);

- описать сущность психического  развития детей дошкольного возраста;

- раскрыть сущность понятий  игра, игрушка;

- изучить краткую историю  возникновения игрушки;

- определить виды и  назначение игрушек, современные  критерии их оценки;

- изучить влияние игрушки  на общение и психическое развитие  детей дошкольного возраста;

- провести констатирующий эксперимент по исследование процессов общения и психического развития ребенка при помощи игрушки;

- разработать психолого-педагогические  рекомендации по выбору игрушек  для детей.

       

Научная новизна данного  исследования состоит в дополнении данных о влиянии игрушки на процессы общения и психического развития ребенка.

 

Практическая значимость: данная работа предназначена для педагогов и родителей, интересующихся проблемой роли игрушки в психическом развитии дошкольника, как правильно выбрать игрушки.

 

 

Глава І Анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы

Психическое развитие детей дошкольного  возраста и его  основные линии

    Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека. Таким образом, развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается.             [6;  21]

      Психическое развитие - это процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.                                         [26;354]                                                                                                                            

   Дошкольный возраст является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.

     Усвоение общественно-исторического  опыта, правил поведения предпо-лагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм, во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности че-ловека.                                                                                                     [4;  107-145]                                                                                                             

   Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие. Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью – игрой.   До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью.           

 

                                                                                                                          [22;  52]                                                                   

 

   Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.

     А.Н. Леонтьев  создал теорию деятельности; появилось  направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознания - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д.Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития.

     В период  от рождения малыша до поступления  в школу сменяются три вида  ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом  - предметная деятельность, наконец,  сюжетно-ролевая игра.

      В раннем  возрасте совершенствуются технические  формы действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках  и т.д. Однако это усваивается  успешнее, если включается в игровую  деятельность, например, застегнуть  пуговицы или завязать шнурки  кукле, построить домик матрешке  и т.д. Ребенок не может сразу  включиться в труд в силу  его значительной сложности, поэтому  он "врастает" в мир взрослых  через игровую деятельность, которая  отражает жизнь общества.

     Игровая деятельность  направлена на воспроизводство  детьми действий взрослых, их  отношений; на отражение окружающей  действительности. Мотивом в игровой  деятельности является желание  быть взрослым, получать удовольствие  от игры, всплеск эмоций. Игровыми  действиями называются воображаемые  действия с предметами - заместителями  и понарошку. Целью игровой деятельности является сам процесс игры. Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.                                   [26; 90-91]                                                                           

    Она становится ведущей в психическом развитии ребенка. В игровой ситуации развивается его воображение, формируется новый уровень обобщений и абстракции, создаются условия для запоминания и припоминания, активное развивается его речь, возникают более сложные мотивы его поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни.                                     [4; 89-106]                                                                  

    Д.Б. Эльконин в своей книге "Психология игры" отмечает: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". П.П. Блонский определил игру как "основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировки, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни".

     Игра с сюжетом  "вырастает" из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Затем он начинает осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.            [14;  204-208]                                                                                                   

     В старшем  дошкольном возрасте преобладает  сюжетно-ролевая игра. Только в  данном возрасте уже более  значимыми и привлекательными  становятся аксессуары, обозначающие  роль: подзорная труба для капитана, бескозырка - для матроса и т.д.,  наряду с сюжетно-ролевой игрой,  в старшем дошкольном возрасте  развиваются и подвижные и  дидактические (обучающие) игры. Они возникают в самостоятельной  деятельности детей.

  Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.

     Таким образом,  ведущей деятельностью в дошкольном  возрасте является игровая, которая  рассматривается как особая форма  передачи и освоения культурного  опыта, отражающая специфику жизни  детей в обществе. Игрушка - особое  психологическое средство, в котором  опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Игрушка как предмет культуры имеет важное значение,  как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.                                                                                                  [25]                             

  История возникновения  игрушки

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой  культуры.  Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой  форме" передается состояние современной  культуры.                                                                                         [1]                                                                                Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

     Игрушка во  все исторически эпохи была  связана с игрой - ведущей деятельностью,  в которой формируется типичный  облик ребенка: ум, физические  и нравственные качества. История  игрушек имеет довольно длинную  летопись, как и история самого  человека. Можно сказать, что игрушки  появились одновременно с появлением  человека.                    [15;  18]                                                                     

     Археологические  исследования донесли до наших  дней сведения об игрушках  древнего мира. Древние рабовладельческие  общества Египта, Греции и Рима  оставили последующим поколениям  бесценные сокровища материальной  и духовной культуры. Немало интересного  встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего  мира, выступающей своеобразной  иллюстрацией эпохи. Самые ранние, известные нам игрушки Древнего  Египта датируются серединой  III тыс. до нашей эры. Это  деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это “Крокодил" и “Тигр". Древние мастера пытались "оживить" игрушку, передать в ней характерные движения. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. “Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку “Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития