Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?
Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43
Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
Сейчас, широко рассматривается
проблема о неправильном использовании
игрушки. Каким образом, она неблагоприятно
влияет на психику и здоровье детей? Чем
руководствуются взрослые, покупая игрушку
для своего ребенка? Задумываются ли они
над тем, что игрушка - это не просто забава?
Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому.
Игрушка - это условное
изображение реальных предметов; вещь,
которая специально созданная для развлечения
и обучения детей в живой увлекательной
форме. Игрушка рассматривается взрослыми
преимущественно либо как забава, либо
как дидактическое средство. При этом
отсутствуют ценностные ориентиры оценки
игрушек, связанные с их влиянием на игровую
деятельность и психическое развитие.
Как показывают опросы, в большинстве
случаев игрушки выбираются и покупаются
стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных
признаков игрушки (привлекательности,
стоимости, желания угодить ребенку и
пр). Такая ситуация весьма негативно отражается
на качестве детской игры, а следовательно,
и на эффективности развития ребенка.
В своей работе хотелось
бы выяснить, как игрушка влияет на общение
и психическое развитие детей, и как правильно
ее нужно выбирать и использовать.
Цель исследования:
Определить влияние игрушки на процесс психического развития и общения ребёнка. Разработать стратегию рекомендаций по выбору игрушек для детей.
Объект – общение и психическое развитие ребенка.
Предмет – влияние игрушки на процессы общения и психического развития ребенка.
Гипотезы:
Н1 – игрушки влияют на процессы общения и психического развития ребенка.
Н0 – игрушки не влияют на процессы общения и психического развития ребенка.
Дополнительные гипотезы:
- игрушки положительно
влияют на процессы общения
и психического развития
- игрушки отрицательно
влияют на процессы общения
и психического развития
Согласно цели исследования и сформулированным гипотезам ставим задачи:
- проанализировать данную
проблему (анализ научно-теоретической
и психолого-педагогической
- описать сущность психического
развития детей дошкольного
- раскрыть сущность понятий игра, игрушка;
- изучить краткую историю возникновения игрушки;
- определить виды и
назначение игрушек,
- изучить влияние игрушки
на общение и психическое
- провести констатирующий эксперимент по исследование процессов общения и психического развития ребенка при помощи игрушки;
- разработать психолого-
Научная новизна данного исследования состоит в дополнении данных о влиянии игрушки на процессы общения и психического развития ребенка.
Практическая значимость: данная работа предназначена для педагогов и родителей, интересующихся проблемой роли игрушки в психическом развитии дошкольника, как правильно выбрать игрушки.
Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека. Таким образом, развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается. [6; 21]
Психическое
развитие - это процесс количественных
и качественных изменений в психике ребенка
на протяжении онтогенеза: процесс усвоения
ребенком общественно-исторического опыта.
Дошкольный возраст является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.
Усвоение общественно-
Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие. Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью – игрой. До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью.
Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.
А.Н. Леонтьев создал теорию деятельности; появилось направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознания - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д.Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития.
В период
от рождения малыша до
В раннем
возрасте совершенствуются
Игровая деятельность
направлена на воспроизводство
детьми действий взрослых, их
отношений; на отражение
Она становится ведущей
в психическом развитии ребенка. В игровой
ситуации развивается его воображение,
формируется новый уровень обобщений
и абстракции, создаются условия для запоминания
и припоминания, активное развивается
его речь, возникают более сложные мотивы
его поведения, чувства, создаются благоприятные
условия для развития воли. Следовательно,
ролевая игра обеспечивает развитие как
личностной, так и познавательной сферы
его психической жизни.
[4; 89-106]
Д.Б. Эльконин в своей книге "Психология игры" отмечает: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". П.П. Блонский определил игру как "основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировки, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни".
Игра с сюжетом
"вырастает" из предметно-
В старшем
дошкольном возрасте
Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.
Таким образом,
ведущей деятельностью в
Игра и игрушка, по мнению
ученых, - важнейшие составляющие любой
культуры. Какова культура, таковы
и игрушки. Игрушка - культурное орудие,
посредством которого в особой "свернутой
форме" передается состояние современной
культуры.
Игрушка во
все исторически эпохи была
связана с игрой - ведущей деятельностью,
в которой формируется
Археологические
исследования донесли до наших
дней сведения об игрушках
древнего мира. Древние рабовладельческие
общества Египта, Греции и Рима
оставили последующим
Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития