Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

   Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

     А почему  кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева.  Ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания, и по сути является интеллектуальным растлением.                                               [1]                                                  

     В основе  современных критериев оценки  детских игр и игрушек лежат  ценные педагогические и психологические  качества игрушки. Существует  два типа критериев оценки  игр и игрушек.

Критерии  I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:

- провоцирует ребенка  на агрессивные действия;

- вызывает у него проявление  жестокости по отношению к  персонажам игры, в роли которых  - выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

- провоцируют игровые  сюжеты на безнравственность  и насилие;

- вызывает нездоровый  интерес к сексуальным проблемам,  выходящей за рамки возрастной  компетенции ребенка;

- провоцирует ребенка  на пренебрежительное отношение  к расовым особенностям или  физическим недостаткам других  людей.

Такие критерии отбора игрушек  важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:

- полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

- возможность применения  игрушки в совместной деятельности;

- дидактические свойства  игрушки, необходимые для интеллектуального  развития детей, обогащения их  знаниями;

- эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям  художественным промыслов, помогающим  детям раскрыть мир искусства,  овладеть художественным восприятием,  развивать творческие способности.

Таким образом, игрушка для  ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями  детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять  индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать  их к коллективным играм. Подбор игрушек  должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому  воспитанию детей. Все виды игрушек  должны отвечать всем требованиям, а  также возрастным особенностям детей.                        [11;  44-45]

Игрушка как средство общения 

   Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. У ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И. Лисина).                   [26; 134]                   

Взрослый для ребенка  раннего возраста - это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и  игры. Со стороны взрослого важны  внимательность и доброжелательность.

Общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включаться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное  для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в  предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует  возможные способы действия с  ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя  его движение. Ребенок направлен  на взрослого: пристально смотрит, как  мама действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые  действия вслед за ней. Именно в присутствии  взрослого малыш наиболее активно  манипулирует своими игрушками.                                                             [17;  104]                                                     

      С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок - предмет - взрослый". Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры.

У детей младшего дошкольного  возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль. Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.                                                                            [17;  105]                                         

Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте, является главной  фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами, в частности с игрушками.

     Особое значение  в развитии социальной активности  занимает развитие специфики  общения со сверстниками. Общение  ребенка со сверстниками осуществляется  в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в  игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое  общение богаче по назначению  и функциям. На протяжении дошкольного  возраста сменяются три формы  общения: эмоционально-практическая (да 2-х лет), ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет).

В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать  друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый эффективный  стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу  с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание  значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает большое  влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка. К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание.                    

Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого  общения. На этом этапе дети могут  меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить  перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно  примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания  и взаимопомощи, учатся согласовывать  свои действия с действиями другого.                                [26;  148]

В возрасте с 4 до 6 лет у  дошкольников наблюдается ситуативно-деловое  общение с ровесниками, которое  связано с развитие сюжетно-ролевой  игры, которая приобретает коллективный характер. В данном возрасте дети стремятся  действовать совместно, уступая  друг другу игрушки, обмениваясь ими и т.д.

В старшем возрасте главным  средовом общения является речь. Игрушки  остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение  ребенка направлено на познание окружающего  мира. Игрушка является важным предметом  в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.

  Игрушка как средство  психического развития 

   Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.                                          [17;  242]

   Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно - действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное). То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах - книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях.

В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание  того, что предлагается в словесном  описании или в рисунке. Воображение  работает как механизм, а не как  активная деятельность. В своих действиях  с игрушками ребенок в раннем возрасте обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослого, не строя собственного замысла.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные  сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображении имеет большое значение для умственного развития.

Внимание ребенка  к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с  ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного  возраста в связи с усложнением  деятельности и их передвижение в  общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность  и устойчивость.                                                           [9;  128]

Часто детская игра, как  и игра животного, выполняет функцию  исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка  исследовательское поведение часто  реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.

Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления  игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним  играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс  игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший  предмет для детского изучения.                                [20;  256]

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития