Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. А так как одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является игра, поэтому и все перцептивные действия осуществляются с игрушками. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их. В данной работе незаменимы дидактические игрушки и наборы игр. Основу интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей.

К практическим способностям относят конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет  в целом и его части по плану  и без него. Эти способности  лежат в основе конструктивной деятельности. Для развития конструктивных способностей необходимо предоставлять ребенку  возможность заниматься с различными видами конструкторов, строительным материалом, пазлами, игрушками, которые можно разбирать и собирать по частям.

Спортивные игрушки побуждает  детей к разнообразным действиям  и удовлетворяет потребности  ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров  и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В  процессе игры с ними дети укрепляются  в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать  типические функции и личностные качества.

Различные атрибуты для сюжетно-ролевых  игр, инструменты и костюмы для  мини-концертов способствуют развитию у детей специальных способностей, таких как: театрально-речевые (поэтический  слух), музыкальные (ладовое чувство, чувство ритма).                                                                [26; 329 – 334] Управлять куклами типа бибабо (наручные) детям гораздо труднее (одновременно играть двумя куклами часто трудно даже взрослым). Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

Таким образом, велико воздействие  игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может  оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий  их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого  ребенка.

1.5.2  Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы

Эмоции и чувства - специфическая  форма отражения действительности. Если в познавательных процессах  отражаются предметы и явления, то в  чувствах - значимость этих предметов  и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства  и эмоции носят личностный характер. Они связаны с потребностями  и выступают показателем того, как происходит удовлетворение.        [26;  283]

Игрушка - средство воздействия  на эмоционально-нравственную сторону  личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Первые эмоции ребенок  испытывает в младенчестве, в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте необходимо начинать побуждать ребенка  к заботливому отношению к  игрушкам. Мама учит ребенка к нежному  отношению к игрушке. Поэтому  игрушка сама должна быть красивой приятной на ощупь. В будущем игрушка  может стать доверительным другом малыша.

В.А. Сухомлинский писал: "В  детстве человек должен пройти эмоциональную  школу - школу воспитания добрых чувств".                                                [12; 13]                                                                     

Особое место среди  игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы  и мягкие игрушки - изображения, мишки, зайца и других. Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям  воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и  т.д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного  развития ребенка. Сначала ребенку  во всем помогает взрослый. Ребенок  учится от взрослого наделять куклу  определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет  душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению  ребенка она "ведет себя" таким  образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной  жизни во всех эмоциональных и  нравственных проявлениях, доступных  его пониманию.                                                  [17;  244]                           

В возрасте трех лет не следует  давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол  в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол - мальчиков, девочек, "голышей", целесообразно также ввести куклу - маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость. Важное значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим  доверительным другом ребенка. Кукла  или мягкая игрушка выступает  в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и  не помнит зла. Поэтому потребность  в игрушке возникает у каждого  ребенка-дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для  ребенка - не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка  и др., - объект общения во всех его  проявлениях, партнер по общению  в игре ребенка.

Хочется напомнить еще  и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка  как близкие друзья. Поэтому, чтобы  ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет  душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно  так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и  упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Куклы - копии человека имеют  предназначение в игре. У традиционной, "прекрасной", куклы большие  глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий  рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая  кукла обязательно получает имя  от своей хозяйки - маленькой девочки. "Прекрасная" кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. "Прекрасной" куклой дети восхищаются и немного  стесняются ее. В "прекрасную" куклу  мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это  кукла - мальчик или кукла - девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы - герои народных и  авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга - плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам - негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы - герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться как с куклой, так и с людьми.

Существует группа игрушек-друзей. Сейчас они могут быть и механическими – тамагочи,  и плюшевыми, или это кукла - Барби, многими детьми воспринимается как старшая подруга, или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру. К таким игрушка необходимо относится крайне осторожно, они помогут послужить растлителем для детской психики. Но не все так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. В магазинах можно найти Филю, Степашку, Хрюшу, Каркушу, которые учат не обманывать и не предавать.

В самом деле, зачем благополучному чаду делиться секретами с меховой  собакой - он лучше расскажет другу  или родителю. Если у ребенка есть игрушка-друг, с которой он откровеннее, чем с мамой - маме есть о чем  задуматься. Как правило, это глубоко  чувствующие, мудрые, рано повзрослевшие  дети, которые не стремятся поделиться своими переживаниями. Таким образом, родители могут мягко, но существенно  направлять развитие ребенка с помощью  хорошо выбранных игрушек. Главное - соблюдать меру, чтобы не получилось "однобокой" личности, и пусть  игрушек будет чуть меньше, чем  хочется ребенку - есть стимул для  развития и контакта с реальным миром.

Много радости в детскую  жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый  смех, развивать чувство юмора. Они  радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая  утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки  предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц - барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них  разный, а задача одна - повеселить детей, создать радостное настроение.

Игрушка - духовный образ  идеальной жизни, идеального мира, это  архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушкам утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка всегда выполняет и психотерапевтическую функцию - помогает овладеть ребенку собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно победить с помощью деревянного меча. Иногда ребенок может сам найти "игрушки" - предметы - функционеры, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями, смыслами.                                          [1;  98-108]                                                        

Таким образом, можно сделать  вывод, что игрушка забавляет  и радует ребенка, вызывает положительное  отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке  переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных  нравственных переживаний.

1.5.3 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников

Половая идентификация - отождествление себя с физическим и психологическим  полом мужчины или женщины  и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения. На протяжении всего дошкольного  возраста ребенок по нарастающей  начинает присваивать поведенческие  формы, интересы, ценности своего пола.                            

В специальном эксперименте детям предлагалась ситуация свободного выбора двух наборов игрушек из четырех. Были предложены четыре набора игрушек: машина, посуда, кубики, кукла. Ребенка  просили перечислить все игрушки. Затем он должен был взять для  игры два подноса с наиболее понравившимися для него игрушками. Все действия ребенка фиксировались. В результате выяснилось, что начиная с четырех лет у мальчиков и у девочек появляется дифференциация в выборе игрушек: машина, кубики выбирались для игры преимущественно мальчиками, а кукла и посуда - девочками.   Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики больше узнают и умеют в сфере техники, а девочки - в сфере быта. Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты.                                                                      [17;  222, 223]                                                        

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития