Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?
Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43
Правильно подобранные игрушки
способствуют умственному развитию
детей. Разработана целая система
игрушек, игры с которыми направлены
на совершенствование сенсорики ребенка.
Многие образные и дидактические игрушки
побуждают детей к речевой активности,
используются для обогащения словаря.
Разборные игрушки, разнообразные конструкторы,
упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении.
Различные мозаики способствуют развитию
сосредоточенности и устойчивости внимания.
Разбрасывание
игрушек часто становится
Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.
Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка - коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения - поисковая активность.
Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть - быть игрушками "на вырост", которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно или еще нет? Например, мишки, машинки, посудка - и конструктор на вырост. Или игры Никитиных.
Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать. Поэтому относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьезно.
С первых месяцев жизни
игрушка занимает особое место среди
предметов, окружающих ребенка. Практически
во всех культурах есть традиция подвешивать
над кроватями детей до года различные
игрушки. Задача этих игрушек - расширить
сенсорный опыт малыша, привлекая его
внимание своими нехитрыми возможностями:
формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие
над кроваткой, ребенок может рассматривать
и изучать. Они качаются, издают звуки,
отражают солнечные лучи. Главная задача
этих игрушек - предотвращать скуку и пробуждать
и удовлетворять любопытство, давая пищу
первым проявлениям исследовательской
активности малыша. Мама учит ребенка
следить за игрушкой: так она организует
восприятие ребенка, он фиксирует взором
игрушку, которая находится непосредственно
в поле его зрения, затем мать побуждает
малыша следить за движением игрушки.
Так ребенок учится смотреть и видеть.
Звучание придает ей дополнительную привлекательность
- ориентировочное прислушивание доставляет
ребенку еще большее удовлетворение и
развивает его восприятие. Ребенок реагирует
на звук, поворачивает головку и находит
взором игрушку. Он тянется к ней, иногда
схватывает. Все эти действия формируют
координацию, совершенствуют движения
и развлекают ребенка. Чем больше манипуляций
можно производить с одной и той же игрушкой,
тем выше ее познавательная и развивающая
ценность. У ребенка в этот период формируется
так называемый пассивный запас слов,
он начинает связывать звучащее слово
с конкретным предметом, а это - основа
для развития речи.
[14; 172-245]
В раннем
возрасте ребенок получает так
называемые автодидактические игрушки
(матрешки, пирамидки), в которых заложены
возможности развития ручных и зрительных
соотносящих действий. В этом же возрасте
ребенок получает множество игрушек заместителей
реальных предметов: орудий, предметов
труда и др. через подобные игрушки ребенок
осваивает функциональное назначение
предметов, овладевает орудийными действиями.
Для ребенка
до трех месяцев, наиболее
Традиционные
подвески в виде бус из
Для детей
от трех до семи-восьми
Малыш от 1 года
до 3 лет становится
После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 дет.
В возрасте
4-5 лет у ребенка появляется
воображение, возможность
Как общий
вид игр и игрушек для этого
возраста выступают игры с
буквами, цифрами, магнитные
В строительный
материал можно играть
Среди игрушек
основное место занимают
Дети от 5 до
7 лет уже не просто играют
вместе, а определяют и описывают
роли - период ролевой игры. Роли
могут быть различные:
В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека.
Технические игрушки способствуют
развитию конструктивного мышления,
самостоятельности и
В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему - она приспособлена к действию с ней.
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.
Исходным звеном всякой сюжетно-ролевой игры является игровое действие. Первоначально оно формируется в тесной связи с предметами.
Поэтому на данном этапе детям нужны игрушки, имитирующие реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки и т.д. Период возникновения сюжетной - ролевой игры сопровождается развитием детского воображения. Очень важно всячески стимулировать различные действия замещения и обобщения. Поэтому не рекомендуется увеличивать число игрушек, находящихся в пользовании ребенка. Основное внимание должно быть направлено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками.
Игрушка в развитой
сюжетно-ролевой игре
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем возрасте закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.
Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть в создание образного фундамента интеллекта. (Л.А. Венгер).
Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития