Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

Правильно подобранные игрушки  способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система  игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.                                                                                                                                                  [14;  172-245]

     Разбрасывание  игрушек часто становится одной  из первых исследовательских  игр для многих малышей. Нередко  можно наблюдать такую картину:  ребенок бросает погремушку и  затаивается, прислушивается, какой  эффект это вызовет, ему интересно,  как она упадет, какой звук  издаст, как поведут себя при  этом взрослые. Ребенок тянет  в рот и облизывает игрушки  как любой предмет, попавший  ему в руки, при этом обычно  что-то бормочет, издает какие-то  звуки. Все это исследовательское  взаимодействие с игрушками, как  правило, сопровождается яркими  эмоциями - смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и  ребенка к игрушке качественно  различны. Взрослого в игрушке  значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В  этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится  к ней бережно и нередко  очень высоко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему  не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка - коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения - поисковая активность.

Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает  и в которой непосредственно  принимает участие. В целом, игрушки  должны соответствовать возрасту, а  какая-то часть - быть игрушками "на вырост", которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно  или еще нет? Например, мишки, машинки, посудка - и конструктор на вырост. Или игры Никитиных.

Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать. Поэтому относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьезно.

С первых месяцев жизни  игрушка занимает особое место среди  предметов, окружающих ребенка. Практически  во всех культурах есть традиция подвешивать  над кроватями детей до года различные  игрушки. Задача этих игрушек - расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек - предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша. Мама учит ребенка следить за игрушкой: так она организует восприятие ребенка, он фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения, затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание придает ей дополнительную привлекательность - ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. Ребенок реагирует на звук, поворачивает головку и находит взором игрушку. Он тянется к ней, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка. Чем больше манипуляций можно производить с одной и той же игрушкой, тем выше ее познавательная и развивающая ценность. У ребенка в этот период формируется так называемый пассивный запас слов, он начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом, а это - основа для развития речи.                                 [14;  172-245]                                                                                                                 

     В раннем  возрасте ребенок получает так  называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.                                                                               [17;  242]

     Для ребенка  до трех месяцев, наиболее интересна  и универсальна деревянная погремушка  с шариками на шнурах. Авторы  назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой, деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках.

     Традиционные  подвески в виде бус из цветных  шариков считаются спокойной  игрушкой. Созданы и специальные  бусы-подвески, когда при перемещении  бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется  пространственная и цветовая  композиция. Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого  набора игрушек эталонной системы.  Ребенок видит в зеркале свое  отражение, общается с самим  собой, не зная еще, что это  он. Музыкальные игрушки типа "музыкальных шкатулок" также разнообразят слуховые впечатления ребенка.

     Для детей  от трех до семи-восьми месяцев  жизни основную часть составляют  дидактические игрушки. Это "подвеска  с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко  висящих разноцветных шариков.  Случайно захватив кольцо, ребенок  начинает ими манипулировать  и тем самым раскачивать висящие  сверху шарики, которые создают  приятный перестук. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования  у ребенка осязательных впечатлений,  действий с кистью. Ребенок ощупывает  подвески, перемещает их, перекладывает.

     Малыш от 1 года  до 3 лет становится самостоятельным,  появляется возможность самостоятельно  передвигаться. Ребенок начинает  усваивать функциональные назначения  предметов. Поэтому необходимо  расширять кругозор детских игрушек  посудой и мебелью. Она должна  приближаться по размеру к  детской, но быть более легкой. Имеют место игрушки, побуждающие  творить, создавать самому. Это  кубики из дерева, поролона, пластмассы; конструкторы. Можно и пирамидки,  хотя не все дети их любят,  машинки, паровозики, тележки. Спортивные игры, много материалов для художественного творчества: краски, бумага, пластилин, глина, мелки, песок и т.д. Чего не надо детям в этом возрасте (они просто не оценят): большие мягкие игрушки, большие куклы, хрупкие сувениры, сложные сюжетные игры (железная дорога, кукольный дом и пр.)

     После 2 лет  воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 дет.

     В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется  воображение, возможность фантазировать  и, как следствие, интерес к  истории, динозаврам, космосу, монстрам, трансформерам. В созидаемом ребенком мире появляется место для других детей. Обычно с этого возраста детям интересно играть друг с другом. Сначала это игра-взаимодействие: дети сообща строят башню или кормят куклу. Здесь нужны игрушки-имитации взрослых вещей. Чем точнее они будут изображать настоящую вещь, тем лучше. Поэтому термометр в наборе "Доктор" должен быть максимально похож на термометр. То же относится и к машинкам, автотрекам, посуде, оружию, кукольной одежде и мебели и т.д.                                [1;  98-108]

     Как общий  вид игр и игрушек для этого  возраста выступают игры с  буквами, цифрами, магнитные азбуки - обучающие игры. Большую ценность  предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

     В строительный  материал можно играть бесконечно. "Строительные игры" ценны тем,  что позволяют отобразить в  игре задуманное. "Строительство"  в игре больше, чем какие-либо  другие игры, сходно с трудовой  деятельностью человека. Любая простейшая  постройка требует от ребенка  работы мысли, фантазии, умения  сосредоточиться, терпеливо преодолеть  трудности. Чтобы ребенок долго  не оставался на стадии беспомощных  действий с кубиками и другими  формами, нужно показать ему,  что и как можно построить.  Игры детей 2 - 4-х лет значительно  обогатит набор игрового строительного  материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность  детям соорудить самые разнообразные  постройки. Кроме того, окрашенные  в 4 основные цветы, они позволяют  упражнять детей и в названии  цвета. Эта полезная игрушка  дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные  эффектные машины, не говоря уже  о "огнестрельных" автоматах.

     Среди игрушек  основное место занимают стилизованные  под человека животные: слоник  в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п.  Их можно купать, кормить, водить  за ручку, катать в коляске,  разговаривать с ними, т.е. действовать  как с куклой. Такая аналогия  позволяет взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

     Дети от 5 до 7 лет уже не просто играют  вместе, а определяют и описывают  роли - период ролевой игры. Роли  могут быть различные: персонажи  сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает  символическая функция: похожесть  уже не важна. Важны отношения  персонажей по поводу игрушки.  Вместо термометра теперь может  использоваться любая палочка.  Нужны игры и игрушки, побуждающие  отыгрывать различные социальные  роли и ситуации: от кухонь  и парикмахерских до "набора полицейских" и рыцарских доспехов. Очень интересны куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо.             [9]

В дошкольном возрасте технические  игрушки могут иметь большое  значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой  деятельности человека.

Технические игрушки способствуют развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

В отличие от модели, игрушка  не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а  рассказывает о нем средствами художественного  образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему - она приспособлена к действию с ней.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и  тем расширяют и уточняют представления  детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.

Исходным звеном всякой сюжетно-ролевой  игры является игровое действие. Первоначально  оно формируется в тесной связи  с предметами.

Поэтому на данном этапе детям  нужны игрушки, имитирующие реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки и  т.д. Период возникновения сюжетной - ролевой игры сопровождается развитием  детского воображения. Очень важно  всячески стимулировать различные  действия замещения и обобщения.  Поэтому не рекомендуется увеличивать  число игрушек, находящихся в  пользовании ребенка.  Основное внимание должно быть направлено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками.

 Игрушка в развитой  сюжетно-ролевой игре выполняет  самые разнообразные функции.  Она может определять тему  игры, помогает начать и развернуть  ее; поможет выступить в качестве  недостающего партнера и т.д.         [16;  12-19]                                                                                                                                   

Роль  игрушки в развитии способностей

   Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем возрасте закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.

Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть в создание образного фундамента интеллекта. (Л.А. Венгер).

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития