Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

     Сравнительно  позднее в игрушке возник образ  коня. О существовании колесницы  и лошади египтяне узнали от  кочевых племен, завоевавших Египет  в нач. I тыс. до н.э..  Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка “Троянский конь”, которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

          Как и сегодня, одной из первых  игрушек ребенка в древности  была погремушка. Ее считали важным  средством воспитания. В Древней  Греции и Риме погремушки дарили  новорожденному. Постукивая этими  погремушками, матери и кормилицы  напевали колыбельные песни.

     В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире.                             [3]                         

     На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся в VI-VII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек средневековья можно судить по музейным коллекциям. Есть игрушки для знати, военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи и т.д.). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла.                                                   [11;  7]

     Издавна, традиционной  игрушкой и в русских семьях  была кукла. Причем играли в  тряпичные куклы все - не только  девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали  строго разделять. Для малышей  куклы изготавливали мамы и  бабушки, затем дети их делали  сами. В русской религии куклу  часто наделяли магической силой  плодородия, она выступала одним  из главных атрибутов в свадебной  церемонии - ее вручали невесте  как счастливый символ продолжения  рода. До начала ХХ века игрушки  использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов.                            [24]

     В летописях  XII в. содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное производство началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в., где стали применять штамповку при изготовлении игрушек. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек.                                                             

                                                                                                                           [11; 8-9]                                                                                       

     Со временем  кукла видоизменилась, усовершенствовалась  и превратилась в ослепительную  фарфоровую или пластмассовую  красавицу, которая радует на  сегодняшний день глаза наших  детишек.

     Развитие электронной  промышленности открыло новые  горизонты в создании сложной  детской игрушки. Появились электронные  игрушки, которые быстро завоевали  мировой рынок.

  Виды игрушек

   Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, едагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д.        [5; 32]                                                                                                              

    Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. Сюжетные или образные  игрушки (куклы, фигурки и т.д.).  Игрушки данного вида во многом  определяют сюжет игры, в этом  их основное назначение, отсюда  и их название - сюжетные. Они развивают  творчество, уточняют и расширяют  кругозор ребенка, его социальный  опыт. Среди них особое место  занимает кукла - источник разнообразных  переживаний малыша.

2. Технические игрушки  вводят детей в мир техники,  знакомят с внешним видом технических  предметов (машины, механизмы, транспортные  средства), с характерными для  них действиями. К ним относятся  игрушечные фотоаппараты, бинокли,  подзорные трубы, летательные  модели, калейдоскопы, детские швейные  машины и многие другие. Также  технические игрушки делятся:  технико-сюжетные, демонстрирующие  производственные процессы или  законы физики, химии и других  наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования  и технического изобретательства.

3. Строительные и конструктивные  материалы рассчитаны на детское  конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей  разных форм для сооружений  и построек. Большими развивающими  возможностями обладают конструкторы  нового поколения "LEGO".   

4. Дидактические игрушки  - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

5. Игрушки для подвижных  и спортивных игр предназначены  для физического воспитания. Они  очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные игрушки  - это куклы (театральные персонажи,  куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для  разыгрывания сценок по сказкам.  К ним относятся костюмы и  элементы костюмов, атрибуты, элементы  декораций, маски, бутафория и  др.

7. Звучащие и музыкальные  игрушки. Они используются на  занятиях, праздниках, развлечениях, в  самостоятельных играх. Отличаются  особенностями звучания, нарядным  оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. 

8. Игрушки-самоделки изготовляются  самими детьми, родителями, воспитателями.  Потребность в таких игрушках  возникает в самих видах игр:  для театров дети мастерят  фигурки "артистов", элементы  декораций; для сюжетно-ролевой  игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.                 [11;  43,44]                                                                                                                                                       

    

  Требования, критерии  оценки и правила  подбора игрушек

   Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                            [25; 16]                                                                                                     

                                                                                                

        Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

     Требования, предъявляемые  к игрушкам, и критерии их оценки  должны быть заданы на основе  структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о «хорошо и плохо» деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр.                                                                                                                           [1]

Во-вторых, это возможность  действовать с ней, понятность и  осмысленность игрового действия с  ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными  качествами. В образных игрушках важно  наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность  игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание  новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной  и стимулирующее детскую активность.

В-третьих, привлекательность  определяется ее рейтингом в детской  субкультуре. Как бы ни противоречили  вкусы детей эстетическим и этическим  представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и  популярность в детской субкультуре.       [5;  32]                                                                                                                                           

     Психологическая  задача возрастного развития  решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка  как посредник между ребенком  и культурой и как средство  его развития должна обеспечивать  возможность становления новых  умственных действий, психических  способностей и личностных качеств,  соответствующих возрасту ребенка.  Чтобы игрушка выполняла свою  развивающую функцию, она должна  содержать ориентиры для адекватных  действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и  направлять на осуществление  заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не  должно препятствовать инициативным  действиям ребенка. Игрушка должна  открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого  ребенка. Открытость для разнообразных  действий, гибкость и простота - важное  требование для развивающей игрушки.  Реализация инициативы ребенка  обеспечивается также операционными  возможностями игрушки. Так как  игра является самостоятельной  деятельностью ребенка, поэтому  игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

     Серийная игрушка,  с которой чаще всего имеет  дело современный ребенок, по  сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости.

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития