Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?
Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43
Сравнительно
позднее в игрушке возник
Как и сегодня, одной из
В глубокой древности
возник и такой известный нам вид игрушки,
как кукла. Самым древним египетским куклам
около 4 тыс. лет. Какие только формы она
не имела и как только не видоизменялась
на протяжении истории! Самые первые египетские
куклы имели настоящие волосы, подвижные
руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов.
Множество различных глиняных кукол, изображавших
животных, было и в античном мире.
На территории
Восточной Европы древнейшие игрушки,
которые найдены археологами, относятся
ко II в. до н.э. Это скифские всадники и
повозки из глины. При раскопках славянских
городищ Среднего Приднепровья были обнаружены
погремушки, глиняные фигурки, относящиеся
в VI-VII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек
средневековья можно судить по музейным
коллекциям. Есть игрушки для знати, военного
содержания (кони в рост ребенка, доспехи,
шлемы, щиты, мечи и т.д.). Обязательным
атрибутом каждого состоятельного дома
была кукла.
Издавна, традиционной
игрушкой и в русских семьях
была кукла. Причем играли в
тряпичные куклы все - не только
девочки, но и мальчики до 7-8
лет, а потом их игры начинали
строго разделять. Для малышей
куклы изготавливали мамы и
бабушки, затем дети их делали
сами. В русской религии куклу
часто наделяли магической
В летописях
XII в. содержится первое упоминание об
игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное
производство началось в немецком городе
Нюрнберге в XIX в., где стали применять
штамповку при изготовлении игрушек. Конец
XIX - начало XX в. - время развития технических
игрушек.
Со временем
кукла видоизменилась, усовершенствовалась
и превратилась в
Развитие электронной
промышленности открыло новые
горизонты в создании сложной
детской игрушки. Появились
Игрушки так же разнообразны,
как и детские игры, поэтому существуют
различные классификации игрушек: по тематике
и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по
оборудованию игрового процесса и степени
их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются
игрушки и по возрастам детей, едагогическим
принципам, историческим периодам, формам
и конструкциям и т.д.
[5; 32]
Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. Сюжетные или образные
игрушки (куклы, фигурки и т.д.
2. Технические игрушки
вводят детей в мир техники,
знакомят с внешним видом
3. Строительные и конструктивные
материалы рассчитаны на
4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.
5. Игрушки для подвижных
и спортивных игр
6. Театрализованные игрушки
- это куклы (театральные
7. Звучащие и музыкальные
игрушки. Они используются на
занятиях, праздниках, развлечениях, в
самостоятельных играх.
8. Игрушки-самоделки
Игрушка - это условное
изображение реальных предметов; вещь,
которая специально созданная для развлечения
и обучения детей в живой увлекательной
форме. Игрушка рассматривается взрослыми
преимущественно либо как забава, либо
как дидактическое средство. При этом
отсутствуют ценностные ориентиры оценки
игрушек, связанные с их влиянием на игровую
деятельность и психическое развитие.
Как показывают опросы, в большинстве
случаев игрушки выбираются и покупаются
стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных
признаков игрушки (привлекательности,
стоимости, желания угодить ребенку и
пр). Такая ситуация весьма негативно отражается
на качестве детской игры, а следовательно,
и на эффективности развития ребенка.
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.
Требования, предъявляемые
к игрушкам, и критерии их оценки
должны быть заданы на основе
структурных составляющих игры.
Так как деятельность
Во-вторых, это возможность
действовать с ней, понятность и
осмысленность игрового действия с
ней. Эта возможность определяется
для разного типа игрушек разными
качествами. В образных игрушках важно
наличие яркого определенного образа
- человека или животного. Также привлекательность
игрушки определяется степенью знакомства
с ней. Оптимальное сочетание
новизны и узнаваемости - важное
качество игрушки, делающее ее привлекательной
и стимулирующее детскую
В-третьих, привлекательность
определяется ее рейтингом в детской
субкультуре. Как бы ни противоречили
вкусы детей эстетическим и этическим
представлениям взрослых, при оценке
привлекательности игрушки
Психологическая
задача возрастного развития
решается при реализации
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости.
Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития