Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?
Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43
Мальчики 2,5 - 3 лет играют
с бытовыми игрушками с таким
же удовольствием, как и девочки,
работают утюгом, стирают в корытце,
намыливая кубиком кукольное
белье. Нет, это не деградация мужского
начала в ребенке, а форма отражения
счастливого быта семьи, где между
мужем и женой существуют гармоничные
отношения любви и
Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий. Павлова Л. утверждает, что уже в 2,5 - 3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 - 3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.
Однако по последним результатам исследования, проведенного американским психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем возрасте.
В раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по мальчишечьему или девичьему типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми - родителями в семье, воспитателями в детском саду.
Примерно 25% детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенность и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.
Существует мнение, что технические игрушки интересны лишь мальчишкам. Наша задача, как воспитателей детского сада, - дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая техника интересны и мальчикам.
Говоря о моторных играх, не следует разделять на девчачьи и мальчишечьи. И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т.д. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают точность, силу, ловкость, а также легкость, грацию, изящество.
В. Штерн одним из первых
указал на различие в играх с куклой
мальчиков и девочек, объясняя это
разницей между полами. "Маленькие
мальчики также играют в куклы, но
лишь в исключительных случаях наблюдается
при этом трогательное, заботливое
ухаживание, мальчик заставляет свою
куклу прыгать и маршировать,
проделывать разные шутки, сажает ее
в качестве седока в тележку, верхом
на игрушечных животных, свидетельствует
ее как доктор пациента и - вскоре бросает".
Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает, и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.
Ученые, проводившие исследовательскую
работу с двухлетними детьми, отличили
следующую закономерность, чем меньше
ребенок, тем проще, декоративнее должна
быть кукла. Известно, что после полутора
лет кукла выступает для
Ребенку полутора-двух лет
нужны куклы с образом
Так в жизнь ребенка
приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует
развернутость ситуации, игра более
насыщена и приближенна к жизни.
В игре преобладают бытовые мотивы.
И это самое главное ребенок
отражает в игре действия близких
людей. Это значит, что малыш, беря
на себя роль мамы, изображает именно свою
маму. В возрасте 4-5 лет происходит
окончательная идентификация
Таким образом, игрушка имеет
большое значение в половой идентификации
детей дошкольного возраста, главное
- соблюдать требования по отбору современных
игрушек.
Вывод к І главе:
Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является его жизненной потребностью и средством всестороннего развития.
Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.
Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.
Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей, и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.
В своей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.
Таким образом, игрушка является
средством общения и
Глава ІІ Экспериментальная часть (экспериментальное исследование влияния игрушки на процессы общения и психического развития ребенка).
Экспериментальное исследование
проводилось в сентябре 2012 г. на базе
Коммунального Дошкольного
Адрес: квартал Тепловозостроителей 14, Луганск
Телефон: (642) 36-56-22
заведующая / директор: Вац Людмила Алексеевна
В эксперименте приняло
участие 20 детей 6 лет с нормальным
речевым и психическим
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе проводился отбор детей в контрольную группу. Изучались анамнезы, истории развития детей, психолого-педагогические характеристики. Проводились беседы с родителями детей из контрольной группы.
На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанным методикам. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.
На третьем этапе исследования осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.
2.1. В ходе проведения бесед с родителями детей из контрольной группы было установлено:
Протокол №1 Мама Андрея А. сообщила, что Андрей является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, машинки, роботов-трансформе-ров, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.
Протокол №2 Мама Богдана Б. сообщила, что Богдан является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, машинки, черепашек-ниндзя, резиновые мячики, в четыре года подарили мобильный телефон.
Протокол №3 Мама Лены В. сообщила, что Лена является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол , наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон.
Протокол №4 Мама Светы З. сообщила, что Света является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол , наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон, в пять лет подарили ноутбук.
Протокол №5 Мама Дани Е. сообщила, что Даня является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, различные конструкторы, резиновые мячики, в пять лет подарили мобильный телефон.
Протокол №6 Мама Оксаны З. сообщила, что Оксана является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является плюшевый мишка.
Протокол №7 Мама Марины И. сообщила, что Марина является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».
Протокол №8 Мама Андрея К. сообщила, что Андрей является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.
Протокол №9 Мама Вани К. сообщила, что Ваня является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, в четыре года купили мобильный телефон.
Протокол №10 Мама Димы М. сообщила, что Дима является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.
Протокол №11 Мама Игоря М. сообщила, что Игорь является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, различные конструкторы, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.
Протокол №12 Мама Данилы О. сообщила, что Данила является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, мячи, в пять лет купили смартфон.
Протокол №13 Мама Оли Н. сообщила, что Оля является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, матрешек, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».
Протокол №14 Мама Вани Р. сообщила, что Ваня является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, мячи, в пять лет купили мобильный телефон, в шесть лет подарили ноутбук.
Протокол №15 Мама Маргариты Р. сообщила, что Маргарита является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон.
Протокол №16 Мама Светы С. сообщила, что Света является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, в пять лет подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».
Протокол №17 Мама Даши Х. сообщила, что Даша является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон.
Протокол №18 Мама Ирины Ф. сообщила, что Ирина является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».
Протокол №19 Мама Марины Я.. сообщила, что Марина является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», старались выбирать игрушки - поярче.
Протокол №20 Мама Андрея А. сообщила, что Андрей является единственным ребенком в семье. Покупали ему механические игрушки, которые он всячески пытался разобрать, а затем вместе с папой их ремонтировали. Так же покупали ему различные конструкторы, с которыми он с удовольствием играет.
2.2 Изучений типа общения ребенка (Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. - Алма-Ата, 1989. - С. 71-72.)
(Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. - Алма-Ата, 1989. - С. 71-72.)
Испытуемый _Андрей А.
Пол __муж
Возраст__6 лет
Экспериментатор __Лапыгин Ю.Ф.
Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития