Игрушка как средство общения и психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Современного ребенка, с самого момента появления на свет, окружает огромное количество игрушек. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Их покупает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….1
Глава І (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы)..…………………………3
Вывод к І главе………………………………………………………………..29
Глава ІІ (эксперементальное исследование).…………………………….30
Практические рекомендации………………………………………………..40
Вывод к ІІ главе……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 96.01 Кб (Скачать)

Мальчики 2,5 - 3 лет играют с бытовыми игрушками с таким  же удовольствием, как и девочки, работают утюгом, стирают в корытце, намыливая кубиком кукольное  белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения  счастливого быта семьи, где между  мужем и женой существуют гармоничные  отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в  мальчике закладываются качества, которые  помогут ему в будущем стать  хорошим семьянином.

Что же, игра мальчиков и  девочек не имеет отличий. Павлова  Л. утверждает, что уже в 2,5 - 3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 - 3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.

Однако по последним результатам  исследования, проведенного американским психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем возрасте.

В раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по мальчишечьему или девичьему типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми - родителями в семье, воспитателями в детском саду.

Примерно 25% детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую  игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра ведущий  вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенность и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.

Существует мнение, что  технические игрушки интересны  лишь мальчишкам. Наша задача, как воспитателей детского сада, - дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая техника интересны и мальчикам.

Говоря о моторных играх, не следует разделять на девчачьи и мальчишечьи. И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т.д. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают точность, силу, ловкость, а также легкость, грацию, изящество.

В. Штерн одним из первых указал на различие в играх с куклой мальчиков и девочек, объясняя это  разницей между полами. "Маленькие  мальчики также играют в куклы, но лишь в исключительных случаях наблюдается  при этом трогательное, заботливое ухаживание, мальчик заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные шутки, сажает ее в качестве седока в тележку, верхом на игрушечных животных, свидетельствует  ее как доктор пациента и - вскоре бросает".                                                                       [5;  23]

Таким образом, среди разнообразных  типов игрушки кукла занимает, и будет занимать особое место  как динамический живой образ  человека.

Ученые, проводившие исследовательскую  работу с двухлетними детьми, отличили следующую закономерность, чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка  в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш  кормит, катает и баюкает куклу.

Ребенку полутора-двух лет  нужны куклы с образом сверстника девочки, мальчика. Величина куклы может  быть в переделах 40 см. Желательно подобрать  куклу из мягких материалов. Нужны  куклы шарнированные, т.е. с вращающимися ручками и ножками. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера.                               

Так в жизнь ребенка  приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует  развернутость ситуации, игра более  насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное ребенок  отражает в игре действия близких  людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму. В возрасте 4-5 лет происходит окончательная идентификация ребенка  со своим полом, и начинают различаться  игрушки для мальчиков и для  девочек.

Таким образом, игрушка имеет  большое значение в половой идентификации  детей дошкольного возраста, главное - соблюдать требования по отбору современных  игрушек.                                                                           [19;  86-89]

Вывод к І главе:

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является его жизненной потребностью и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает  ребенка к размышлениям, ставит перед  ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в  воспитании детей велико. Игрушка  – непременный спутник детства  и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования  в разных видах игр. Так как  сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и  педагоги задаются вопросами о влиянии  игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются  сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными  особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов  игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей, и  вместе с тем побуждать их к  коллективным играм. Подбор игрушек  должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому  воспитанию детей. Все виды игрушек  должны отвечать всем требованиям, а  также возрастным особенностям детей.

В своей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек  заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние  на психику ребенка. Игрушка - это  не только предмет для забавы. Она  несет в себе огромное психологическое  и педагогическое значение. На это  стоит обращать более пристальное  внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую  часть жизни ребенок проводит именно в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІІ   Экспериментальная  часть   (экспериментальное  исследование влияния игрушки на процессы общения и психического развития ребенка).

Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2012 г. на базе   Коммунального Дошкольного Учебного Заведения Ясли-Садик №88  Каменнобродского района  г.Луганска

Адрес: квартал Тепловозостроителей 14, Луганск

Телефон: (642) 36-56-22

заведующая / директор:   Вац Людмила Алексеевна

 В эксперименте приняло  участие 20 детей  6 лет с нормальным  речевым и психическим развитием,  составляющие контрольную группу.

Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе проводился отбор детей в контрольную  группу. Изучались анамнезы, истории  развития детей, психолого-педагогические характеристики. Проводились беседы с родителями детей из контрольной группы.

На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанным методикам. Обследование каждого ребёнка проводилось  индивидуально. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке  и интерпретации.

На третьем этапе исследования осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после  чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.

2.1. В ходе проведения бесед с родителями детей из контрольной группы было установлено:

Протокол №1 Мама Андрея А. сообщила, что Андрей является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, машинки, роботов-трансформе-ров, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.

Протокол №2 Мама Богдана Б. сообщила, что Богдан является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, машинки, черепашек-ниндзя, резиновые мячики, в четыре года подарили мобильный телефон.

Протокол №3 Мама Лены В. сообщила, что Лена является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол , наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон.

Протокол №4 Мама Светы З. сообщила, что Света является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол , наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон, в пять лет подарили ноутбук.

Протокол №5 Мама Дани Е. сообщила, что Даня является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, различные конструкторы, резиновые мячики, в пять лет подарили мобильный телефон.

Протокол №6 Мама Оксаны З. сообщила, что Оксана является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является плюшевый мишка.

Протокол №7 Мама Марины И. сообщила, что Марина является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».

Протокол №8 Мама Андрея К. сообщила, что Андрей является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.

Протокол №9 Мама Вани К. сообщила, что Ваня является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, в четыре года купили мобильный телефон.

Протокол №10 Мама Димы М. сообщила, что Дима является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.

Протокол №11 Мама Игоря М. сообщила, что Игорь является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики,  различные конструкторы, игрушечные автоматы и пистолеты, в пять лет купили смартфон.

Протокол №12 Мама Данилы О. сообщила, что Данила является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, мячи, в пять лет купили смартфон.

Протокол №13 Мама Оли Н. сообщила, что Оля является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, матрешек, наборы кукол «Барби»,  в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».

Протокол №14 Мама Вани Р. сообщила, что Ваня является единственным ребенком в семье. Покупали ему, в основном, механические машинки, самолетики, роботов-трансформеров, игрушечные автоматы и пистолеты, мячи, в пять лет купили мобильный телефон, в шесть лет подарили ноутбук.

Протокол №15 Мама Маргариты Р. сообщила, что Маргарита является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон.

Протокол №16 Мама Светы С. сообщила, что Света является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, в пять лет подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».

Протокол №17 Мама Даши Х. сообщила, что Даша является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», в четыре года подарили мобильный телефон.

Протокол №18 Мама Ирины Ф. сообщила, что Ирина является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, в четыре года подарили мобильный телефон, любимой игрушкой является кукла «Барби».

Протокол №19 Мама Марины Я.. сообщила, что Марина является единственным ребенком в семье. Покупали ей, в основном, мягкие игрушки, кукол, наборы кукол «Барби», старались выбирать игрушки - поярче.

Протокол №20 Мама Андрея А. сообщила, что Андрей является единственным ребенком в семье. Покупали ему механические игрушки, которые он всячески пытался разобрать, а затем вместе с папой их ремонтировали. Так же покупали ему различные конструкторы, с которыми он с удовольствием играет.

 

 

 

 

2.2 Изучений типа общения ребенка     (Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников.  - Алма-Ата, 1989.  - С. 71-72.)

 

                                                            ПРОТОКОЛ № 1

                                              Изучений типа общения ребенка

(Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников.  - Алма-Ата, 1989.  - С. 71-72.)

Испытуемый _Андрей А.           Пол __муж               Возраст__6 лет                                     Группа_4

Экспериментатор __Лапыгин Ю.Ф.                                                                    Дата _29.08.2012

Информация о работе Игрушка как средство общения и психологического развития