Гиперактивные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее, не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными.

Работа содержит 1 файл

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

 
Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны  от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее, не будет  лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный  ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам. 
Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит
минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее "всем миром". Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений.

Гиперактивному  ребенку трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает чай или молоко. Ему трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов (В. Оклендер).

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные  проявления гиперактивности можно  разделить на три блока: дефицит  активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Критерии  гиперактивности (П. Бейкер, М. Алворд)

Дефицит активного внимания:

  1. непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. не слушает, когда к нему обращаются. 
  3. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. испытывает трудности ворганизации.
  5. часто теряет вещи.
  6. избегает скучных и требующих усилий заданий.
  7. часто бывает забывчив.

Двигательная  расторможенность:

  1. постоянно ерзает.
  2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забегает куда-либо).
  3. спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. очень говорлив.

Импульсивность:

  1. начинает отвечать, недослушав вопроса.
  2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. плохо сосредотачивает внимание.
  4. не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разны результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других нет.)

Если  в возрасте до 7 лет проявляются  хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок  гиперактивен.

«Что  делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности?»  В этом случае лучше обратиться к специалисту психологу или невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя специалист, не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз и что-то предпринимать.

Точка зрения, что ребенок гиперактивен, только на основании, что он много  двигается, непоседлив, является ошибочной. Так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно очень часто педагоги и родители не обращают внимания на проявление у ребенка импульсивности.

Что такое импульсивность?

«Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта  характера) заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях» (психологический словарь). Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности».

Признаки  импульсивности

Импульсивный  ребенок

  1. всегда быстро находит ответ, когда его о чем то спрашивают (возможно и неверный).
  2. у него часто меняется настроение.
  3. многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. обидчив, но не злопамятен.
  6. часто чувствуется, что ему все надоело.
  7. быстро не колеблясь, принимает решения.
  8. может резко отказаться от еды, которую он любит.
  9. нередко отвлекается на занятиях.
  10. когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. требует к себе внимания, не любит ждать.
  16. в играх не подчиняется общим правилам.
  17. горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. любит организовывать и предводительствовать.
  20. похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения  объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих  ребенка, оценили уровень его  импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все  баллы во всех исследованиях и  найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 о средней, 1-6 баллов о низкой.

                                КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ

Гиперактивному  ребенку требуется постоянная психологическая  поддержка. Как и другие дети они хотят быть успешными в делах, за которые берутся, однако чаще всего им это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку и помнить ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Важно позаботиться о рабочем месте  ребенка. Оно должно быть тихим и  спокойным – не около телевизора или постоянно открывающихся  дверей, а там, где бы ребенок мог заниматься без помех и посторонних шумов. В ходе выполнения домашнего задания родителям необходимо находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если  ребенок в чем-то не прав, родителям  не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознанна. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя  принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого их этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели о больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к другому. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Если  вы едите с ребенком в общественное место: музей, театр, кино, цирк, в гости  вы должны заранее объяснить ему  правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне  руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус…» и т.д. Затем определенное количество жетонов полученных за правильное поведение можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Здесь важно не использовать только одну систему поощрений, так как у ребенка может пропасть к ней интерес и он не будет стараться, объясняя это тем, что ему не нужны жетоны, не хочет конфету и т.д. Если ребенок будет очень стараться, но случайно, что-то сделает не так, то его можно и простить. Главное чтобы он чувствовал себя успешным. 

                          

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. быть драматичным, экспрессивным с ним.
  5. снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. использовать тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания, прикосновения, поглаживания).
  8. договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  11. предоставлять ребенку возможность выбора.
  12. оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
  

 Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач.

1. Стабилизация  обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью  к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит  не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще  и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям  необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

Информация о работе Гиперактивные дети