Гиперактивные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зрения относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.

Содержание

1. Причины заболевания
2. Признаки СДВГ
3. Коррекция СДВГ
4. Практические рекомендации родителям и педагогам

Работа содержит 1 файл

Гиперактивность.docx

— 45.27 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ИМ. М. А. ШОЛОХОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Педагогический  факультет

    Специальность «Педагогика и методика дошкольного  образования» 

    Реферат

    На  тему: «Гиперактивные дети»

    Дисциплина  «Современные исследования в психологии» 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила

                                              Студентка 1(3,5) курса

                                              Заочное отделение

                                              Луганская Марина Юрьевна

                                              Преподаватель: Пашина С. А. 
 
 
 
 
 

    Москва, 2009

    Содержание

  1. Причины заболевания
  2. Признаки СДВГ
  3. Коррекция СДВГ
  4. Практические рекомендации родителям и педагогам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вопросы изучения гиперактивности у детей  волновали врачей и педагогов  с середины XIX века. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зрения относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.

    Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман в 1845 году.

    В 1902 году в журнале Lancet появилась лекция английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой.

    Наш отечественный педиатр Ю. Ф. Домбровская  в выступлении на симпозиуме, посвященном  роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 году, выделила группу «трудновоспитуемые»  дети, которые доставляют больше всего  проблем родителям и педагогам.

    После множества изменений в терминологии специалисты наконец остановились на названии «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)

    СДВГ  представляет собой большую социальную проблему, так как встречается  у достаточно большого числа детей.

    Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

    Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда  родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном.

    Однако  не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух-трех лет.

    У мальчиков гиперактивное состояние отмечается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек.

    Причины СДВГ

    В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, органическое повреждение  головного мозга и психосоциальные  факторы. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины — наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание.

    Иногда  можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.

    Признаки  СДВГ

    Основные  проявления. Клинические проявления заболевания определяются тремя  основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

    Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у детей.

    Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. В отличие от энергичный детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.

    Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным поведением. 

    Возрастная  периодизация заболевания

    Различные периоды возрастного развития ребенка (как стабильные, так и кризисные) сопровождаются разнообразной сиптоматикой. Считается, что нижней границей для  выявления СДВГ – возраст 3-4 года. Однако первые проявления иногда можно  диагностировать уже на первом году жизни. Младенцы с таким расстройством  чрезмерно чувствительны к раздражителям, характеризуются громким плачем, нарушениями сна, двигательным беспокойством. Однако эти особенности нельзя рассматривать  как симптомы СДВГ.

    В дошкольном возрасте основное проявление заболевания – гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются  по группе детского сада, без умолку болтают, мешают занятиям других детей. В тяжелый случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Кроме этого, у таких детей часто встречается минимальная статико-моторная недостаточность, диспраксия – так называемая «неуклюжесть». После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.

    Классификация СДВГ (Л. С. Чутко)

    Виды  СДВГ:

  1. С преобладанием невнимательности
  2. С преобладанием гиперактивности и импульсивности
  3. Комбинированный тип

    Формы СДВГ:

  1. Простая форма
  2. Осложненная форма:

    - цереброастенический вариант

    - неврозоподобный вариант

    - сочетанный вариант

    Степень тяжести:

  1. Умеренная
  2. Выраженная

    Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.

    Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

    При подборе игр следует учитывать  такие индивидуальные особенности  гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым  правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться  с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно  с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых  подгруппах и только после этого  переходить к коллективным играм.

    Нейропсихологическая  коррекция детей  с СДВГ

    Нейропсихологическая  коррекция должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для  мелкой моторики рук, упражнения для  релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной  сферы, упражнения с правилами.

    Растяжки нормализируют гипертонус и гипотонус мышц. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам, от колен и пальцам ног.

    Растяжка  «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц. И.п. — сидя на полу.

    Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

    Растяжка  «Лучики». И.п. — сидя на полу.

    Поочередное напряжение и расслабление:

  • шеи, спины, ягодиц;
  • правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;
  • левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

    Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

    Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

    Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на полу.

    Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы  живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Информация о работе Гиперактивные дети