Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 02:31, реферат
Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в круг теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий выкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
Гиперактивные дети
«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.,1997)
Цель: развитие умения
распределять внимание. Все дети встают
в круг. Ведущий один за другим вкатывает
в круг теннисные мячики. Детям
сообщают правила игры: мячи не должны
останавливаться и выкатываться
за пределы круга, их можно толкать
ногой или рукой. Если участники
успешно выполняют правила
«Час тишины и час «можно» (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: дать возможность
ребёнку сбросить накопившуюся энергию,
а взрослому – научиться
«Передай мяч» (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях
или стоя в кругу, играющие стараются
как можно быстрее передать мяч,
не уронив его, соседу. Можно в максимально
быстром темпе бросать мяч
друг другу или передавать его, повернувшись
спиной в круг и убрав руки за
спину. Усложнить упражнение можно,
попросив детей играть с закрытыми
глазами или используя в игре
одновременно несколько мячей.
«Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: научить детей
гибкости в общении друг с другом,
способствовать возникновению доверия
между ними. Инструкция: Разбейтесь
на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите
друг друга одной рукой за пояс,
правую ногу поставьте рядом с
левой ногой партнера. Теперь вы
сросшиеся близнецы: две головы,
три ноги, одно туловище, и две
руки. Попробуйте походить по помещению,
что-то сделать, лечь, встать, порисовать,
попрыгать, похлопать в ладоши и
т.д. Чтобы «третья» нога действовала
«дружно», ее можно скрепить либо веревочкой,
либо резинкой. Кроме того, близнецы
могут «срастись» не только ногами,
но и спинками.
«Зеваки» (Чистякова М.И.,1990)
Цель: развитие произвольного
внимания, быстроты реакции, обучение
умению управлять своим телом
и выполнять инструкции. Все играющие
идут по кругу, держась за руки. По сигналу
ведущего (это может быть звук колокольчика,
погремушки, хлопок руками или какое-нибудь
слово) дети останавливаются, хлопают
4 раза в ладоши, поворачиваются и
идут в другую сторону. Кто не успел
выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку
или под групповую песню. В
таком случае дети должны хлопать
в ладоши, услышав определенное слово
песни (оговоренное заранее).
«Колпак мой треугольный» (старинная игра)
Цель: научить концентрировать
внимание, способствовать осознанию
ребенком своего тела, научить управлять
движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по
очереди, начиная с ведущего, произносят
по одному слову из фразы: «Колпак
мой треугольный, мой треугольный
колпак. А если не треугольный, то это
не мой колпак». После этого фраза
повторяется снова, но дети, которым
выпадет говорить слово «колпак»
заменяют его жестом (например, 2 легких
хлопка ладошкой по своей голове). В
следующий раз уже заменяются
2 слова: слово «колпак» и слово
«мой» (показать рукой на себя). В
каждом последующем кругу играющие
произносят на одно слово меньше, а
показывают» на одно больше. В завершающем
повторе дети изображают только жестами
всю фразу. Если такая длинная
фраза трудна для воспроизведения,
ее можно сократить.
«Слушай команду» (Чистякова М.И.,1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесённую шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же её выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю
сменить ритм действия расшалившихся
ребят, а детям – успокоиться
и без труда переключиться
на другой, более спокойный вид
деятельности.
«Расставь посты» (Чистякова М.И.,1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определённом сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идёт командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.).
Чтобы слышать команды,
дети должны передвигаться бесшумно.
«Король сказал…» (детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».
Кто ошибётся, выходит
на середину круга и выполняет
какое-нибудь задание участников игры,
например, улыбнуться, попрыгать на
одной ноге и т.д. Вместо слов «Король
сказал» можно добавлять и
другие, например, «Пожалуйста» или
«Командир приказал».
«Запрещённое движение» (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения
можно называть вслух цифры. Участники
игры повторяют хором все цифры,
кроме одной, запрещенной, например,
цифры «пять». Когда дети ее услышат,
они должны будут хлопнуть в ладоши
(или покружиться на месте).
«Слушай хлопки» (Чистякова М.И.,1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу
или передвигаются по комнате
в свободном направлении. Когда
ведущий хлопнет в ладоши один
раз, дети должны остановиться и принять
позу «аиста» (стоять на одной ноге,
руки в стороны) или какую-либо другую
позу. Если ведущий хлопнет два
раза, играющие должны принять позу
«лягушки» (присесть, пятки вместе,
носки и колени в стороны, руки
между ступнями ног на полу). На три
хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Замри» (Чистякова М.И.,1990)
Цель: развитие внимания
и памяти. Дети прыгают в такт
музыке (ноги в стороны – вместе,
сопровождая прыжки хлопками над
головой и по бедрам). Внезапно музыка
обрывается. Играющие должны застыть
в позе, на которую пришлась остановка
музыки. Если кому-то из участников это
не удалось, он выбывает из игры. Снова
звучит музыка – оставшиеся продолжают
выполнять движения. Играют до тех
пор, пока в круге ни останется
лишь один играющий.
«Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу
ведущего начинают хаотично двигаться
по комнате и здороваются со всеми,
кто встречается на их пути (а
возможно, что кто-либо из детей будет
специально стремиться поздороваться
именно с тем, кто обычно не обращает
на него внимания). Здороваться надо
определенным образом: 1 хлопок – здоровается
за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих
проведению этой игры, даст гиперактивному
ребенку возможность