Гиперактивные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее, не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными.

Работа содержит 1 файл

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Необходимо  избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.

Гиперактивному  ребенку как воздух необходим  строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

2. Не  жалейте усилий на то, чтобы  сформировать у ребенка навыки  послушания, аккуратности, самоорганизации,  способность планировать и доводить  до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти  в квартире тихое место с минимальным  количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый  раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

Эффективный способ напоминания для детей  с нарушениями внимания, памяти и  трудностями самоорганизации –  это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации  – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради  определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

Для наведения  порядка в комнате также могут  помочь цветовые обозначения: ящикам письменного  стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек  – желтый. Значительная по площади  и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу.

3. Как  научить ребенка с гиперактивностью  уважению прав окружающих людей,  правильному речевому общению,  контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

    Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и  целенаправленными, предусматривать  определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

При необходимости  изменить поведение ребенка важно  выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

Для развития тонкой моторики и общей организации  движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

4. Призовите  на помощь специалистов и постарайтесь вместе установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. Нежелание учителя вникать в эту проблему – тревожный сигнал! Если судьба свела вашего ребенка с педагогом, который с ходу зачисляет его в неуспевающие или невоспитуемые или перекладывает все воспитательные задачи на родителей, родителям не стоит испытывать чувство вины или опускать руки. Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование!

От педагога по возможности требуется игнорирование  вызывающих поступков ребенка и  поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.

Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.

Чтобы удерживать внимание гиперактивных  детей, учитель может договориться с невнимательными учениками  о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

5.Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.  

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет. 

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.Особенности поведения таких детей  свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности. 

Для реализации этой задачи используются следующие методы:  

1.  Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

   2.  Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.

   3.  Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты

  4.  Работа с родителями.

  5.  Организация контрольных двигательных заданий.  

    При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:

  • Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью
  • Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий
  • Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
 

 

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях. 

Первое  направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

Игры  упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.  

Второе  направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:

     Сформировать  у родителей  положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного  взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.)

     Способствовать  активному  материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).  

Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. 
Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

  В  условиях  детского сада  педагог  должен   опираться  на  когнитивное  

  развитие ребенка.

Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;

• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

• изменить режим занятий с включением физкультминуток;

•   предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

•    направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;

• чаще хвалить;

• ввести постоянный режим дня;

•  избегать завышенных или заниженных требований;

•  использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

•  давать задания в соответствии с возможностями ребенка;

•  большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;

•  создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

•  игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

  • строить процесс воспитания на положительных эмоциях;

•  помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;

•  терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

•  профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1) специалистами; 

2) по достижении ребенком возраста 8 лет;

3) по  результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему  гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых –упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.

Информация о работе Гиперактивные дети