Функции религии в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Религия является одним из важнейших факторов человеческой истории. Существуют точки зрения, согласно которым можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, существуют и диаметрально противоположные позиции доказывающие, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Но религия в любом случае неизбежная реальность человеческой жизни и, именно так, и следует ее воспринимать.

Содержание

Оглавление
Введение 2
1. Понятие религии и ее психологические особенности 3
2. Принципы анализа роли религии 4
3. Функции религии 7
3.1.Мировоззренческая функция 8
3.2. Регулятивная функция 10
3.3. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция 13
3.4. Культуротранслирующая функция 14
3.5. Легитимирующе-разлегитимирующая функция 15
3.6. Терапевтическая функция 16
3.7. Компенсаторная функция 17
3.8. Коммуникативная функция 17
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

функции религии .doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение

     Религия является одним из важнейших факторов человеческой истории. Существуют точки зрения, согласно которым можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, существуют и диаметрально противоположные позиции доказывающие, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Но религия в любом случае неизбежная реальность человеческой жизни и, именно так, и следует ее воспринимать.

     Роль  религии в жизни конкретных людей, и в развитии их личности неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих, религия может находиться под запретом. Различные конфессии предъявляют к человеку свои правила поведения и кодексы морали. Религия может объединять людей или разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период, и значение ее для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

     Вместе  с тем можно говорить, что религии  обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Итак, целью данной работы является теоретическое обоснование функций религии.  

         1. Понятие религии  и ее психологические  особенности 

     Религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия ( культ), основанные на вере всуществование бога или богов, "священного" - т.е. той или иной разновидности сверхъестественного [7]. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников [1]. Понятие религии неоднозначно и употребляется в разных значениях: особая область, связанная с духовной жизнью людей и отраженная в душе человека;  определенная картина мира; целый набор представлении о причинах возникновения и природе Вселенной; комплекс ритуалов, обрядов, традиций (культ); сообщество людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (церкви, конфессии).

     Суть  религии связана с духовной жизнью человека, . с вечным человеческим стремлением максимального раскрытия внутреннего потенциала. В науке нет единства мнений и сущности религии и ее происхождении: У. Джеймс определил религию как "стык видимого положения вещей с невидимым"; Э.Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества, связывают индивида с обществом, подчиняют его; 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений [1].

     Религия имеет свои психологические особенности. Во-первых, это специфическая форма  общественного сознания людей, имеющая  свои собственные особенности и  вызывающая своеобразные состояния  верующих. Во-вторых, она предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. В-четвертых, она подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. В-пятых, она предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Кроме того, религии как специфической форме общественного сознания, присущи особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии, наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направленность на удержание верующих под своим влиянием и контроль над их психикой [4].

     Религиозная психология – психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений больших групп людей, верующих в Бога. Основу ее формирования составляют психические особенности личности. Следовательно, она представляет собой особую сферу проявления психологии человека, связанную с поиском им духовной (психологической) «ниши», идейных и других ориентиров, функционирующую в форме верований, практических действий и переживаний. К ее составным частям обычно относят религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроение и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.

     2. Принципы анализа  роли религии

     Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т.е. ее роль, бывали и бывают разными.  И.Н. Яблоковым были  сформулированы некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени [7].

      1. Религия под углом зрения предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, “противоречащими закону”, “Слову Божию”, отказывает им в санкционировании. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений, на другие общественные отношения.
      2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. secularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, “вхождения” религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
      3. Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы, на личность родо-племенных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения, к миру, в повседневном поведении последователя в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на “человека экономического”, “человека политического”, “человека морального”, “человека художественного”, “человека экологического”, иными словами, на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родо-племенные, народностно-национальне (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные различия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователей родо-племенной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.
      4. Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и религиозных областях. Функционирование названных элементов и связей давало соответствующее им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали теоретический потенциал культуры, а заблуждения не гарантировали преобразования природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединить, способствовать появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций происходило и происходит создание и накопление материальной и духовной культуры — освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались — многие компоненты языческой культуры; скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе; духовные образования, попавшие в свое время в “Индекс запрещенных книг” католицизма; ряд научных открытий, свободомыслие и др. Конечно, следует учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.
      5. Важно принять во внимание соотношение общегуманистического и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа, во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества, в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах, в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родо-племенных. В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие: религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции; прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.

     3. Функции религии

     Религия является необходимым составным  элементом общественной жизни, в  том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Под понятием «функции религии» подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей [6].

     Выделяются  следующие основные функции религии  в обществе:

  • Мировоззренческая функция;
  • Регулятивная функция;
  • Интегрирующе-дезинтегрирующая функция;
  • Культуротранслирующая функция;
  • Легитимирующе-разлегитимирующая функция;
  • Терапевтическая функция;
  • Компенсаторная функция;
  • Коммуникативная функция.

    • 3.1.Мировоззренческая  функция 

         Одной из важнейших функций религии  является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.

         Одну  из моделей объяснения формирования мировоззренческой функции религии предложил Э. Фромм. По его мнению, человек на основе своей деятельности и общения создает особый мир — мир культуры и, таким образом, выходит за пределы природного мира. В результате объективно возникает ситуация двойственности человеческого бытия. Становясь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные связи и отношения Вселенной, остается частью природы. Возникшая двойственность человеческого бытия нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. Перед ним встает задача восстановить единство и равновесие с этим миром, прежде всего, в сознании с помощью мышления. С этой стороны религия выступает как ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром [8]

         Удовлетворение  этой потребности происходит в конкретно-историческом контексте, т. е. в ситуации несвободы  человека. Это условие сообщает данной потребности дополнительное содержание: потребность в преодолении господствующих над ним сил. Поэтому религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир — человек» дополнительное, опосредующее образование — мир сфантазированных существ, связей и отношений, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и делах человеческого бытия. Это и позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира.

         Однако  функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей или функцией «значений».

         Религия, утверждают многие ее исследователи, это  то, что делает человеческую жизнь  осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. По определению  американского социолога Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения» [6].

         На  смыслополагающей функции религии  настаивает также швейцарский мыслитель  К. Р. Юнг. Предназначение религиозных символов, по его словам, придавать смысл человеческой жизни. Индейцы пуэбло верят, что они дети Солнца-отца и эта вера открывает в их жизни перспективу, выходящую за пределы их ограниченного существования. Это дает им достаточную возможность для раскрытия личности и позволяет жить полноценной жизнью. Их положение в мире, куда более удовлетворительное, чем человека нашей собственной цивилизации, который знает, что он есть (и останется) не более, чем жертва несправедливости из-за отсутствия внутреннего смысла. Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным. Будь апостол Павел убежден, что он всего лишь бродячий ткач, то разумеется он не сделался бы тем, кем он стал. Его подлинная заряженность смыслом жизни протекала во внутренней уверенности, что он Божий посланник. Миф, обладавший им, сделал его великим [9].

         Основополагающая  функция религии действовала не только в прошлом, но действует и сейчас. Религия не только гармонизировала сознание первобытного человека, вдохновляла апостола Павла на решение всемирной цели — «спасения человечества», но и постоянно поддерживает индивидов в их повседневной жизни. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть. Так как эти страдания, смерть исполнены для религиозного человека определенным смыслом.

      • 3.2. Регулятивная функция

           Регулятивная функция  состоит в том, что с помощью  определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Регулирующая функция религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в процессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка. Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

           Осознание индивидом содержания ценностных установок  образует мотив его поведения и деятельности. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении. Ближайший побудительный мотив человеческого поведения выступает в виде его цели. Дели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными, конечными. Конечная цель является самоцелью всей деятельности человека. Она насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств собственного достижения. Конечная цель человеческой деятельности называется идеалом. Идеал является вершиной всей пирамиды ценностной системы.

           Каждая  религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями  вероучения. В этой системе образуется своеобразная шкала ценностей. Так, например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека. Верующий человек, как правило, имеет установку приблизиться к Богу, преодолеть тот разрыв, который установился между человеком и Богом в результате «первородного греха». Эта установка образует мотив его поведения, который реализуется как в системе культовых действий (молитвах, постах и т. д.), так и в повседневном поведении. Христианин в процессе этого поведения ставит перед собой конкретные цели. Например, участие в религиозных обрядах позволяет человеку обрести «дары благодати» , которые укрепляют его силы в борьбе с происками дьявола, приближают человека к Богу. Конечной же целью всей этой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, полное слияние с Богом, обретение «Царства Божьего». «Царство Божье» — это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усилия как отдельного христианина, так и всех христиан через деятельность религиозных организаций.

           Еще большим регулятивным потенциалом  обладает нормативная система религии. Религиозные нормы — это разновидность социальных норм. Религиозные нормы — это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах в большей мере выражен момент обязательности, принудительности. В социологии религии имеются различные типы классификации религиозных норм. По характеру регулирования поведения религиозные нормы могут быть позитивными, обязывающими совершать те или иные действия, или негативными, запрещающими определенные поступки, отношения и т. д. По субъекту предписания религиозные нормы могут быть разделены на общие, рассчитанные на всех последователей данного вероучения, или же на определенную группу (только для мирян или только для священнослужителей). Так, например, требование безбрачия в католицизме распространяется только на священнослужителей.

           По  характеру деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, следует выделить культовые и организационные. Культовые нормы определяют порядок культовых обрядов, церемоний, регулируют отношения между людьми при отправлении религиозного культа. Организационно-функциональные нормы регулируют внутриобщинные, внутрицерковные и межцерковные, а также межконфессиональные отношения. Сюда относятся нормы, регулирующие отношения, которые возникают в самих религиозных организациях (общинах, сектах, церквях), между верующими гражданами определенного вероисповедания, между религиозными объединениями, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями. Эти нормы содержатся в разного рода уставах и положениях о религиозных организациях. Они определяют структуру этих организаций, порядок выборов руководящих органов организации и их подразделений, регламентируют их деятельность, права, обязанности.

           Из  этого довольно беглого обзора нормативного регулирования религиозной деятельности и отношений видно, что религия  охватывает довольно широкую сферу социального бытия человека. И естественно, что в религиоведении идет дискуссия по вопросу, какой вид этого нормативного регулирования можно отнести к собственно религиозной, а в какой только внешне относится к религиозной сфере.

           На  этот вопрос предложены два различных  ответа: первый состоит в ;a том, что следует признать религиозным всякое регулирующее воздействие, если оно осуществляется в рамках религиозных организаций. Второй стремится развести собственно религиозное регулирование, которое инициировано религиозной мотивацией, и косвенное религиозное регулирование, которое связано с нерелигиозными формами социальной деятельности и отношений, но осуществляющееся в рамках религиозных организаций или под эгидой этих организаций. Примером второго вида деятельности является миссионерская деятельность, благотворительная деятельность религиозных организаций.

        • 3.3. Интегрирующе-дезинтегрирующая  функция 

             Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении  объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Э. Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями [6]. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности []. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

          • 3.4. Культуротранслирующая  функция

               Культуротранслирующая функция – религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала.

               На  каждом  этапе  исторического  развития   в   конкретных   религиях сосуществуют две противоположные тенденции:  тенденция  содействия  развитию духовной   культуры   (тенденция,   порождающая   "плюсы")    и    тенденция противодействия   развитию   духовной   культуры   (тенденция,   порождающая "минусы"). "Плюсы" и  "минусы"  в  отношении  религии  к  культуре  особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.

               Первым "плюсом" является забота религиозных  организаций  о  сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство  -  это  такая  художественная деятельность  и  такие  ее  результаты,  которые  способны  поддерживать   у верующих веру в сверхъестественное. В  частности  к  религиозному  искусству относятся:  архитектура  храмов,  иконы,  религиозная  музыка,   религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как  и  всякое  искусство, несет  в  себе  положительное  эстетическое  и  гуманистическое  содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для  верующих данные художественные  произведения  продуктами  повышенного  спроса.  Таким образом,  через  религиозное  искусство  религия  развивает  и  укрепляет  у верующих  художественное  восприятие,  приобщает  их   к   миру   искусства. Положительный гуманистический и  эстетический  заряд  религиозное  искусство дает в первую очередь верующим людям. В первую  очередь,  но  не  только.  В принципе потребителями этого  вида  искусства,  как  и  искусства  в  целом, являются все представители цивилизованной части человечества.

               Религия оказывает в определенном отношении  благотворное влияние  и  на светское  искусство  (светским  искусством  называют  такую   художественную деятельность  и  такие  ее  результаты,  которые  не  поддерживают  веру   в сверхъестественное).  Религия  как  бы  "дарит"  художникам  многие  образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское  искусство было  бы  во  много раз беднее  по   своей художественной выразительности.

               С другой стороны, многие  конкретные  религии  выдвигают  определенные препятствия для участия верующих  в  светской  художественной  деятельности. Одним  из  таких  препятствий  являются  прямые   религиозные   запреты   на определенные   стороны   художественного   творчества   и    художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII  веке  добилась  его запрещения  и уничтожения.  А ислам   в   прошлом   повсеместно   запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые  виды  искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например,  в  главной  стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

               Другим препятствием для участия верующих  в светской художественной деятельности является  созданная во  многих  общинах атмосфера морального осуждения   тех   верующих,   которые   увлекаются светской    культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

            • 3.5. Легитимирующе-разлегитимирующая функция

                 Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus - законный, узаконенный) функция  означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

                 По мнению Т. Парсонса, ни одна общественная система не способна существовать, если не обеспечены определенное лимитирование (ограничение) действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение можно варьировать произвольно и безгранично [6]. Иначе говоря, для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. При этом речь идет не просто о формировании ценностной и морально-правовой системы, но о легитимизации, т. е. обосновании и узаконивании существования самого ценностно-нормативного порядка. Другими словами, речь идет не просто об установлении и соблюдении тех или иных норм, а об отношении к ним: возможны ли они вообще, в принципе? Признавать эти нормы продуктом общественного развития и, следовательно, признавать их относительный характер, возможность изменения на более высокой стадии развития общества или признавать, что нормы имеют надобщественную, надчеловеческую природу, что они «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка.

              • 3.6. Терапевтическая  функция 

                   Терапевтическая функция религии – это присущее религии специфическое свойство утешать и поддерживать людей, испытывающих невзгоды и трудности, которые они бессильны преодолеть; восполнять (компенсировать) неуверенность в будущем, в основе которой лежит господство над людьми случайностей и чуждых (природных или социальных) сил; ощущение людей, что они не в состоянии изменить условия своей жизни; отсутствие реальных возможностей удовлетворить свои важнейшие потребности. Часто терапевтическую функцию называют компенсаторной, или даже иллюзорно-компенсаторной, подразумевая при этом, что религия подменяет (замещает) реальные проблемы иллюзорными.

                • 3.7. Компенсаторная функция

                     Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д.

                  • 3.8.  Коммуникативная функция

                       Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.

                       Таким образом, понимание основных характеристик  религии имеет важное значение для понимания того, что религия означает в современном обществе.

                    Заключение

                       Можно много спорить о положении  религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ-XI в.в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

                       Религия является универсальной формой общественного  сознания. Если наука, философия, искусство  опосредованно влияют на поведение  людей, то право, мораль, идеология непосредственно  определяют человеческое поведение. Универсальность религии проявляется в том, что будучи способом духовно-практического и чисто духовного освоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, она оказывает как опосредованное (воздаяния, исходящие от Божества), так и непосредственное (наказания и поощрения, исходящие от служителей религии) влияние на поведение людей.

                       Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

                       Религия в исторической культуре человечества предстает сложным и многообразным духовным явлением. Она, пронизывая всю нравственно-этическую сферу жизни людей, наполняет ее высшим смыслом. Она выполняет и вполне определенную социально-регулятивную роль. Оказывая значительное влияние на процесс становления личностного сознания, религия содействует социальной интеграции общества, а также выполняет ряд других функций, описанных в нашей работе.

                    Список  использованных источников

                  1. Гараджа, В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа. –  М.: Наука, 2010.
                  2. Грановская, Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. — СПб.: Речь, 2004. —576 с:
                  3. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М.. Наука, 1993. – 432с.
                  4. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 448 с.
                  5. Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия./Сост. Сельченок К.В. — Мн.: Харвест; М: АСТ, 2001.—544 с.
                  6. Радугин А. А.  Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А.А. Радугин. — М.: Центр, 2000.— 240с.
                  7. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению /Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.
                  8. Фромм, Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – С. 53–71.
                  9. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991. – 302 с.

Информация о работе Функции религии в современном обществе