Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы – определение сущности мировых религий, исследование географии религий, раскрытие роли и состояния религий на современном этапе развития общества.
Характер религиозных процессов, происходящих в мире, обуславливает задачу изучения религии и религиозного состава населения мира как важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие современного общества.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам ……...………..... 5
1.1. Буддизм……………………………………………...……………………… 5
1.2. Христианство…………………………………….…..………………………7
1.3. Ислам………………………………………………….…………………….10
ГЛАВА 2. Конфессиональный состав регионов мира. География религий…..12
2.1. Европа………………………………………………………………...……..14
2.2. Америка……………………………………………………………………..15
2.3. Азия………………………………………………………………………….16
2.4. Африка………………………………………………………………………17
2.5. Австралия и Океания………………………………………………………19
2.6. Эволюция числа последователей мировых религий……………………..20
ГЛАВА 3. Роль мировых религий в современном обществе……...……………22
3.1. Влияние религии на государственную политику………………………...22
3.2. Влияние религии на демографические и этнические процессы………...25
3.3. Влияние религии на экономику…………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…….…………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…….…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…….…………………………………………………………….38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Курсовая
работа
«Мировые религии и их роль в современном
обществе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам ……...………..... 5
1.1. Буддизм……………………………………………...………
1.2. Христианство…………………………………….…..
1.3. Ислам………………………………………………….……………
ГЛАВА 2. Конфессиональный состав регионов мира. География религий…..12
2.1. Европа………………………………………………………………
2.2. Америка……………………………………………………………
2.3. Азия……………………………………………………………………
2.4. Африка………………………………………………………………
2.5. Австралия и Океания……………………………
2.6. Эволюция числа
последователей мировых религий
ГЛАВА 3. Роль мировых религий в современном обществе……...……………22
3.1. Влияние религии
на государственную политику………
3.2. Влияние религии на демографические и этнические процессы………...25
3.3. Влияние религии
на экономику…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…….…………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…….…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…….…………………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению состояния мировых религий на современном этапе развития, анализу конфессионального состава населения мира, определению значимости религии в мире и её роли в современной жизни общества.
Известно, что все религии делятся на три группы:
В данной работе мы сфокусируемся на мировых религиях, широко
распространившихся среди народов различных стран и континентов. Мировые религии – сравнительно позднее и достаточно своеобразное явление в истории развития человечества. Только к середине XX в. специалисты назвали мировыми три религии – буддизм, христианство и ислам.
Актуальность данной темы заключается в том, что современное развитие общества неотделимо от религиозных процессов, которые происходят на протяжении множества веков, создавая, таким образом, своеобразный фундамент для становления современного общества. Политическая, социальная, экономическая, культурная, языковая сферы жизни общества, как правило, базируются на элементах, тесно связанных с религией. Проблема определения, нахождения взаимосвязей между религией и иными сторонами жизни общества не утратила своего значения и на сегодняшний день. Также актуальна проблема соединения такого явления, как глобализация и религии, и, кроме того, рассмотрена проблема межнациональных конфликтов на религиозной почве. Исследование данной темы также важно для понимания демографических и миграционных процессов, происходящих в XXI в.
Цель данной работы – определение сущности мировых религий, исследование географии религий, раскрытие роли и состояния религий на современном этапе развития общества.
Характер религиозных процессов
Объект исследования данной работы – мировые религии, обуславливающие влияние на различные сферы общества.
Предмет исследования – совокупность религиозных процессов в современном мире, состояние религий, рассматриваемое в географическом и демографическом аспектах.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В свою очередь главы делятся на разделы, которые более подробно освещают проблематику той или иной главы. В первой главе даётся характеристика каждой из религий, краткий исторический экскурс, рассматриваются основные особенности и положения, даётся сравнительный анализ мировых религий, а также сравниваются различные направления христианства.
Вторая глава заключает в себе анализ конфессионального состава населения и распространение религий по регионам, рассматривается религиозная ситуация в Европе, Азии, Америке, Австралии и Океании, Африке.
В третьей главе рассматривается роль мировых религий в различных сферах общества, а именно: политической, социальной и экономической на примере различных государств, исповедующих ту или иную религию.
При написании данной курсовой работы были использованы труды
Н. Л. Стреха, М.Ю. Зеленкова, Мишеля Малерба, А.Ф. Тришина, П.И. Пучкова, С.А. Токарева, А.А. Игнатенко, А.Е. Кулакова, А.А. Лобжанидзе, энциклопедические издания, статистические сборники ООН, Центральной разведывательной службы США, Всемирной христианской базы данных, данные опросов, проведенных Евробарометром, доклад профессора Лоуренса Харрисона, интернет-сайты со статистическими данными по отдельным религиям и странам.
ГЛАВА 1. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам
Термин «мировые религии» применяют по отношению к буддизму, христианству и исламу, поскольку указанные религии носят ярко выраженный наднациональный характер, объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. На протяжении многих столетий и даже тысячелетий происходило развитие и их становление. Показателями, по которым можно судить о степени и масштабах влияния той или иной из религий на социальные процессы, являются абсолютная численность последователей, а также численность последователей в отдельных странах, регионах, на континентах. Они обладают особой социальной гибкостью, т.е. способностью функционировать в различных исторических и социальных средах, привлекать к себе разные социальные слои общества.
Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия. Термин «буддизм» придумали европейцы в конце XIX в. Буддисты называют свою религию Дхармой (Законом или Учением) или Буддхадхармой (учением Будды) [11, с.120]. Буддизм является паназиатской религией и философией, которая играла одну из главных ролей в духовной, культурной и общественной жизни Востока, а в течение XX века распространилась и на Западе. Буддизм появился как реформационное движение, направленное против господствовавшего в Индии в ту пору брахманизма, что было своего рода противопоставлением этой религии с её жестоким кастовым строем и произволом жрецов–брахманов, в Северно–Восточной Индии в период с конца VI в. до начала IV в. до н.э.. Это был период больших социальных изменений и интенсивной религиозной деятельности. Однако буддизм не сразу получил широкое распространение. Победное его шествие по странам Южной и Восточной Азии началось лишь с III в. до н.э., после того, как правитель Маурьев Ашока сделал эту религию государственной [15, с.98].
Буддизм сегодня продолжает расширяться в тех странах, где наблюдается демографический рост и где сохраняется приверженность к нему, например, в Шри–Ланке, Бирме и Таиланде.
Буддизм – это скорее духовное направление, чем религия, т.к. понятие Бога в нём не является ни очевидным, ни необходимым. Буддизм – учение о человеке, который обрёл абсолютную мудрость без какого-либо Божественного Откровения, путём собственного размышления. В этом плане буддизм чётко отличается от христианства, учение которого тоже создано Человеком, но Богочеловеком, призванным передать Божественное откровение. Буддизм отличается также и от ислама, пророк которого – Магомет – был человеком, избранным Богом для передачи Откровения Корана. Иногда вследствие этого буддизм называют атеистической религией или и вовсе не признают религией из-за отсутствия божества, создавшего мир и управляющего им. Однако буддисты признают наличие некого высшего духовного начала, которое, по их мнению, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом буддой-в-себе, и определяют характер религии как антропоцентрический [4, с. 328].
Священная книга буддизма – Типитака (Трипитака), что означает «Три корзины». В культуре буддизма отсутствуют сложные ритуалы, и выполняется он монахами без участия мирян [9, с.154].
Основой буддизма служит учение о четырёх благородных истинах. Первая из этих истин гласит, что жизнь – это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни. Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса. Третья благородная истина предупреждает: человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими. Путь же к этому подавлению и в результате к спасению указывает четвертая благородная истина [17, с.43].
Как и иные религии,
имеющие большое число сторонни
Тхеравада предусматривает так называемый узкий круг спасения, требующий от человека обязательного участия в буддийской монашеской общине. Обрядность в тхераваде проста и ограничивается проповедями, культом Будды, почитанием мест, связанных с его именем, а также поклонением ступам – местам хранения разного рода буддийских реликвий, а сам Гаутама считается не богом, а человеком. В отличие от тхеравады махаяна не предусматривает обязательного вступления в монашескую общину. Однако обрядность в ней значительно сложнее, а сам Гаутама предстает как божество (правда, наряду со множеством других будд) [26, с.143].
Таким образом, в настоящее время буддизм продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию – его последователей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.
Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия и самая многочисленная по числу последователей. Возникнув в Палестине, которая в то время была подчинена Риму, в середине I в. н.э., эта религия затем широко распространилась по всему миру.
Основателем его
был Иисус Христос, по имени которого
и была потом названа эта религия.
Время возникновения
Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам. В год распятия Христа первые христиане появились в Палестине, Египте, Ливии, Сирии (включая Ливан), Италии и некоторых других странах. С течением времени христианство было занесено на все континенты, и значительная часть населения мира была обращена в христианство.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Христианство подчёркивает очистительную роль страдания любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек, исполняя Божьи заповеди, преображается, совершая восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом предназначение христианина, его оправдание жертвенной смертью Христа [24, с.211].
Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов [20, с.89].
Вопреки положению
о единой церкви, которое содержится
в Никео-Константинопольском
Наиболее крупной
Информация о работе Мировые религии и их роль в современном обществе