Функции образования и их роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:21, реферат

Описание работы

Вхождение в европейский простор, подписание Болонского контракта, внедрение кредитно-модульной системы, развитие учебных заведений инновационного типа требуют нового подхода к парадоксу образования, а до этого чем отыскать новейшие организационные формы обучения и воспитания, обновить содержание учебно-воспитательного процесса следует выделить функции образования и их роль в современном обществе. Это и является целью моего реферата.
Итак, целью моей работы я поставил исследование главных функций института образования и их роль в современном обществе.

Работа содержит 1 файл

Функции образования и их роль в современном обществе Microsoft Word (4).doc

— 102.50 Кб (Скачать)
 

Функции образования  и их роль в современном обществе

Юрий  Васильевич Дьяченко

Введение

Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных особым обучением. [25] На представлении учения практикуется школьные, дошкольные и высшие, базовые и особые учебные заведения, а также разные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, значащее «времяпрепровождение», «досуг». [25] И это не просто так: в системе образования юный человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Почему ставится задачка конкретно образованию сформировывать законопослушных людей, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и остальные точки зрения. В 1971 г. В США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает дитя, а готовит детали для публичной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система обязана содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало найти и чётко разграничить функции системы образования.

Этому вопросу уделяли существенное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования соединены с экономическими, политическими действиями, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Конкретно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны трудности образования выходят на новый виток собственного развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний.

На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.

Вхождение в европейский простор, подписание Болонского контракта, внедрение кредитно-модульной  системы, развитие учебных заведений  инновационного типа требуют нового подхода к парадоксу образования, а до этого чем отыскать новейшие организационные формы обучения и воспитания, обновить содержание учебно-воспитательного процесса следует выделить функции образования и их роль в современном обществе. Это и является целью моего реферата.

Итак, целью моей работы я поставил исследование главных функций института образования и их роль в современном обществе.

1 Образование  как социальный институт

Объективной детерминантой, обуславливающей необходимость  возникновения социальных институтов, выступает публичное разделение труда, которое порождает потребность в том или ином социальном институте и которая реализуется в процессе осознанной целеустремлённой деятельности.

Социальные  университеты возникают в обществе как крупные не планируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пробуют воплотить свои потребности сообща и ищут для этого разные методы. В ходе публичной практики они находят некие приемлемые эталоны, шаблоны поведения, которые равномерно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некое время эти шаблоны и эталоны поведения поддерживаются публичным мнением, принимаются и узакониваются. На данной базе разрабатывается система санкций. Время от времени члены общества либо социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное доказательство этим практическим навыкам и образцам, в итоге чего университеты меняются и развиваются.

Исходя  из этого, институционализация представляет собой процесс определения и  закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении ублажения некой публичной потребности.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

На ранешних этапах развития человечества образование  было как вид деятельности и осуществлялось конкретно в процессе выполнения трудовых и социальных обязательств. Тем не менее, язык способствовал  и скоплению всё большего количества знаний, количество которых увеличивалось в геометрической прогрессии, и передачи их на различных социальных уровнях даже представителями, конкретно не занятыми в данной области деятельности. Знания увеличивались и их необходимо было систематизировать для полноценной передачи их от поколения к поколению и меж слоями общества. Этим стал заниматься соответствующий социальный институт; наука, обучение и воспитание превратились в ещё один из видов деятельности.

Социальный  институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет важные публичные ценности и процедуры, удовлетворяющие главным потребностям общества.

Понятие ввёл Герберт  Спенсер. По его мнению социальный институт в обществе выполняет функцию  регулирования социальных действий и явлений по случаю сохранения стабильности меж ними. В дальнейшем Т. Веблен, Ж. Ренар, Р. Хейлброннер разглядывают социальные университеты как группы людей, объединённых совместной идеей, чувством солидарности и т.П. Для выполнения какой-или функции. Позже понятие это переходит в рамки системы норм, регулирующих поведение людей или системы социальных ролей: поведения и социальных отношений. Для примера приведу высказывание американских учёных П. Хортона и Ч. Канта: «ассоциация — это организованная группа людей, в то время как институт — организованная система поведения или, другими словами, организованная система социальных отношений, включающая общие ценности и процедуры, находящиеся в согласовании с общими потребностями общества.»[24, с. 206]. Становление социальных институтов неразрывно связанно с действием разделения труда и дифференциацией чувственно-предметной деятельности (усовершенствование языка, к примеру). конкретно координация совместных усилий порождает институт общества. Почему институтуализация имеет самозадачей не лишь выработку правил, социальных норм, обеспечивающих процесс деятельности, но и наличие определённых организаций, в рамках которых осуществляется деятельность. Следуя из этого, Я. Щепанский, В.А. Конева объясняют социальный институт как систему учреждений.

Итак, институт - это  своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на верно разработанной  идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле над их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы либо ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в согласовании с потребностями данной социальной группы либо общества в целом. Университеты, таковым образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве её главных  частей можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных в рамках данного общественного института (если статус определяется объективными потребностями, то социальная роль выступает, как процесс его реализации), наличие социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется эталон поведения людей, оценивается их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями выбора ролевого поведения и метод ее измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения в рамках одного общественного института.

Образование как  институт определяется двумя качествами — социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону общественного института, второй — функциональную сторону, определённый метод его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института. Вот на втором мы остановимся более подробно.

2 Функции института  образования

Функция (от лат.- Выполнение, воплощение) –  назначение либо роль, которую выполняет  определенный социальный институт либо процесс по отношению к целому [25]. Функция общественного института – это та полезность, которую он приносит обществу, т.Е. Это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Если институт кроме  полезности приносит обществу вред, то такое действие называют нефункциональностью. Об институте молвят, что он владеет нефункциональностью, когда некие из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности либо другого института. Либо, как описывает дисфункцию мой социологический словарь, это «любая социальная деятельность, вносящая нехороший вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». К примеру, экономические университеты по мере собственного развития предъявляют завышенные требования к тем социальным функциям, которые обязан делать институт образования. Конкретно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а потом - к необходимости подготовки все большего количества обученных профессионалов. Но если институт образования не справляется со собственной задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, либо готовит не тех профессионалов, которых просит экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и университеты выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а означает, университеты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность общественного института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и нефункциональности социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, или латентными, если они укрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов либо лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того либо другого института, а латентное – о том, что из этого вышло. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к университету, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного общественного статуса, который дозволит взобраться выпускнику на ступень выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таковых латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, укрытого учебного плана и ученических подкультур. Явными, т.Е. Довольно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению разных особых ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление общественного неравенства меж имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Функции бывают присущими  разным институтам общества. Итак, первой и важнейшей миссией хоть какого общественного института является ублажение важнейших жизненных  потребностей общества, т.Е. Того, без  чего общество не может существовать как токовое. Вправду, если мы желаем понять, в чем суть функции того либо другого института, мы обязаны прямо связать её с ублажение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это означает изучить, какой потребности она соответствует». [24, c. 16]

перечень универсальных, т.Е. Присущих всем институтам функций  можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства  публичных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции. Но это функции, присущие всем институтам.

В имеющейся научной  литературе имеют место разные точки  зрения относительно содержания функций  образования и их систематизации. Некие исследователи берут за базу итог влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение ее соответствующими знаниями и навыками и многие остальные. Так, к примеру, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и общественного опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Остальные же исследователи своим взором обхватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский кроме оговорённых лишь что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.Д. Общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё называется мастерски-экономической или мастерски-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новейшие, а на самом деле старые, но объединённые или по-другому названные. К примеру, А.В. Кооп кроме экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов — гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не лишь в этом примере, но во многих остальных, так как все другие функции образования вытекают из неё или выступают ее модификациями.

В целом главные  функции образования можно условно поделить на

социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни  общества, где высшей школе принадлежит  решающая роль, ибо она не лишь конкретно  влияет на формирование личности, но и  закладывает чувство социальной ответственности, дозволяет сохранить, развить, передавать духовное наследие.

социально-экономические, связанные с формированием и  развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

социально-политические, реализация которых дозволяет обеспечить сохранность общества в самом широком её понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

При этом нужно отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций довольно высоко.

2.1 Социально-культурные  функции института образования

2.1.1 Гуманистическая  (человекообразующая) функция проявляется  в единстве противоположных, но  органически связанных действий: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек усваивает публичные дела, превращает их во внутреннюю сущность своей личности, на собственные социальные свойства. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это особый социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью личных свойств.

Связь образования  со всеми сферами публичной жизни  реализуется конкретно через  личность, включенную в экономические, политические, духовные, другие социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если разные сферы  и отрасли хозяйства создают  определенную материальную и духовную продукцию, а также сервисы для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Гуманизация - объективная  потребность публичного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как способ мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные дела, в таком обществе человек преобразуется в рабочую машинку, а в старости уже не нужен.

К огорчению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как настоящем процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что с большей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в большей степени - в младших классах. Конкретно тут закладываются базы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как не главные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. Д.) Выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

2.1.2 Социальный контроль. Образование в конечном итоге  описывает позицию человека в  обществе, его способности, цели, достигаемые в обществе и методы  вознаграждения за труды, сам  труд, мировоззрение и т.Д.

2.1.3 Трансляция  и распространение культуры в  обществе. Она заключается в том,  что посредством института образования  происходит передача от поколения  к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком  смысле слова (научные знания, заслуги в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие разным профессиям и т.П.). На протяжении всей истории человечества образование являлось основным источником знаний, инвентарем просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играется только важную роль в поддержании и сохранении государственной культуры, её неповторимых и неповторимых черт, приобщаясь к которым, индивидум становится носителем государственного сознания и государственной психологии. Из неё исходит таковая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.

2.1.4 Воспроизводство  социальных типов культуры. Образование  придает знанию технологичность,  конструктивные формы, благодаря которым становится вероятным его систематизировать, компоновать, передавать и накапливать в растущих размерах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

2.1.5 Инновация  в сфере культуры осуществляется  через образование избирательно. Общественная система образования передает только часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие угрозы для целостности данной социальной организации (стабильности её управленческих структур). В отношении остальных инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

2.1.6 Формирование  и воспроизводство публичного  интеллекта (менталитета, определенных  отраслей и социальных технологий  интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидумам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, её мишень — не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Мировые фавориты стремятся контролировать образовательные комплексы в различных зонах мира, передавая свои образовательные технологии либо другие модели, специально разработанных для остальных государств.

2.1.7 Формирование  у юного поколения установок,  ценностных ориентаций, жизненных  эталонов, господствующих в данном  обществе. Благодаря этому, молодежь  приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется  в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у юного поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему люди обучаются понимать остальных людей и самих себя, стают сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значимой мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.

2.1.8 Воспитательная  функция образования заключается в обеспечении действий социализации личности и её гражданского становления, передачи новым поколениям российского и мирового культурно-исторического опыта. Украинская школа обязана воспитывать у людей высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

2.1.9 Обучающая  функция образования заключается  в обеспечении процесса овладения  человеком знаниями, навыками и  умениями в рамках учебных  заведений и разных сфер жизнедеятельности  общества.

2.1.10 Выше  описанные функции образования являют собой составные части таковой функции образования, как социализация личности, в особенности молодёжи, и ее интеграция в общество. Конкретно образовательные учреждения (и не лишь они) готовят определённые навыки у человека для выполнения им определённой социальной роли при определённом статусе.

2.1.11 Гомогенизация  общества через организованную  социализацию индивидов — привитие  сходных социальных черт во  имя целостности общества.

2.2 Социально-экономические  функции образования

2.2.1 Формирование мастерски-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство мастерски-образовательного состава населения. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение  образовательного уровня над требованиями рабочего места играется позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного  и общественного продвижения  человека. Это же событие увеличивает противоречие меж притязаниями носителя лишнего образования и ожиданиями окружающих людей.

2.2.2 Формирование  потребительских стандартов населения.  Образование может привносить  в материальные потребности людей  оптимальные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка таковая функция противоборствует интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует государственным интересам.

2.2.3 Привлечение  экономических ресурсов. Как понятно, самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование.

2.2.4 Внутреннее  распределение экономических и  других ресурсов. Обеспечиваются  ресурсами такие направления  деятельности, которые нацелены  на образование и на “внеобразовательное” пространство (материальная помощь учащимся, поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и остальных структур).

2.2.5 Социальная  селекция - одна из важнейших функций  института формального образования.  Она конкретно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. Структура образовательного процесса устроена таковым образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах выполнить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять профессиональных и способных). В ряде государств, в том числе и в нашей стране, есть особые образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой обязательно поощряется, а для наибольшего развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном  обществе поиск и воспитание профессиональной молодежи возводится в ранг гос политики в области образования, так как  бурное развитие науки и технического прогресса во многих остальных областях просит неизменного притока профессиональной молодежи.

Процесс селекции, отбора более способных  к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматом, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет  собственной главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не лишь по способностям и талантам, но и в согласовании с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего образования значимая часть молодежи поступает на учебу в технические училища, остальные продолжают учебу в средней школе, и часть её выпускников поступают в университеты. После окончания университета одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, остальные поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.

С точки  социологического зрения очень важны  последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так  как его конечным результатом (когда  разные группы молодежи завершают образование  в разных учебных заведениях) является размещение людей по разным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего нереально обычное функционирование последнего. Другая принципиальная сторона процесса общественного размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той либо другой организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных возможностей. Система образования, основным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома нереально получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем общественного статуса человека в современном обществе. Таковым образом, следующая функция – определение статуса личности.

2.2.6 Профессиональная. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают индивидумам неодинаковое образование, что является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

2.2.7 По  мере того, как в обществе все  большее количество достижимых  статусов обусловлено образованием, все более зримой становится  и таковая функция образования,  как активизация социальных перемещений.

2.2.8 Функция общественного и культурного конфигурации. Проявляется в сотворении базы знаний для дальнейшего безостановочного образования. Реализуется в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенках высших учебных заведений, специализацией разных видов педагогической деятельности, стандартизацией учебного процесса.

2.2.8 Обеспечение  профориентационной работы с  молодёжью.

Начиная с подростков, учебные заведения  просто должны проводить ее. Суть профориентацинной  работы заключается в формировании более компетентного состава выпускников и обученных рабочих.

2.3 Функции  образования в социально-политической  сфере

Формирование  личности — один из жизненно принципиальных интересов страны и групп, поэтому  обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие  образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм. Хоть какой политический строй начинает с того, что борется за старую школу либо создает новенькую. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство гос (доминантной) идеологии. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

Преобразование  мира из биполярного в однополярный привело к выделению функции  обеспечения государственной сохранности. Истинная сохранность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки сотворения её научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала.

раздельно от таковой условной классификации  стоят такие функции. Замещение  родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенках образовательного учреждения. В выполнении данной функции образование и в особенности допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство, что состоят из таковых главных частей: руководители и организаторы образования, педагоги и учащиеся. Остальные функции.

3 Роль функций  образования в современном обществе

главные тенденции в развитии образования  в современном мире определяются коллективной волей стран, подписавших  Всеобщую декларацию прав человека. Ублажение  интересов личности, как высшая гуманистическая функция образования, положено и в основание предложений Ассоциации институтов ЮНЕСКО. Гуманистическая функция обязана получить своё развитие конкретно в тот период, когда многие страны вышли из власти тоталитарного режима. Экономический подход (в качестве идеологического постулата) значительно деформирует реализацию присущих образованию функций, и реальную образовательную политику. Этот подход увязывает образование только с его социально-экономической функцией - обслуживанием сферы производства и социально-культурной инфраструктуры профессиональными работниками различного уровня квалификации. Но в условиях кардинальных конфигураций в мире в итоге стремительного усложнения публичной, политической, духовно-культурной жизни, введения в оборот информации о сложных действиях глобального характера человек, чтоб правильно ориентироваться, а тем более осознанно участвовать в этих действиях и выносить правильные оценочные суждения, обязан быть отлично образованным. Зависимость меж уровнем развития общества и качественными чертами состава населения описана еще в 1920-е годы П. Сорокиным. В его известной работе "Современное состояние России" читаем: "Судьба хоть какого общества зависит до этого всего от параметров его членов. Общество, состоящее из идиотов либо бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Отдайте группе дьяволов великолепную конституцию, и все же этим не создадите из нее красивое общество… общество, состоящее из профессиональных и волевых лиц, неминуемо даст более совершенные формы общежития» [22, c.168-169].

Можно предполагать, что с развитием  коммерческой структуры в рамках образования гуманистическая функция  будет развиваться лучше, так  как бюджетные учебные заведения  в классическом варианте выполняют  заказ страны, находясь меж требованиями публичной эффективности и необходимостью формирования полноценной личности, негосударственные - выполняют заказ общества, осуществляя права родителей и педагогическое право независящих субъектов образования, способствуя тем самым становлению гражданского общества. Основное чтоб наше общество не превратилось в единый класс интеллигенции, не то работать будет некому. А у нас в стране наблюдается таковая тенденция.

В самых  различных сферах деятельности все  почаще требуется не квалификация, а компетентность, которую можно разглядывать в виде специфичной суммы навыков, присущих индивиду и включающих в себя квалификацию в серьезном смысле этого слова, социальные поведенческие свойства и способность работать в группе, инициативность и готовность к риску, способность воспринимать решения, просчитывать их вероятные последствия и нести за них ответственность. Почему ставится нужным в профессиональной функции имен таковой аспект. Вузовской системе сейчас нужно "снабдить" выпускника, не считая чисто профессиональных знаний, навыков, умений ориентироваться во все возрастающем потоке информации, еще и способностью к общению, умением работать в коллективе и быть готовым к решению конфликтных ситуаций, к неизменному обновлению и пополнению знаний. При этом "снабжать" преподаватели обязаны в условиях, когда произошла кардинальная трансформация основной преподавательской функции: он закончил быть источником информации и даже её интерпретатором. Он сейчас - своеобразный проводник. Запастись знаниями и, используя методические новации, тихо передавать их, пополняя только время от времени, уже нереально, так как наблюдается быстрый сгусток информации. Таковым образом, изменение требований к подготовке профессионалов высшей квалификации автоматом "тянет" за собой и делему кадрового преподавательского корпуса, который обязан не просто повышать квалификацию, а коренным образом трансформироваться. Интенсивно (хотя и не постоянно эффективно) проводящиеся реформы сориентированы, до этого всего, на усиление гибкости и вариативности системы высшего образования. Они предугадывают развитие разнотипных учебных заведений и разнообразных направлений подготовки будущих профессионалов. Таковым разом преобразовалась функция общественного и культурного конфигурации. При переходе к системе внешнего оценочного тестирования образование получило статус важнейшего средства социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в остальные. Кризисные тенденции в обществе определили и развитие социально-культурных функций образования. В учебные планы внесены курсы философии, социологии, политологии, истории. Усилилось внимание к формированию экологического сознания будущих профессионалов. Ряд западных институтов ввел самостоятельную дисциплину "Социальная экология", основывающуюся на системном подходе к социальным и фактически экологическим проблемам.

равномерно  усиливается влияние тех вузовских  ученых и преподавателей, которые  считают нужным усилить формирование духовных свойств личности, развивать у студентов способность целостно созидать мир, обдумывать значение актуальных социальных заморочек и межличностных отношений, овладевать чувством социальной ответственности. С данной целью обширно моделируется "проигрывание" разных жизненных ситуаций и человеческих отношений в малых группах с помощью социометрических процедур. Интереснейшие опыты такового рода проводятся в ряде западноевропейских государств. Гуманитаризация содержания образования на естественнонаучных и технических направлениях учебы очень выразительно проявляется в США, где в прошедшем подготовка профессионалов в большинстве вузов носила сугубо прагматический, узкопрофессиональный характер.

Заключение

Как резюме, можно заключить, что образование  в современном мире, благодаря ее функциям, играется интегративную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей личности. Образование является единственным институтом общества, на котором строится наибольшее количество взаимоотношений меж социальными общностями и представителями их. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. В капиталистическом развитии общества значительную роль играется предпринимательство и т.П. Благодаря вложений в качественное образование существенно возрастает мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые эталоны поведения и обуславивает возможность развития их. Конкретно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями меж слоями общества, меж коллективами, государствами, людьми; так осуществляется коммуникативная функция образования. Всякие функции образования обуславливают взаимодействие, интеграцию в обществе, что обуславливает гуманитарная функция образования, из которой происходят все другие функции института образования, роль и значение которых в обществе совсем значительные.

Функции института  образования условно можно поделить на социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые. При этом эти функции взаимообогащаются. Деление является всего только условным, так как есть функции, не входящие ни в один из классов либо причислить которые можно в несколько.

Роль этих функций  заключается в том, что гуманистическая  функция описывает развитие системы образования и воспитания на постсоветском пространстве; благодаря тому, что распространение информации стало значимым, требуется выпускать уже не узкопрофильных профессионалов, а компетентных личностей, благодаря чему преобразуются социально-культурные функции образования и функция общественного и культурного конфигурации, что предполагает уже гуманитаризацию процесса образования и более гибкую подготовку обученных кадров учебных заведений. Необходимо держать в голове о том, что образование является залогом всего...

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://referat.ru



Информация о работе Функции образования и их роль в современном обществе