Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:21, реферат
Вхождение в европейский простор, подписание Болонского контракта, внедрение кредитно-модульной системы, развитие учебных заведений инновационного типа требуют нового подхода к парадоксу образования, а до этого чем отыскать новейшие организационные формы обучения и воспитания, обновить содержание учебно-воспитательного процесса следует выделить функции образования и их роль в современном обществе. Это и является целью моего реферата.
Итак, целью моей работы я поставил исследование главных функций института образования и их роль в современном обществе.
Функции образования и их роль в современном обществеЮрий Васильевич Дьяченко ВведениеОбразование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных особым обучением. [25] На представлении учения практикуется школьные, дошкольные и высшие, базовые и особые учебные заведения, а также разные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, значащее «времяпрепровождение», «досуг». [25] И это не просто так: в системе образования юный человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Почему ставится задачка конкретно образованию сформировывать законопослушных людей, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и остальные точки зрения. В 1971 г. В США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает дитя, а готовит детали для публичной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система обязана содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало найти и чётко разграничить функции системы образования. Этому вопросу уделяли существенное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования соединены с экономическими, политическими действиями, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Конкретно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны трудности образования выходят на новый виток собственного развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний. На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др. Вхождение
в европейский простор, подписание
Болонского контракта, внедрение кредитно-модульной
системы, развитие учебных заведений
инновационного типа требуют нового
подхода к парадоксу образовани Итак, целью моей работы я поставил исследование главных функций института образования и их роль в современном обществе. 1 Образование как социальный институтОбъективной детерминантой, обуславливающей необходимость возникновения социальных институтов, выступает публичное разделение труда, которое порождает потребность в том или ином социальном институте и которая реализуется в процессе осознанной целеустремлённой деятельности. Социальные университеты возникают в обществе как крупные не планируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пробуют воплотить свои потребности сообща и ищут для этого разные методы. В ходе публичной практики они находят некие приемлемые эталоны, шаблоны поведения, которые равномерно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некое время эти шаблоны и эталоны поведения поддерживаются публичным мнением, принимаются и узакониваются. На данной базе разрабатывается система санкций. Время от времени члены общества либо социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное доказательство этим практическим навыкам и образцам, в итоге чего университеты меняются и развиваются. Исходя
из этого, институционализация Институционализация
- это замена спонтанного и На ранешних этапах развития человечества образование было как вид деятельности и осуществлялось конкретно в процессе выполнения трудовых и социальных обязательств. Тем не менее, язык способствовал и скоплению всё большего количества знаний, количество которых увеличивалось в геометрической прогрессии, и передачи их на различных социальных уровнях даже представителями, конкретно не занятыми в данной области деятельности. Знания увеличивались и их необходимо было систематизировать для полноценной передачи их от поколения к поколению и меж слоями общества. Этим стал заниматься соответствующий социальный институт; наука, обучение и воспитание превратились в ещё один из видов деятельности. Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет важные публичные ценности и процедуры, удовлетворяющие главным потребностям общества. Понятие ввёл Герберт Спенсер. По его мнению социальный институт в обществе выполняет функцию регулирования социальных действий и явлений по случаю сохранения стабильности меж ними. В дальнейшем Т. Веблен, Ж. Ренар, Р. Хейлброннер разглядывают социальные университеты как группы людей, объединённых совместной идеей, чувством солидарности и т.П. Для выполнения какой-или функции. Позже понятие это переходит в рамки системы норм, регулирующих поведение людей или системы социальных ролей: поведения и социальных отношений. Для примера приведу высказывание американских учёных П. Хортона и Ч. Канта: «ассоциация — это организованная группа людей, в то время как институт — организованная система поведения или, другими словами, организованная система социальных отношений, включающая общие ценности и процедуры, находящиеся в согласовании с общими потребностями общества.»[24, с. 206]. Становление социальных институтов неразрывно связанно с действием разделения труда и дифференциацией чувственно-предметной деятельности (усовершенствование языка, к примеру). конкретно координация совместных усилий порождает институт общества. Почему институтуализация имеет самозадачей не лишь выработку правил, социальных норм, обеспечивающих процесс деятельности, но и наличие определённых организаций, в рамках которых осуществляется деятельность. Следуя из этого, Я. Щепанский, В.А. Конева объясняют социальный институт как систему учреждений. Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на верно разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле над их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы либо ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в согласовании с потребностями данной социальной группы либо общества в целом. Университеты, таковым образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её главных частей можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных в рамках данного общественного института (если статус определяется объективными потребностями, то социальная роль выступает, как процесс его реализации), наличие социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется эталон поведения людей, оценивается их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями выбора ролевого поведения и метод ее измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения в рамках одного общественного института. Образование как институт определяется двумя качествами — социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону общественного института, второй — функциональную сторону, определённый метод его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института. Вот на втором мы остановимся более подробно. 2 Функции института образованияФункция
(от лат.- Выполнение, воплощение) –
назначение либо роль, которую выполняет
определенный социальный институт либо
процесс по отношению к целому
[25]. Функция общественного институт Если институт кроме полезности приносит обществу вред, то такое действие называют нефункциональностью. Об институте молвят, что он владеет нефункциональностью, когда некие из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности либо другого института. Либо, как описывает дисфункцию мой социологический словарь, это «любая социальная деятельность, вносящая нехороший вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». К примеру, экономические университеты по мере собственного развития предъявляют завышенные требования к тем социальным функциям, которые обязан делать институт образования. Конкретно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а потом - к необходимости подготовки все большего количества обученных профессионалов. Но если институт образования не справляется со собственной задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, либо готовит не тех профессионалов, которых просит экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и университеты выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а означает, университеты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность общественного института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и нефункциональности социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, или латентными, если они укрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов либо лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того либо другого института, а латентное – о том, что из этого вышло. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к университету, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного общественного статуса, который дозволит взобраться выпускнику на ступень выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таковых латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, укрытого учебного плана и ученических подкультур. Явными, т.Е. Довольно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению разных особых ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление общественного неравенства меж имеющими высшее образование и не имеющими такового. Функции бывают присущими
разным институтам общества. Итак, первой
и важнейшей миссией хоть какого
общественного института перечень универсальных,
т.Е. Присущих всем институтам функций
можно продолжить, включив в него
функцию закрепления и В имеющейся научной литературе имеют место разные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некие исследователи берут за базу итог влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение ее соответствующими знаниями и навыками и многие остальные. Так, к примеру, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и общественного опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Остальные же исследователи своим взором обхватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский кроме оговорённых лишь что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.Д. Общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё называется мастерски-экономической или мастерски-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новейшие, а на самом деле старые, но объединённые или по-другому названные. К примеру, А.В. Кооп кроме экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов — гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не лишь в этом примере, но во многих остальных, так как все другие функции образования вытекают из неё или выступают ее модификациями. В целом главные
функции образования можно социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не лишь конкретно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, дозволяет сохранить, развить, передавать духовное наследие. социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией; социально-политические, реализация которых дозволяет обеспечить сохранность общества в самом широком её понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы; При этом нужно отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций довольно высоко. 2.1 Социально-культурные функции института образования2.1.1 Гуманистическая
(человекообразующая) функция проявляется
в единстве противоположных, Связь образования со всеми сферами публичной жизни реализуется конкретно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, другие социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если разные сферы и отрасли хозяйства создают определенную материальную и духовную продукцию, а также сервисы для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Гуманизация - объективная потребность публичного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как способ мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные дела, в таком обществе человек преобразуется в рабочую машинку, а в старости уже не нужен. К огорчению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как настоящем процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что с большей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в большей степени - в младших классах. Конкретно тут закладываются базы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как не главные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. Д.) Выходят профессиональное, среднее и высшее образование. 2.1.2 Социальный контроль.
Образование в конечном итоге
описывает позицию человека в
обществе, его способности, цели,
достигаемые в обществе и 2.1.3 Трансляция
и распространение культуры в
обществе. Она заключается в том,
что посредством института 2.1.4 Воспроизводство
социальных типов культуры. Образование
придает знанию 2.1.5 Инновация
в сфере культуры 2.1.6 Формирование
и воспроизводство публичного
интеллекта (менталитета, определенных
отраслей и социальных 2.1.7 Формирование
у юного поколения установок,
ценностных ориентаций, жизненных
эталонов, господствующих в данном
обществе. Благодаря этому, молодежь
приобщается к жизни общества,
социализируется и 2.1.8 Воспитательная функция образования заключается в обеспечении действий социализации личности и её гражданского становления, передачи новым поколениям российского и мирового культурно-исторического опыта. Украинская школа обязана воспитывать у людей высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной. 2.1.9 Обучающая
функция образования 2.1.10 Выше описанные функции образования являют собой составные части таковой функции образования, как социализация личности, в особенности молодёжи, и ее интеграция в общество. Конкретно образовательные учреждения (и не лишь они) готовят определённые навыки у человека для выполнения им определённой социальной роли при определённом статусе. 2.1.11 Гомогенизация
общества через организованную
социализацию индивидов — 2.2 Социально-экономические функции образования2.2.1 Формирование мастерски-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство мастерски-образовательного состава населения. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования. Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играется позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и общественного продвижения человека. Это же событие увеличивает противоречие меж притязаниями носителя лишнего образования и ожиданиями окружающих людей. 2.2.2 Формирование
потребительских стандартов 2.2.3 Привлечение экономических ресурсов. Как понятно, самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование. 2.2.4 Внутреннее
распределение экономических и
других ресурсов. Обеспечиваются
ресурсами такие направления
деятельности, которые нацелены
на образование и на “внеобразо 2.2.5 Социальная
селекция - одна из важнейших функций
института формального В современном обществе поиск и воспитание профессиональной молодежи возводится в ранг гос политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих остальных областях просит неизменного притока профессиональной молодежи. Процесс селекции, отбора более способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматом, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет собственной главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не лишь по способностям и талантам, но и в согласовании с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего образования значимая часть молодежи поступает на учебу в технические училища, остальные продолжают учебу в средней школе, и часть её выпускников поступают в университеты. После окончания университета одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, остальные поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки
социологического зрения очень важны
последствия осуществляемого 2.2.6 Профессиональная. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают индивидумам неодинаковое образование, что является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации). 2.2.7 По
мере того, как в обществе все
большее количество достижимых
статусов обусловлено 2.2.8 Функция общественного и культурного конфигурации. Проявляется в сотворении базы знаний для дальнейшего безостановочного образования. Реализуется в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенках высших учебных заведений, специализацией разных видов педагогической деятельности, стандартизацией учебного процесса. 2.2.8 Обеспечение профориентационной работы с молодёжью. Начиная с подростков, учебные заведения просто должны проводить ее. Суть профориентацинной работы заключается в формировании более компетентного состава выпускников и обученных рабочих. 2.3 Функции
образования в социально- Формирование личности — один из жизненно принципиальных интересов страны и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой. Привитие
образовательным общностям Преобразование
мира из биполярного в однополярный
привело к выделению функции
обеспечения государственной раздельно от таковой условной классификации стоят такие функции. Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенках образовательного учреждения. В выполнении данной функции образование и в особенности допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство, что состоят из таковых главных частей: руководители и организаторы образования, педагоги и учащиеся. Остальные функции. 3 Роль функций
образования в современном
|
Информация о работе Функции образования и их роль в современном обществе