Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:35, контрольная работа
Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений.
«Религия есть последняя
и наивысшая сфера
будь то мнение, воля,
представление, знание или познание:
она есть абсолютный
результат, область,
в которую человек вступает,
как в область
абсолютной истины…»
Г. Гегель
Введение
Религия возникла около
40-50 тысяч лет назад, в эпоху
верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая
окружающий мир и себя в нем, человек
понял, что его окружает упорядоченное
мироздание, подчиняющееся так называемым
законам природы. Изменить эти законы,
установить другие человек не в силах.
Лучшие умы во все времена бились над попыткой
разгадать тайну и смысл жизни на земле,
отыскать ту силу, которая обнаруживает
своё присутствие в мире через связь вещей
и явлений. Для этой силы человек придумал
тысячи имён, но их суть одна – это Бог.
Мы живём в начале
третьего тысячелетия, и все шесть
миллиардов живущих на земле верят.
Одни верят в Бога, другие – в
то, что его нет. Поэтому религия
является одной из важнейших вещей
в жизни человека, его жизненной
позицией, этическим и нравственным
правилом, нормой и обычаем, по которым
он живёт (действует, мыслит, чувствует).
Мне кажется, что
тема моей работы особенно актуальна
в современной России. Наша страна,
выйдя из семидесятилетнего периода
атеизма и преследования
Глава 1.
Понятие и сущность
религии.
Религия (от лат religo
- связывать, привязывать, заплетать) -
это догматическая обрядовая система,
отражающая мировоззренческие позиции
некоторого сообщества людей. Религия
означает глубинную природу человека
и является формой его самоутверждения,
т.е. результатом и причиной работы человека
над собой, его самоограничения от всего,
мешающего существованию его "Я"
Можно выделить три
типа самоутверждения:
1. Языческий, опирающийся
на связь с природой; человек
воспринимает себя как часть
мира; все явления и предметы
мира, а также сам человек обладают
душой, т.е. неощущаемой
2. Религиозный, опирающийся
на связь со сверхъестественными силами
и этические требования; духи и души представляются
уже как более самостоятельные и менее
зависимые от материальной формы субстанции;
человек и мир духов взаимовыгодны друг
другу и зависимы друг от друга; духовные
субстанции рассматриваются как совокупность,
самостоятельный мир, организованный
по своим законам; этот мир способен оказывать
воздействие на мир людей; мир людей способен
оказывать воздействие на мир богов; возникают
посредники между этими мирами (герои,
полубоги, ангелы).
3. Светский опирающийся
на художественной восприятие или научное
познание сил природы и гуманистические
нормы жизни в обществе. Духовное начинает
рассматриваться как неотъемлемая часть
материального, земного, человеческого
мира. Человек видится единственным существом,
способным воспринимать духовное и оказывать
воздействие на его сущность и форму проявления.
Главным признаком
религии является вера в сверхъестественные
силы и существа, а также поклонение
им. Если вера есть признак религии,
то не всякая вера религиозна. Вера-это
признание какой-либо информации достоверной
без всякой ее перепроверки и сомнения
в ее истинности. Вера может быть
религиозной и светской. Человек
верит, светски принимая информацию
по своей воле иногда сомневаясь или
критикуя ее. Религиозная же вера не
разрешает сомневаться и
Религиозную веру следует
отличать от суеверий-предрассудков
и заблуждений, зародившихся еще
в язычестве, но возникающих и
развивающихся и в
Религиозная вера отличается
от светской еще и тем, что непременно
связана с культом и
Религия как культурный
феномен обладает рядом признаков,
отличающих ее от псевдорелигий:
1. Верования или
вероучения - устные или письменные
сказания, предания, мифы и легенды
о божественных силах и
2. Своеобразное поведение
и взаимоотношения между
3. Наличие культа.
Культ - это разнообразные, освященные
канонами специфические формы
поклонения Богу и другим
4. Функционирование
религиозных организаций.
5. Религия наделена
особым предназначением в
Исследователями установлено,
что определенные черты присущи
всем религиям:
1. Отношение к
сакральному, священному, святому
или святости. В монотеистических
религиях она отождествляется
с Богом, в политеистических
религиях с пантеоном богов,
в других религиях-с миром
2. Теизм-специфика
мировоззрения, при котором
3. Фидеизм (от лат. Fides
- вера) - комплекс проявления сверхъестественного
в естественном.
4. Стремление к
иерархии во всем, что связано
с религиозностью человека: от
социальных отношений до
Для того, что бы исследовать
ту или иную религиозную систему
можно использовать множество подходов:
описывать обряды и ритуалы, рассматривать
основы культа, систематизировать стилистику
письменных или устных священных
текстов, молитвы, изучать художественную
часть религии (танцы, архитектуру,
изобразительные виды), сопоставлять
праздники или мифологические сюжеты
и т.д. Однако, в изучении той или иной
религиозной системы важнее всего понять
собственно почему человек совершает
то или иное поклонение, то есть понять
культурные предпосылки данной вероучительной
доктрины.
Именно вероучение
выступает определяющим фактором любой
религии так как:
1. Вероучение первично
по отношению к культу. Культ
может изменяться, но вероучение
остается неизменной. Человек остается
верующим даже если его лишают
возможности отправлять культ.
Кроме того, часто неверующие
люди участвуют в отправлении
культовых обрядов. Существуют
религии, в которых культ
2. Вероучение независимо
от авторитетного текста. Несколько
религий могут пользоваться
3. Вероучение независимо
от психологических
4. Вероучение первично
по отношению к общине своих
последователей. Община может изменяться,
разрушаться и даже исчезнуть
вообще, но доктрины веры могут
сохраниться в письменных
5. Любое поклонение
должно иметь смысл,
Проблемным остается
вопрос о представлении самой
сущности и первоосновы возникновения
религии в человеческом бытии. Существует
несколько моделей, отражающих эти
представления:
1. Иррациональная
модель. Религия дается человеку
свыше и существует за
2. Религия как
аллегорическое знание. Впервые,
таким образом, религия была
истолкована Теагеном Регийскис (6 в.
до н.э.). В данном случае религия понимается
как некий особый способ познания, позволяющий
увидеть то, что недоступно увидеть обыденному
познанию. Эта предпосылка позволяет рассматривать
религию как форму научного знания или
предшественницу науки. Однако, в конечном
смысле религия не является средством
познания, т.к. ничего не познает, а дает
уже готовое знание, спецификой которого
является преобладание в нем нравственного
аспекта.