Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:14, курсовая работа
Религия – важнейший феномен общественной жизни и культуры. Как явление, она присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Однако, она, тем не менее, оказывается областью мало понятной для очень многих людей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблема определения религии……………………………………………..4
2. Функции религии и ее духовный потенциал………………………………..
2.1. Функции религии…………………………………………………………
2.2. Духовный потенциал религии……………………………………………
3. Место религии в духовной жизни белорусского общества…………………
Заключение………………………………………………………………………..
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Институт управленческих кадров
Факультет инновационных технологий
Кафедра философских наук
Специальность
Государственное управление и право
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему
«Религия и общество»
Выполнила:
Студентка 2 курса,
группа 4
Руководитель:
Старший преподаватель
Минск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Проблема определения
религии……………………………………………..4
2. Функции религии
и ее духовный потенциал…………………
2.1. Функции религии………………………………………
2.2. Духовный
потенциал религии…………………………………
3. Место религии
в духовной жизни белорусского общества…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Религия – важнейший феномен общественной жизни и культуры. Как явление, она присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Однако, она, тем не менее, оказывается областью мало понятной для очень многих людей.
Определение понятия и сущностного значения религии является одной из наиболее сложных, но, тем не менее, важных задач, стоящих перед человеческим разумом. Данной проблемой занималось множество ученых. Однако, единого мнения и подхода относительно рассматриваемого вопроса не существует.
Сегодня данная тема особенно актуальна. Наша страна, выйдя из периода атеизма и преследования религии, снова ощущает потребность в вере. Люди, потерявшие свои идеалы, и оказавшиеся в трудном положении обратились к религии, как к единственному утешению не только в Беларуси, но и во всем мире.
Целью данной работы выступает определение места такого явления как религия в жизни общества.
Осуществить данную цель представляется возможным через выполнение следующих задач: определение сущности религии, ее функций и духовного потенциала, а также места религии в жизни не только каждого из нас, но белорусского общества в целом.
В
процессе работы использовались и анализировались
труды таких известных
Исследование
данной проблематике осуществлялось на
основании следующих методов: идеалистического,
структурно-аналитического, структурно-функционального
и системного.
Наша надежда на бессмертие не порождена ни одной из существующих религий; скорее наоборот, почти все религии порождены этой надеждой.
Р.Г. Ингерсолл
Этимология латинского слова religio до конца не выяснена. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются позиции, предложенные еще Лактанцием и Цицероном. Первый полагал, что данное слово происходит от латинского religare – связывать, сковывать. Цицерон же, в свою очередь, указывал, что данный термин является производным от relegere – идти назад, возвращаться, бояться, обдумывать, созерцать [1, c. 170].
Сегодня можно насчитать более 250 определений религии, и их число постоянно растет. Однако, представляется возможным разделить их на несколько обобщенных блоков: теологический, философский, научный, социологический и психологический.
Естественно, самыми древними являются теологические определения религии. Они стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Существуют такие определения религии, сформулированные различными конфессиональными религиоведами: религия –
Например, православный богослов нашего времени А. Мень отстаивает положение о сверхъестественной природе религии. Религия, с его точки зрения, есть ответ человека на проявление Божественной сущности. Она есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным. Не естественно ли признать, что подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, так и дух тяготеет к родственной ему и в то же время превосходящей реальности [3, с.16-17].
В целом, понимание теологами религии представляется с позиции человека, принимающего «свою» религию как несомненную истину, и понять сущность религии может лишь религиозный человек.
Философский
же подход, в отличие от теологического,
подходит к объяснению феномена религии
«извне». Он не предполагает заранее ее
истинность. Философы пытаются найти основание
религии в человеческом опыте. Например,
Гегель дает такое определение: религия
есть последняя и наивысшая сфера человеческого
сознания, будь то мнение, воля, представление,
знание или познание: она есть абсолютный
результат, область, в которую человек
вступает, как в область абсолютной истины…»
[4, с.75].
В свою очередь, критический в XIX веке положил начало существования еще одного подхода к объяснению религии – научный. Религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, анализ фактов с помощью научных методов [5, с. 6]. Впоследствии возникает религиозная наука, которая изучает религию в реальном контексте культуры.
Согласно этому подходу сформировались два мнения. Первое говорит о том, что религия, как таковая, существует лишь в многообразии различных религий. Чтобы составить такое понятие, нужно изучить большое количество религий.
Согласно второму подходу, все религии, какими бы разными они не являлись, на самом деле существуют как вариации одной религии, представляющей собой некий эталон [5, с. 7].
Тем не менее, и первый и второй подходы, определяют религию не как некую абстракцию, а как явление, которое можно понять через ее взаимодействие с человеком в реальном бытии.
Именно научный подход выработал концепцию о том, что религия – это, в первую очередь, мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы их деятельности, ценностные ориентации
Необычно подошел к данной проблеме Э. Гидденс: он обозначил, чем религия не является. По его мнению:
Во-первых, религия не должна отождествляться с монотеизмом (верой в одного Бога).
Во-вторых, религия не должна
В-третьих, религия не обязательно должна объяснять происхождение мира. В христианстве миф об Адаме и Еве имеет целью объяснить происхождение человечества; многие другие религии имеют сходные мифы о первоначале, однако не меньшее количество таких мифов не имеет.
В-четвертых, религия не может отождествляться со сверхъестественным, что автоматически предполагает веру в существование мира, “находящегося за границами наших чувств”. Конфуцианство, например, сосредоточено на слиянии с природной гармонией мира и не занимается поиском истины, лежащей вне него [6,с. 420 - 421].
С предложенным выше нельзя не согласиться. Действительно, зачастую религия определяется как вера в Бога, или как система моральных предписаний. Но, рассуждая таким образом, мы «привязываем» определение к конкретной религии, а не к религии, в целом, как явлению.
Представляется возможным, определение понятия религии через ее признаки. Однако, и тут множество противоречий. Признаков огромное количество, но опять же они приемлемы одной из религий, но совершенно чужды другой. Поэтому, на мой взгляд, единственное, что приемлемо для все религий – это вера. Вера в Бога, вера в истинность ценностей которые, преподносит она нам, образа жизни – неважно, так или иначе мы верим. Ни одна из религий не станет «нашей» и, следовательно, не будет существовать именно без нее – веры.
Кант утверждал, что во всех видах веры, которые относятся к религии, исследование неизбежно наталкивается за их внутренними свойствами на тайну, т.е. на нечто священное, что хотя оно может быть известно каждому в отдельности, но не может быть сообщено всем [7, c.149]. В словах Канта, несомненно, есть доля истины: действительно, у каждого из нас «своя» вера, она особенна, не имеет себе ни одного подобия. Мы сами ее формируем, и хотя религия может быть одна на миллион людей, у каждого она «своя» по сути. Она для нас священна, невероятна значима. И даже если бы мы хотели рассказать о ней, мы бы, как уже говорилось выше, не смогли бы это сделать.
Представляется, что достаточно глубоко раскрыл понятие религиозной веры С.Л. Франк. Он говорит о том, что вера – есть уверенность в том, основание чего нам не дано, истинность чего не очевидна. Но неочевидна она для неверующего, а не для обладателя данной веры [8, с.220].
Близок к истине, на мой взгляд, Л.Н. Митрохин, который говорит о том, что, религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей и т.д. [9, с. 64].
И вот эта внутренняя сторона религии есть ее сущность. На мой взгляд, именно через определение сущности религии следует давать и само понятие данной категории.
О внутренней стороне религии говорить намного труднее, чем внешней, утверждает Булгаков, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые языком слов и понятий не могут быть выражены. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: “Было очень весело”, или: “У меня тяжело на душе”. Но что стоит за этими словами — другому человеку никогда точно не узнать — внутренний мир глубоко индивидуален и по существу непередаваем. Также и в религии. Для действительного, а не номинального, верующего она открывает особый духовный мир и такое бесконечно богатое многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать его невозможно [10, с. 6].