Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Влияние религии на современную общественную жизнь не всегда было однозначным. Характер этого влияния может существенно меняться, приобретать специфические особенности. Социальные функции религиозных организаций не тождественны функциям религии, потому что религиозные организации включаются в общую систему экономических, политических и иных общественных отношений и выполняют множество функций не относящихся к функциям религии. Положение религии в современном обществе находятся под воздействием двух главных сил современности – научно-технический прогресс и политика. Эволюция этих элементов общества ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушению традиционных установлений, которые открывают для нее и новые возможности.
Введение………………………………………………………………….....................
1 Общая характеристика религии ………………………………………………………..
2 Исследования Э. Дюркгейма и М. Вебера ..………………………………………..
2.1 Исследование религии Э.Дюркгейма ……………………………………….......
2.2 Исследование религии М.Вебера …………………………………………………
3 Основные функции религии………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
(КубГТУ)
Кафедра социологии и работы с персоналом
Социально-гуманитарный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Социология религии
на тему: «Основные функции религии в обществе»
Выполнил студент группы 10-ГБ-СЦ1
Апанасенко А.А
Допущен к защите
Руководитель проекта (работы) ______________________________
Защищен __________________ Оценка ____________________
(дата)
Члены комиссии ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Краснодар
2011
ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
(КубГТУ)
Кафедра социологии и работы с персоналом
Зав. кафедрой _______________
___________________________
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование
Студента Апанасенко А.А группы 10-ГБ-СЦ1
факультета социально-гуманитарного
специальности 040201 «Социология»
Тема проекта (работы): Основные функции религии в обществе
Содержание задания: Проанализировать основные функции религии в обществе
Объем работы:
теоретическая часть 20 стр.
Рекомендуемая литература: Гараджа В.И., Радугин А.А., Добреньков В.И., Крывелев И.А.
Срок выполнения: с «___» ___________ по «___» ___________ 2011 г.
Срок зашиты: с «___» ___________ по «___» ___________ 2011 г.
Дата выдачи задания:
Дата сдачи проекта (работы) на кафедру: «___» ___________ 2011 г.
Руководитель проекта (работы)______________________
(подпись)
Задание принял студент ___________________________
(подпись)
Реферат
Курсовая работа 20 с., 23 источника.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ФЕНОМЕНЫ, ЦЕРКОВЬ, Э.ДЮРГЕЙМ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ, М.ВЕБЕР, СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, СТРУКТУРА РЕЛИГИИ.
Объект исследования – религия, как социальный институт и его взаимодействие с другими институтами общества.
Цель работы – изучить значимость основных функций церкви в обществе..
Методы исследования: анализ теоретического и фактического материала, анализ данных.
В процессе работы был выполнен анализ первоисточников, проведено социологическое исследование, в результате которого было выявлено, что
Практическая значимость. Поможет студентам в процессе изучения предмета социологии религии, а в частности основных функций религии в обществе. В работе можно найти интересные факты и высказывания великих ученых.
Содержание
Введение………………………………………………………… | 5 |
1 Общая характеристика религии ……………………………………………………….. | 7 |
2 Исследования Э. Дюркгейма и М. Вебера ..……………………………………….. | 12 |
2.1 Исследование религии Э.Дюркгейма ………………………………………....... | 12 |
2.2 Исследование религии М.Вебера ………………………………………………… | 15 |
3 Основные функции религии……………………………………………………….. | 19 |
Заключение…………………………………………………… | 27 |
Список использованных источников ………………………………………………. | 29 |
|
|
|
|
Введение
Актуальность работы заключается в том, что «роль религии в современном российском обществе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Еще десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть актуальными общественной жизни, они утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.
Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность данных выводов. Сегодня можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию.
В современной России как светском государстве за последние десятилетия четко проявилась восходящая эволюция религий, их возрождение, а, следовательно, может иметь место и усиление влияния религиозных процессов на деятельность государства и сотрудников соответствующих органов. Поэтому социально-философское исследование религиозных процессов, эволюция религий, оцерковление личности, ее секуляризация, представляет собой актуальную научную проблему.
Для того, чтобы приблизиться к изучению данных явлений необходимо обратиться к исследованиям учёных в этой области, в частности к исследованиям Э. Дюркгейм и М. Вебер. По-прежнему современны исследования этих ученных потому, что они рассматривали религию как основу единства общества, место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи, что актуально в современном обществе.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной социологической литературе достаточно широко освещались различные проблемы религии в обществе. В числе наиболее важных исследований следует отметить работы Лукьянова В.Г., Сидорова С.А., Гаврилова Ю.А., Кофаловой Е.Н., Мчедлова М.П., Шевченко А.Г., Булгакова С.Н. В работе данных авторов социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех классиков социологии - К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера, которые, каждый по-своему, определили важнейшие отличительные черты религии, но в некоторой степени их взгляды дополняют друг друга.
Объект – религия.
Предмет – основные функции религии в обществе.
Цель: рассмотреть сущность функций религии, раскрыть их и проанализировать.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
– дать общую характеристику религии;
– раскрыть сущность каждой функции;
– выявить значимость религии для общества.
Гипотеза, состоит в том, что основные функции религии играют важную роль в жизнь общества. Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития общества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм”. Сакрализация может быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Секуляризация представляет собой освобождение и от влияния религии, выражается в сужении круга выполняемых ею функций. Религиозный плюрализм означает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства. В связи с этим можно сказать, что религия имеет влияние на такие сферы жизни общества, как: политическая, экономическая, образовательная, духовная и социальная.
Теоретико-методологическую основу исследования составил анализ работ М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), Б.Малиновский «Магия, наука и религия» (1998), Н.Михайловский, Г.Вырубов.
Научная новизна работы заключается в том, уточнены основные функции религии и показана их специфика в условиях развития постсоветского и современного социума.
Теоретическая и практическая значимость. Данная работа может быть использована студентами при изучении функций религии и отношения общества к религии в XXI веке.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
I Общая характеристика религии
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Включающая в себя свод моральных норм и видов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обращение к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.
Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные гарантировать получение искомого результата. Постепенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъестественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему. [11]
Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного. Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной для православных как ,Тело Господне, когда освящается во время литургии. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувствах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни. [8]
Религия, присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающая до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Одной из причин этого, служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда происходит масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.