Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:39, контрольная работа
Цель исследования состоит в раскрытии сущности психоанализа, определения основных принципов и концепций фрейдовского учения.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- осветить тему психоанализа
- выявить роль бессознательного согласно Фрейду
- определить процесс развития учения о психоанализе
Введение 2
1.З. Фрейд - основоположник психоанализа 4
2.Открытие бессознательного З. Фрейдом 10
3.Развитие психоанализа 15
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрейда в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного. Пытаясь постичь существо протекания" бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ [7, ст. 38].
«Сознательное», «бессознательное» и «предсознательное» в учении Фрейда образуют три системы, охватывающие все области психической жизни человека. Фрейд не ограничивается описанием того, каким образом происходит переход психических актов из одной системы в другую, а пытается раскрыть механизм функционирования выделенных им систем[1,ст.573- 575].
Фрейд считал, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания [ст.38].
В общем плане психика
человека представляется Фрейду расщепленной
на две противостоящие друг другу
сферы сознательного и
Бессознательное — 1) в широком
(«описательном», по 3. Фрейду) смысле —
те содержания психической жизни, о
наличии которых человек либо
не подозревает в данный момент,
либо не знает о них в течение
длительного времени, либо вообще никогда
не знал. Выделяются два вида так
называемого бессознательного: предсознательное
и собственно бессознательное; 2) в
более строгом («динамическом») смысле
бессознательным может быть названо
только то, осознание чего, в отличие
от предсознательного, требует значительных
усилий или же вообще невозможно. Бессознательное
в этом смысле может быть, по Фрейду,
как самое «низкое» (безудержные
сексуальные и агрессивные
В начале 1920-х Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной модели личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, ее строения и механизмов деятельности.
В структуре личности Фрейд выделял: Оно, Я, сверх-Я (Id, Эго, супер-Эго). Оно – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд, - заложено в конструкции – кроме всего прочего, следовательно, в инстинкты которые возникают в соматической организации, которые в Оно находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, но при этом питается энергией Оно. Посредством накапливания опыта Я избегает опасных раздражителей, главное ,осознавая мир, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно приобретает контроль над деятельностью Оно. Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Я: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Основная цель взаимодействия всех трех систем: Оно, Я, супер-Я – поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие. Принципиальная цель психоанализа состоит в том, как утверждает Фрейд, «чтобы усилить Я, сделать его более независимым от супер-Я, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Оно» [1,ст.577- 579].
Основная функция сознания, или Я, по Фрейду, сводится к тому, чтобы вести вечную упорную борьбу с бессознательным. В этой упорной и почти безнадежной борьбе сознания с инстинктами Фрейд видит источник тех неврозов, которыми в разной степени, по его мнению, страдают все люди [6,ст.4].
Фрейд считал, что в основе деятельности человека лежит бессознательное, инстинкты. Согласно Фрейду, инстинкты, и прежде всего сексуальное влечение, являются единственным основанием для появления различных моральных чувств и качеств[6,ст.4].
Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание бессознательного и извлечение пациентов через сознание, рационализацию и отреагирование неосознанных влечений, подавленных желаний, психических травм, конфликтов и пр. В значительной мере предложенная Фрейдом психотерапия опирается на явление психической самопомощи, поскольку психоанализ требует от больного, чтобы он был не только объектом врачевания, использующим в борьбе с болезнью максимально возможную для него активность. Основной задачей психоанализа как психотерапии Фрейд считал вскрытие бессознательных сексуальных влечений и связанных с ними психических конфликтов, создание для пациента возможности изжить их и таким образом вернуть сферы личности и психики к традиционному состоянию неустойчивого равновесия, а следовательно вернуть пациенту психическое здоровье [5, ст.573].
Выводы: Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.
Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный "пласт" не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.
«Сознательное», «бессознательное» и «предсознательное» в учении Фрейда образуют три системы, охватывающие все области психической жизни человека. Фрейд не ограничивается описанием того, каким образом происходит переход психических актов из одной системы в другую, а пытается раскрыть механизм функционирования выделенных им систем.
В структуре личности Фрейд выделял: Оно, Я, сверх-Я (Id, Эго, супер-Эго).
В ходе создания психоаналитической
теории Фрейд пришел к мысли, что
психоанализ является строго научной
дисциплиной и должен придерживаться
научного мировоззрения. Однако гипотезы
в нем часто высказывались
в таком обобщенном виде, что их
нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть.
Кроме того, если та или иная гипотеза
не подтверждалась клиническими данными,
то ее действие относили к столь
раннему периоду жизни
Отношение Фрейда к научной полемике как средству развития знаний, отрицание ее позитивной роли в этом развитии отражают бесчисленные конфликты внутри психоаналитического движения, критику его сторонниками друг друга, приведшую к распаду этого движения на множество школ и направлений[10,ст.215].
Наиболее резкими оказались разногласия Фрейда с его ближайшими приверженцами: австрийским психологом Альфредом Адлером (1870-1937), развившим свою концепцию индивидуальной психологии, главным объяснительным понятием которой являлось понятие о комплексе неполноценности как причине неврозов, и швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), основавшим так называемую аналитическую психологию [10,ст.215].
Наиболее талантливые последователей Фрейда – Альфред Адлером, Карл Юнгом, Карен Хорни, Э. Фром и другие.
В 60-е гг. ХХ в. П.Рикёр стал рассматривать психоанализ в качестве герменевтической дисциплины. По мнению философа, психоанализ не является наукой, изучающей поведение, поскольку в нем нет «фактов» в том смысле, как их трактуют экспериментальные науки, а есть не что иное, как интерпретация «истории». Изменения в поведении оцениваются в нем не как «наблюдаемые», а как «значащие» в истории желания. Поэтому его объектом являются исключительно действия смысла (симптомы, мании, сны, иллюзии) [9,ст.4].
В 70-е гг. ХХ в. были разработаны
основы психоаналитической герменевтики,
одного из психоаналитически
Альфред Лоренцер. В своей
книге «Археология
Говоря о специфическом диадическом знании в психоанализе, немецкие мыслители предлагают отличать описательное и классифицирующее знание от причинного. Описательное и классифицирующее знание дает ответ на вопрос о том, чем нечто является, а причинное (теоретическое) знание отвечает на вопрос, почему что-либо происходит, как соотносятся вещи, как данные факты зависят друг от друга и влияют друг на друга. Причинное знание служит обоснованием психоаналитических объяснений. Согласно немецким исследователям, всю область симптоматологии можно отнести к описательному и классифицирующему знанию, а клиническое знание этиологии и патогенеза психических болезней – к причинному знанию. Они также вводят понятие технического знания как знания о лечении и изменении. Техническое знание говорит нам о том, как мы можем действовать, а теоретическое знание дает нам постижение природы вещей[9,ст.6].
Кризис психоанализа, обусловленный позитивистским мировоззрением З.Фрейда, затронул самые различные сферы исследований в данной области. В частности, Эрих Фромм, создавший психоаналитическое учение о поведении, согласно которому социальный характер является результатом динамической адаптации человеческой природы к структуре общества, подверг резкой критике фрейдовский психоанализ за то, что он не учитывает социобиологическую природу человека, понимание которой требует критического анализа общества. Как результат, ортодоксальный фрейдизм, по мнению Фромма, не способен решить проблему взаимодействия индивида и общества.
Проблема соотношения—личности и
общества. взаимодействия психологических
и социальных факторов стала центральной
темой теоретических работ
В общем плане формирование концепций Фромма осуществлялось под влиянием идей как фрейдизма, так и различных философских школ. Переосмысливая идеи классического психоанализа, Фромм критикует Фрейда прежде всего за то, что он отделил психологию от философии и этики, оставив в стороне вопрос о смысле человеческого бытия, о моральных и этических нормах, которые должны стать организующим началом жизнедеятельности человека [7, ст. 218].