Зигмунд Фрейд и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:21, реферат

Описание работы

Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей. Целью работы является: -ознакомление с учениями З.Фрейда
Задачами своей работы я выбрала:
- исследование социальных взглядов З.Фрейда
- рассмотрение психоанализа

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….с.3
1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда …………………..с.4
2. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда…………………………………………………..с.5
3. Происхождение религии ………………………………………………………………………………………………………..с.6-7
4. Теория атеизма …………………………………………………………………………………………………………………..……..с.8.
5. Основной вклад в науку………………………………………………………………………………………………………….….с.9
5.1 Структурная модель психики …………………………………………………………………………………………….с.9-10
5.2 Психосексуальные фазы развития…………………………………………………………………………………………с.11
5.3 Эдипов комплекс…………………………………………………………………………………………………………………….с.12
5.4 Бессознательное……………………………………………………………………………………………………………………..с.13
6. Влияние и значение идей Фрейда……………………………………………….……………………………………..с.14-15
Заключение……………………………………………………………........................................................................с. 16
Список использованной литературы………………………….……………………………………………………………….с. 17.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

ФБГОУ ВПО Поволжский Государственный Технологический Институт

Кафедра социальных наук и технологий

 

 

 

 

                               

 

 

 

Реферат

На тему : «Зигмунд Фрейд и психоанализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Выполнила: студентка группы

 СВС-21

Лапочкина Анастасия

Александровна

Проверил: доцент кафедры

Социальных  наук и технологий

Охотина Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола, 2012г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….с.3

1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда …………………..с.4

2. Учение о бессознательном.  Эволюция взглядов З. Фрейда…………………………………………………..с.5

3. Происхождение религии ………………………………………………………………………………………………………..с.6-7

4. Теория атеизма …………………………………………………………………………………………………………………..……..с.8.

5. Основной вклад в науку………………………………………………………………………………………………………….….с.9

5.1 Структурная модель психики …………………………………………………………………………………………….с.9-10

5.2 Психосексуальные фазы развития…………………………………………………………………………………………с.11

5.3 Эдипов комплекс…………………………………………………………………………………………………………………….с.12

5.4 Бессознательное……………………………………………………………………………………………………………………..с.13

6. Влияние и значение идей Фрейда……………………………………………….……………………………………..с.14-15

Заключение……………………………………………………………........................................................................с. 16

Список использованной литературы………………………….……………………………………………………………….с. 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные  социологические теории и направления  испытали на себе сильное воздействие  его идей.

 

 Теория межличностного  общения Зигмунда Фрейда основана  на убеждении, что в процессе  взаимодействия людей воспроизводится  их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях  мы применяем понятия, усвоенные  в раннем детстве. Мы склонны  с уважением относиться к человеку, облеченному властью, например  к начальнику - нам он напоминает  кого-то из родителей. Фрейд  считал, что люди образуют социальные  группы и остаются в них  отчасти потому, что испытывают  чувство преданности и покорности  лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то  особым качеством лидеров, а  скорее тем, что мы отождествляем  их с могущественными, богоподобными  личностями, которых в детстве  олицетворяли наши отцы. В таких  ситуациях мы регрессируем или  возвращаемся к более ранней  стадии развития. Регрессия происходит  главным образом в ситуациях,  когда взаимодействие является  неформальным или неорганизованным.

 

 Последователи   З. Фрейда считают, что методологию  трехкомпонентной личности можно  использовать не только для  анализа межличностного  взаимодействия, но и для отношений: личность - социальный институт. Если рассматривать  личность как систему и выделять  шаблонные реакции, связанные  с влечением (Ид), сознанием (Эго), совестью (СуперЭго), то значение  любого объекта для индивида  можно истолковать в терминах  воздействия этого объекта на  один из компонентов личности. Эго актуализируется в экономической,  политической и иной деятельности, требующей разумной корреляции  цели  и ограничений реальности. СуперЭго  - проявляется в правовых, религиозных институтах. В художественном  творчестве доминантой является  Ид. Художественное творчество свободно  от обязательств, художник стремится  выйти из-под контроля, преступить  границы.

Методологию трехкомпонентной личности можно применить и для  изучения взаимодействия в контексте  конкретных событий. Выборы предполагают рациональное действие, значит, в них  доминирует Эго. В патриотических праздниках догматы закрепляются церемониями, демонстрацией единства и приверженности ценностям. Здесь действует  совесть (суперЭго).

 

Целью работы является:

-ознакомление с учениями  З.Фрейда

 

Задачами своей работы я выбрала:

- исследование социальных взглядов З.Фрейда

- рассмотрение психоанализа

 

Структура работы:

-ознакомление и изучение  работ З.Фрейда

-установления влияний и значений идей З.Фрейда

 

 

 

 

 

1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда

 

Начальный этап научной  деятельности Фрейда совпал с расцветом  в неврологии физико-химического  направления исследователей. До тех  пор пока Фрейд занимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и  органической невропатологией, методологические принципы физико-химического подхода  вполне себя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о  себе знать. "Медики, - вспоминает Фрейд  в последствии, - были воспитаны в  духе исключительно высокой оценке анатомических, физических  и химических методом. К оценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они  отнеслись к нему безразлично  или отрицательно. Мало чем могла  помочь Фрейду и психология, которая  делала свои первые шаги.

 

Фрейд искал таинственную причину певрозов почти полтора  десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии в Венском университете, Фрейд  получил возможность поехал на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику "Сальпетриер", которую возглавлял крупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что  причины функциональных   психических  расстройств следует искать не в  анатомии, а в психологии, глубоко  запала в сознание Фрейда.

 

Натолкнувшись на книгу  доктора Ипполита Бернгейна "Внушение и его применении в качестве терапии", он попытался применить гипноз в  целях лечения больных. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у  больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с  пациенткой, которой в состоянии  гипнотического сна было приказано  по пробуждению открыть зонтик, что  она и сделала. На вопрос, зачем  она открыла зонтик, пациентка  смущенно ответила, что хотела удостовериться ее ли зонтик.

 

  Однако вскоре  он убедился, что лечение гипнозом  дает нестойкий результат и  затрудняет понимание природы  нервно-психологических заболеваний.  Поэтому под гипнозом необходимо  заставить больного вспомнить,  заново пережить и тем самым  разрядить подавленный психический  импульс, вызвавший болезнь. Обобщив  накопленный материал, Фрейд пришел  к выводу, что организм располагает  постоянным количеством энергии  психической энергии. Если эта  энергия своевременно и беспрепятственно  не реализуется, если она задерживается  или подавляется, то возникает  эквивалентный по силе патологический  импульс. Смысл предложенного  состоял в том, чтобы "разрядить"  патогенный заряд психической  энергии. Эта работа подводила  итого многолетним изысканиям  Фрейда.

 

       

2. Учение о бессознательном.  Эволюция взглядов З. Фрейда

 

Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого  человека существуют две качественно  разнородные сферы: сознание и бессознательное. К первой относятся все психические  акты, "присущие в нашем сознании и воспринимаемые нами", ко второй - все, что не дано непосредственно  в самосознании. Сознание представляет собой поверхностный слой душевного  аппарата, лежащего на границе внутреннего  и внешнего мира. Здесь происходит переработка как внешних, так  и внутренних импульсов. Сознание, писал  Фрейд, локализуется в мозговой коре.

 

Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как  основы психологической динамики, Фрейд  довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самым  невольно показал абсурдность любых  попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей  схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.

 

Фрейд обратил внимание на частые совпадения болезненных воспоминаний пациентов с их детским сексуальным  опытом. Эти факты навели Фрейда на мысль, что источником психических  заболеваний является сексуальная  травма, что истерия, например, связанна с имевшим место в детстве  пассивным совращением ребенка  кем-нибудь из взрослых, а невроз навязчивости - с активным соучастием самого пациента в акте совращения.

 

Сексуальные влечения в  то время представляли собой не просто слабоизученную проблему, но и область, окруженную огромным количеством предрассудком  и социальным табу, заставивших многих видных   ученых сознательно обходит  ее стороной.

 

Систематически наблюдая в своей практической деятельности различные отклонения в сексуальной  сфере, Фрейд переоценил ее значение  в жизни нормального человека. Вынеся проблемы пола за пределы социальных и исторических рамок, Фрейд неизбежно  биологизировал их, что и нашло  отражение в отнесении сексуальных  влечений к разряду изначальных  и чуть ли не единственных детерминант  человеческого поведения.

 

Он многие годы работал  в одиночестве. Но уже в 1902-1903 гг. вокруг него начал складываться кружок учеников и единомышленников и 1907 г. в Цюрихе создается Общество Фрейда.

 

3. Происхождение религии

 

Размывание границ между  индивидуальным и общественным, психологическим  и социальным, нормой и патологией, здоровью и болезнью, послужило методологической предпосылкой для широкой серии  историко-психологических параллелей, легших в основу психоаналитической концепции происхождении религии.

 

В работе “Тотем и табу”  Фрейд считал, по собственному определению, попытался “разработать с помощью  психоанализа проблему народов которая  вела непосредственно к происхождению  важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кровосмесительства и веления совести”.

 

Фрейд был хорошо знаком с современной ему историко-религиоведческой и энтографической  литературой  по проблеме тотемизма. Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точки зрения, все  они были слишком рациональными. Психологические теории связывали  возникновение тотемизма с верой  в духов, со страхом перед демонами, т.е. по существу, отожествляли тотемизм  с анимизмом.

 

Критикуя подобный подход к проблеме тотемизма,  Фрейд проявил  известную проницаемость. Согласно Фрейду, все существующие теории не раскрыли глубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этот пробел, он берет на себя смелую попытку осветить при помощи психоаналитического  метода то, что оставалось темным и  сомнительным в психологии народов.

 

В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной психологии. “В душевной жизни народов, - пишет он, - должны быть открыты... подобные процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивидуума”. В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. И  это утверждение не было для основателя психоанализа простой метафорой. Каждый человек, по мнению Фрейда, от рождения несет в себе груз архаического наследия человечества, который “включает  не только предрасположения, но и идейное  содержание, следы воспоминаний, опыта  прежних поколений”.

 

Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое  наследие прошлого не остается бездейственным. Оно постоянно дает о себе знать, проявляясь во множестве замаскированных  форм. Наиболее явственно это архаическое  прошлое обнаруживается себя в моменты, когда контроль со стороны сознания ослабевает. Таким состоянием, присущий всем людям, является сон. Поэтому первым местопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считал именно сновидения. Фрейд рассматривает  сон как пример регрессии, возвращения  к прошлому, как форму возрождения  древних инстинктивных импульсов, как реставрацию “первобытного  нарциссизма”.

 

Другим   местонахождением  прошлого  Фрейд   считал  детство.  Аналогия  между зарей цивилизации  и детством человека, между дикарем  и ребенком, приобрела широкую  популярность в начале ХХ  веке среди  представителей общественных наук, механически  переносивших диалектику эволюции биологических  видов в область социального  развития. Суть ее состояла в том, что  ребенок в процессе роста вкратце  повторяет  путь духовного развития человечества, последовательно двигаясь от дологических религиозно-магических форм мировосприятия к современному научному мышлению. В период детства  человек, по мнению Фрейда, должен проделать  огромный путь от каменного века до участия в современной цивилизации.

Информация о работе Зигмунд Фрейд и психоанализ