Фрейд - основоположник психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в раскрытии сущности психоанализа, определения основных принципов и концепций фрейдовского учения.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- осветить тему психоанализа
- выявить роль бессознательного согласно Фрейду
- определить процесс развития учения о психоанализе

Содержание

Введение 2
1.З. Фрейд - основоположник психоанализа 4
2.Открытие бессознательного З. Фрейдом 10
3.Развитие психоанализа 15
Заключение 23
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 54.41 Кб (Скачать)

Цель «гуманистического» психоанализа— способствовать саморазвертыванию внутренних потенций человека в направлении жизненности и продуктивности, что предполагает усвоение ценностей гуманистической этики, познание своей собственной внутренней природы и овладение «искусством жизни». Достигнуть данной цели, по Фромму, можно, только сосредоточив внимание на проблемах сущности и существования человека, на рассмотрении философско-этических и социально-экономических аспектов жизни личности. А это значит, что «психология не может быть отделена ни от философии и этики, ни от социологии и экономики» [7, ст. 219].

Разрабатывая свое учение, Фромм стремился найти пути разрешения дихотомий человеческого существования, определить способы ликвидации различных  форм отчуждения человека, наметить пути оздоровления буржуазной цивилизации, показать перспективу свободного и  творческого развития индивида. Устранение «исторических противоречий», зависящих  от определенных социальных условий  жизни людей, соотносится им с  построением «гуманистического  общества», основанного на принципах  гуманистической этики, новых ценностях  и всеобщей любви. Что касается «экзистенциальных  дихотомий», коренящихся в самом  факте человеческого существования, то Фромм полагает, что они могут  получить лишь частичное разрешение путем раскрепощения внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. В обоих случаях  реализацию человеком своей сущности, восстановление гармонии между индивидом  и природой предлагается осуществить  на основе использования «гуманистического» психоанализа, якобы способствующего  пробуждению критических элементов  в сознании личности, то есть не прибегая к революционному преобразованию существующих общественных отношений [7, ст. 228].

Карен Хорни выделяет характерное для современной западной культуры противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью – с другой. Соперничество вместе с сопутствующей ему потенциальной враждебностью к другим людям, по мнению Хорни, в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Вместе с тем огромная скученность населения в больших городах, которая усиливает агрессивность людей, а также быстрое изменение культурной среды, когда общества меняются в течение жизни одного поколения, приводит к утрате традиций, порождая у человека ощущение этического вакуума – всё более распространенное ощущение отсутствия смысла[9, ст. 13].

В сферу критики Хорни  попадают если не все, то по крайней  мере многие посылки и исходные теоретические  положения Фрейда: она критически относится к сексуальной детерминации человеческого поведения и сексуальной  этиологии неврозов, биологической  обусловленности внутрипсихических  явлений и наследственной предопределенности влечений человека, фрейдовским представлениям о мужском превосходстве и  женской неполноценности, структурным  уровням личности и механизмам функционирования внутрипсихических процессов, фрейдовскому «эдипову комплексу» и предопределяющей роли детских переживаний в жизнедеятельности  взрослого человека. Однако, подобно  Юнгу, Адлеру и Рейху, ее критический  подход к психоаналитическому учению сопровождается не устранением психоаналитического  метода исследования личности и культуры, а лишь неприятием- тех фрейдовских  постулатов, которые свидетельствовали  об излишней биологизации и инстинктивной  обусловленности внутрипсихических  процессов[7, ст. 217].

Цель подобного критического подхода к догмам классического  психоанализа, как правило, одна и  та же: путем отрицания сомнительных теоретических постулатов и введения других дать более солидное обоснование  психоаналитическим теориям, чтобы  тем самым способствовать их распространению. Хорни в этом отношении не составляет исключения. Ее критика фрейдовских концепций нацелена прежде всего на создание предпосылок для успешного развития психоанализа именно в том направлении, которое представляется ей наиболее перспективным. А именно, в направлении культурной и социологической ориентации. В этом русле Хорни осуществляет разработку и обоснование и собственных взглядов на природу внутриличностных конфликтов, возникновение неврозов, взаимосвязей между человеком и культурой. Особое внимание она уделяет проблемам психопатологии, исследуя их под углом зрения решения не узкомедицинских, а культурно-философских задач (философское осмысление человеческого бытия, драматического существования индивида в современной культуре, отчуждения личности от внутренних потенций и внешнего социального мира) [7, ст. 218].

Обращаясь к исследованию конфликтности и расщепленности психики человека, Хорни с самого начала выдвигает тезис, согласно которому конфликтные ситуации внутренне  присущи не только невротику, но и  любому человеку. Она считает, что  внут-риличностные конфликты сами по себе не свидетельствуют о патологическом отклонении личности, ибо они являются «интегральной частью человеческой жизни» [7, ст. 218].

Однако Фрейда сделал множество фундаментальных и важных открытий. К таковым Карен Хорни , например, относила: 1) гипотезу Фрейда о строгой детерминированности психических процессов, которая позволила заняться рассмотрением психических проявлений, ранее считавшихся случайными, бессмысленными и загадочными: сновидениями, ошибками в повседневной жизни, фантазиями. Без учения о детерминированности психических процессов, по мнению Хорни, у нас не было бы надежды понять ни одну из реакций пациента. 2) Учение Фрейда о бессознательной мотивации, то есть его представление о том, что действия и чувства могут определяться бессознательными мотивами и что побуждающие нас мотивы представляют собой эмоциональные силы, причем бессознательные мотивы остаются таковыми потому, что мы не хотим их осознавать, так как на карту поставлен наш интерес. Поэтому для вывода их на поверхность сознания необходимо будет выдержать борьбу. Именно об этом говорит фрейдовская концепция «сопротивления», имеющая первостепенную ценность для терапии. 3) Динамическую концепцию личности Фрейда и его представление о том, что для понимания любой личностной структуры мы должны прийти к осознанию эмоциональных побуждений конфликтного характера [9 ст. 16].

 

Выводы: Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Главное открытие Фромма связано  с признанием социальной обусловленности  теории и терапии психоанализа. По Фромму, характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность.

Также одним из последователей З. Фрейда была К.ХОРНИ Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.  

Заключение 

Психоанализ – психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии.

 Психоанализ  исследуется  не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в  рамках которой происходят наиболее  существенные и значимые процессы  и изменения, оказывающие воздействие  на организацию всего человеческого  бытия. 

Фундаментальный предмет  изучения психоанализа — скрытые  бессознательные мотивы, ведущие  к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

Метод и методики лечения  психических расстройств осуществляются на основе анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки.

Изучение бессознательных  компонентов психики и перевод  их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью  анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через  метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с  травмирующим событием или чувством.

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный "пласт" не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

«Сознательное», «бессознательное»  и «предсознательное» в учении Фрейда образуют три системы, охватывающие все области психической жизни  человека. Фрейд не ограничивается описанием того, каким образом  происходит переход психических  актов из одной системы в другую, а пытается раскрыть механизм функционирования выделенных им систем.

В структуре личности Фрейд  выделял: Оно, Я, сверх-Я (Id, Эго, супер-Эго).

Психоанализ З.Фрейда неоднократно подвергался критике.

Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Главное открытие Фромма связано  с признанием социальной обусловленности  теории и терапии психоанализа. По Фромму, характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность.

Также одним из последователей З. Фрейда была К.Хорни Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.

Тема психоанализа не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.

 

Список использованных источников

  1. З.  Фрейд, Психоаналитические этюды : [сборник: перевод с немецкого] / Зигмунд Фрейд; [составление и текстологическая обработка Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; послесловие В. Т. Кондрашенко]. - Минск : Беларусь, 1991. – 604 с.
  2. Э. Фром, Психоанализ и этика : Сборник / Авт.вступ.ст.П.С.Гуревич. - М. : Республика, 1993. - 415 с.
  3. Психоанализ : Попул. энцикл. / Сост. и науч. ред. П.С.Гуревича. - М. : Олимп. - Назрань : АСТ, 1998. - 589 с.
  4. Алейникова, Т.В. Психоанализ : Учеб. пособие для вузов по направлению и по специальности "Психология" /. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 346 с.
  5. Психоанализ : новейшая энциклопедия / [составление и общая редакция.: В. И. Овчаренко, А. А. Грицанов]. - Минск : Книжный Дом, 2010. - 1119 с.
  6. Шварцман, К. А. «Психоанализ» и вопросы морали . - М. : Знание, 1963. - 32 с.
  7. Лейбин, В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма / В. М. Лейбин. - М. : Политиздат, 1977. - 246 с.
  8. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — 624 с.
  9. Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: грани развития /В.В. Старовойтов ; Рос.акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2008. – 127 с.
  10. З. Фрейд, Введение в психоанализ: Лекции/ Пер. с нем. Г.В.Барышниковой; Под ред. Е.Е.Соколовой, Т.В.Родионовой. - СПб. : Азбука : Кн. клуб "Терра", 1997. - 478 с.

 


Информация о работе Фрейд - основоположник психоанализа