Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:51, реферат
Зигмунд Фрейд - великий австрийский психолог, психиатр и невролог. Он выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая важность этих вопросов контрастировали с сухостью «университетской» психологии. Его труды во многом повлияли на дальнейшее развитие современной психологии.
Введение. 2
1 глава. История и понятие психоанализа. 3
2 глава. Теория психоанализа. 7
Заключение. 16
Список литературы. 17
Содержание:
Введение.
1 глава. История и понятие психоанализа.
2 глава. Теория психоанализа.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Зигмунд Фрейд - великий австрийский психолог, психиатр и невролог. Он выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая важность этих вопросов контрастировали с сухостью «университетской» психологии. Его труды во многом повлияли на дальнейшее развитие современной психологии. Одним из этих трудов является психоанализ. Это метод, разработанный им для диагностики и лечения неврозов, постепенно ставший общей теорией психологии.
Глава 1. История и понятие психоанализа.
Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом в опубликованной им в Неврологическом
Журнале статье об этиологии неврозов.
Позднее он выпускает свою первую самостоятельную
работу «Толкование сновидений», которая
посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений.
Проводя исследования с использованием
метода свободных ассоциаций, он пришёл
к выводу, что источником неврозов большинства
анализантов являются подавленные сексуальные
желания (либидо). При нарушениях развития либидо
(например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено
и проявляется в виде симптомов психического
заболевания. Также неудовлетворенное
влечение может быть перенаправлено на
несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией
проявления подавленных сексуальных желаний
могут быть найдены не только в сновидениях
и неврозах, но также в литературе и искусстве
(а также в иных порождениях человеческого
сознания).
В ранних работах Фрейда в качестве источника
неврозов рассматривается конфликт бессознательного (
Большая часть современных психоаналитиков
признает подавленную сексуальность источником
всех психических расстройств. Введенное
Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и
«экономическое» рассмотрение психических
процессов как взаимодействия обособленных
инстанций лежит в основе большинства
школ современного психоанализа, психотерапии
и теорий личности. Идея о том, что произведения
искусства могут рассматриваться как
результат невротических переживаний
их создателя и проявление глубинного
бессознательного, оказала огромное влияние
на культуру XX века.
Теории Фрейда и используемые им способы
лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом
горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются
и анализируются в литературных и философских
работах в дополнение к продолжающимся
дискуссиям в научных и медицинских трудах.
Его часто и закономерно называют «отцом
психоанализа».
Под психоанализом понимают лечение
разговором или метод свободных ассоциаций.
"Этот материал из мыслей, которые
больной не ценит и отбрасывает от себя,
представляет для аналитика руду, из которой
он с помощью простого искусства толкований
может извлечь драгоценный металл", —
говорил З.Фрейд, основатель классического
психоанализа, одного из направлений психотерапии.
Психоанализ — это метод, который помогает
человеку понять самого себя.
Уникальность, необычность психоанализа
связана с тем, что он возник на границе
между практической медициной, наукой
и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется
и его научная революционность, необычный
интерес к нему широкой общественности,
а также шквал разоблачений, упреков, обвинений
в безнравственности и шарлатанстве, которые
со всех сторон посыпались на психоаналитиков.
Психоанализ открыл новую эпоху в истории
самопознания человека.
Необходимо различать два проблемно-теоретических
слоя в психоанализе. Первый связан с медициной,
практическим лечением неврозов, методами:
свободных ассоциаций, толкований сновидений,
группового тренинга и др. Цель практического
психоанализа – это коррекция психики,
переработка индивидуальных болезненных
комплексов. В процессе клинического психоанализа
добывается огромное количество конкретных
знаний о больной и здоровой психике. Их
нелегко обобщить и привести в систему,
поскольку они возникают на основе неповторимого
взаимодействия между врачом и пациентом
как между уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает
с общей теорией личности. Она складывается
у психоаналитиков на основе их практического
опыта, теоретических размышлений и дискуссий
с коллегами-психиатрами. Этот второй
слой представляет собой теорию, которая
взаимодействует с другими теориями в
психологии, таким, как рефлексология,
гештальт-терапия, когнитивная психология.
Судьба психоанализа необычна и вместе
с тем характерна. Встреченный насмешками
и возмущением академических кругов, он
со временем завоевал популярность, сравнимую
разве что с популярностью марксизма и
мировых религий. Будучи задуман своим
творцом как метод лечения неврозов и
теория душевной жизни, психоанализ превратился
со временем в философию человека и культуры,
оказался в центре политической полемики.
Достаточно сказать, что в нацистской
Германии книги Фрейда были сожжены, а
в СССР – запрятаны в спецхран.
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел
всемирную известность. Ряд работ Фрейда
и его учеников был издан в 20-30 годы на
русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым
«психоаналитической библиотечке».
В течение нескольких десятилетий
(с середины 20-х до начала шестидесятых
годов) психоанализ находился под запретом.
И только с середины 80-х годов стали широко
издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера
и др. крупнейших психоаналитиков.
В центре внимания учения З.Фрейда
стоят движущие силы душевной жизни, мотивы,
влечения, смыслы.
З.Фрейд рассматривал психику в
«После этой первой констатации наш психиатрический интерес возрастает как будто еще больше. Если с бредовой идеей нельзя покончить ссылкой на реальность, то, пожалуй, она и не имеет корней в реальности. Откуда же она тогда происходит? Бредовые идеи бывают самого разнообразного содержания, почему в нашем случае содержанием бреда является именно ревность? У кого образуются бредовые идеи и, в частности, бредовые идеи ревности? Тут нам бы хотелось послушать психиатра, но здесь-то он нас и подведет. Он вообще остановится только на одном-единственном из наших вопросов. Он будет изучать историю семьи этой женщины и, может быть, ответит нам: бредовые идеи бывают у таких лиц, в семье которых неоднократно встречались подобные или другие психические нарушения. Другими словами, если у этой женщины развилась бредовая идея, то у нее было к этому наследственное предрасположение.»1
1- З. Фрейд
Введение в психоанализ часть третья
общая теория неврозов (1917 [1916-17] г.)
психоанализ и психиатрия
Но есть другой метод
мышления, психоаналитический, основанный
на свободных ассоциациях, который открывает глубокий слой неосознаваемой
жизни. Психоанализ использует символы
и метафоры. А как ещё можно описать психику
человека? Её нельзя ни увидеть, ни потрогать.
Бессознательное проявляется
в сновидениях, оговорках, описках, ошибках
памяти, неврозах. Осознание этого в процессе
психоаналитической терапии ведет к устранению
болезненных симптомов. С точки зрения
психоанализа в психической жизни нет
чего-то случайного или незначительного.
В прошлом
веке мнение о человеке, как о существе
разумном и сознающим свое поведение, было
господствующим. Фрейд же не выделял сознанию
"Мы приносим пользу тем, — что замещаем
подсознание сознанием и переводим подсознательное
на язык сознательного", — говорил
Фрейд.
Психоаналитическое исследование в состоянии
выявить конкретные причины заболеваний
и устранить их негативное воздействие,
а пациент приобретает возможность самостоятельно
делать открытия в своем бессознательном
и отвечать на вопросы: "Что со мной происходит?",
"Почему это происходит?", "Что
делать?"
Глава 2. Теория психоанализа.
Психоанализ – первая современная
система психологии, предметом которой
является не какой-то отдельно взятый
аспект проблемы человека, а человека
как целостная личность.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал
его метод - психоанализ, для объяснения
работы которого и были собственно созданы
остальные части его теории. В своей психотерапии
Фрейд исходил из того, что врач занимает
в глазах пациента место родителя, доминирующее
положение которого пациент признает
безусловно. При этом устанавливается
канал, по которому происходит беспрепятственный
обмен энергией между терапевтом и пациентом,
то есть появляется трансфер. Благодаря
этому терапевт не только проникает в
бессознательное своего пациента, но и
внушает ему определенные положения, прежде
всего свое понимание, свой анализ причин
его невротического состояния. Этот анализ
происходит на основе символической интерпретации
ассоциаций, снов и ошибок пациента, то
есть следов его вытесненного влечения.
Врач не просто делится с пациентом своими
наблюдениями, но и внушает ему свое толкование,
которое пациент некритично понимает.
Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает
катарсис: принимая позицию врача, пациент
как бы осознает свое бессознательное
и освобождается от него.
Фрейд полагал, что душевная жизнь - это
«последовательный непрерывный процесс».
Закон сохранения энергии применим к ней
так же, как и ко всем другим процессам.
Каждая мысль, чувство или действие имеют
свою причину, вызываются сознательным
или бессознательным намерением в определяются
предшествующим событием. Некоторые проявления
душевной жизни «кажутся» возникшими
беспричинно, спонтанно. Этого быть не
может. В этих случаях Фрейд начинает искать
и находить скрытые связи, которые соединяют
одно сознательное проявление душевной
жизни с другим.
В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня:
сознание, предсознание и подсознание
(бессознательное). Все психические процессы
связаны между собой по горизонтали и
по вертикали. Если мысль или чувство кажутся
не связанными с предшествующими мыслью
и чувством, то эти связи нужно искать
в бессознательном.
«Определенные нарушения наших психических
функций или неправильности в действиях,
которые кажутся нам немотивированными,
- писал Фрейд, - оказываются вполне мотивированными,
если их подвергнуть психоаналитическому
исследованию». Бессознательное и предсознательное
отделены от сознательного особой психической
инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет
две функции:
1) вытесняет в область бессознательного
неприемлемые и осуждаемые личностью
собственные чувства, мысли и понятия;
2) оказывает сопротивление активному
бессознательному, стремящемуся проявиться
в сознании.
К бессознательному относятся многие
инстинкты, вообще недоступные сознанию,
а также мысли и чувства подвергнутые
«цензуре».
Эти мысли и чувства не утеряны, но
не допускаются к воспоминанию, а поэтому
проявляются в сознании не прямо, а опосредованно,
окольными путями - в обмолвках, описках,
ошибках памяти, сновидениях, «несчастных»
случаях, неврозах. Происходит также сублимация
бессознательного - замещение запретных
влечений социально приемлемыми действия
ми. Бессознательное обладает большой
жизнеспособностью и не подвластно времени.
Мысли и желания, вытесненные в свое время
в бессознательное и вновь допущенные
в сознание даже через несколько десятилетий,
не теряют своего эмоционального заряда
и действуют на сознание с прежней силой.
То, что мы привыкли называть сознанием,
представляет собой, образно говоря, айсберг,
большую часть которого занимает бессознательное.
В этой нижней части айсберга и находятся
основные запасы психической энергии,
побуждения и инстинкты.
Предсознание - та часть бессознательного,
которая может стать сознанием. Оно расположено
между бессознательным и сознанием. Предсознание
подобно большому складу памяти, в котором
сознание нуждается при выполнении своей
повседневной работы.
Инстинкты - это силы, побуждающие
человека к действию. Физические аспекты
инстинкта Фрейд называл потребностями,
психические - желаниями.
Инстинкт содержит четыре компонента:
источник (потребности, желания), цель,
импульс и объект. Цель инстинкта состоит
в уменьшении потребности и желания до
такой степени, что дальнейшее действие,
направленное на их удовлетворение, перестает
быть необходимым. Иными словами, цель
заключается в том, чтобы дать организму
то, в чем он испытывает потребность или
что он в данный момент желает. Импульс
инстинкта - это те энергия, силы или напряжение,
которые используются для удовлетворения
инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы
или действия, которые удовлетворяют первоначальную
цель.
Рассмотрим, к примеру, как проявляются
эти компоненты у человека, испытывающего
жажду. Тело обезвоживается и начинает
нуждаться в жидкости (источник инстинкта
- потребность в жидкости, жажда). По мере
нарастания жажды нарастают напряжение,
энергия (импульс), направленные на ее
удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы
уменьшить это напряжение, ликвидировать
жажду. «Объект» - это не только жидкость,
но и все действия, которые направлены
на поиски или приготовление влаги, и,
наконец, сам акт выпивания жидкости.
Человек, испытывающий потребность, будет
продолжать поисковую деятельность до
тех пор, пока не удовлетворит эту потребность
и связанное с ней напряжение. Напряжение
сменяется релаксацией, релаксация - напряжением...
И так до бесконечности. Идеальным считается
состояние покоя, равновесия, соответствующее
внутриутробной жизни.
Если человек с жадностью поедает пищу,
значит, он голоден, если кричит, значит,
у него что-то болит или он чего-то хочет...
Поэтому, рассматривая поведение, сон
или любой другой психический процесс,
нужно искать лежащие за ними побуждения
и желания.
Работа психоаналитика включает в себя
поиск причин мыслей, чувств и поведения,
чтобы потребность (инстинкт), неправильно
или недостаточно удовлетворяемая определенной
мыслью или поведением, могла найти лучшую,
более оптимальную форму удовлетворения.
Иногда некоторые мысли или формы поведения
не только не уменьшают напряжение, а,
наоборот, усиливают его. Это означает
одно из двух: либо прямое выражение потребности
блокировано, либо эти конкретные мысли
и формы поведения не удовлетворяют ее.
Хотя существует большое разнообразие
инстинктов, Фрейд попытался свести их
к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие
жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие
жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный
антагонизм существует всегда, но, может
быть, не видим в психической жизни, потому
что большинство наших мыслей и действий
связаны не с одним из этих инстинктов,
а являются результатом их взаимодействия
и взаимовлияния. Инстинкты - это «каналы,
по которым протекает энергия», и эта энергия
подчиняется своим собственным законам.
По мнению Фрейда, «каждый из этих двух
обобщенных инстинктов (сексуальный и
деструктивный) имеет и свой источник
энергии». Либидо (в пер. с лат. - желание)
- энергия, присущая инстинктам жизни;
деструктивным инстинктам присуща агрессивная
энергия. Эта энергия имеет свои количественные
и Динамические критерии. Катексис - это
процесс помещения либидозной (или противоположной
ей) энергии в различные сферы психической
жизни, в идею или в действие. Катектированное
либидо перестает быть подвижным и уже
не может перемещаться к новым объектам:
оно укореняется в той области психической
сферы, которая удерживает его.
Если представить себе либидо как определенную
сумму денег, то катексис - процесс покупки,
вкладывание денег в ценности. Чем больше
вложено денег в одни ценности, тем меньше
их останется для других.Психоаналитик
всегда пытается понять непропорциональность
катектирования либидо и старается перераспределить
его. Стремление высвободить связанные
энергии мы находим также у Роджерса и
Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из
этих теорий строит свои заключения на
наличии и поиске источников психической
энергии, но все они согласуются с фрейдовским
представлением о том, что обнаружение
и канализация психической энергии - одна
из основных проблем в понимании личности.
В самом начале жизни половое
влечение неотделимо от инстинкта самосохранения,
но в отличие от последнего обладает
способностью к вытеснению и сложной
трансформации.
Основная потребность ребенка после рождения
- это потребность в питании. Поэтому большая
часть энергии (либидо) катектирована
в области рта. Во время кормления ребенка
утешают лаской, покачиванием, уговорами.
Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить
напряжение, так как ассоциируются ребенком
с процессом кормления. Младенец испытывает
явное удовольствие при сосании не только
груди, но и других предметов, имитирующих
грудь (соска, пальцы, игрушка). Таким образом,
рот - первая область организма, которой
ребенок может управлять и раздражение
которой приносит максимум удовольствия.
По Фрейду, это оральная стадия сексуального
развития.
По мере взросления «зоны удовольствия»
распространяются на новые области тела,
однако определенная часть анергии остается
постоянно «привязанной» к оральной зоне.
У взрослых остается много оральных привычек
и постоянный интерес к поддержанию оральных
удовольствий: еда, сосание, жевание, курение,
облизывание губ и т. п. Некоторые оральные
привычки, такие, как грызение ногтей,
курение, кусание, расцениваются как проявление
неполной психической зрелости, как фиксация
на оральной стадии развития. Термином
«фиксация» Фрейд обозначал задержку,
застревание на одной из стадий сексуального
развития. В таких случаях человек иногда
предпочитает удовлетворить свои потребности
более приятными «детскими» способами,
а не адекватными нормальному развитию.В
возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание
сосредоточивает на акте уринации и дефекации
- это анальная стадия. «Проблема туалета,
- пишет Фрейд, - разжигает естественный
интерес к открытию себя. Увеличение психологического
контроля связано с пониманием, что такой
контроль может быть новым источником
удовольствия». Ребенок поначалу не понимает,
что его моча и кал не представляют никакой
ценности; почему его хвалят за то, что
он «это «делал», и ругают, если он это
сделал на иол или взял кусочек кала в
руки? Поощрения и похвалы постоянно сменяются
запретами и табу...
Фиксация на анальной стадии развития
ведет к формированию таких черт характера,
как чрезмерная аккуратность, бережливость,
упрямство. Фрейд в таких случаях говорит
об «анальном характере».
Далее следует фаллическая стадия сексуального
развития. По меньшей мере с 3 лет ребенок
впервые обращает внимание на наличие
или отсутствие у него пениса. Фрейд считает,
что желание девочки иметь пенис и понимание
того, что его нет, - критический период
в развитии женщины. В этот период детства
сексуальность достигает вершины и нередко
связана с непосредственным раздражением
гениталий. Основным объектом либидо становится
родитель противоположного пола. Мальчик
влюбляется в мать, одновременно ревнует
и любит отца (Эдипов комплекс); девочка
- наоборот (комплекс Электры). Выходом
из конфликта является отождествление
себя с конкурирующим родителем. Так формируется
основа морали - супер-Эго и возможность
активного подавления сексуальных влечений.
К 5 годам сексуальная напряженность у
ребенка ослабевает, и он переключается
на учебу, спорт, различного рода увлечения.
С этого времени наступает так называемый
латентный период (6-12 лет).
В подростковом и юношеском возрасте сексуальность
оживает с новой силой. Сначала она проявляется
в эротических сновидениях, поллюциях,
преходящем онанизме, а затем либидозная
энергия полностью переключается на полового
партнера. Наступает стадия половой зрелости
- генитальная стадия.
При нормальном развитии личности сексуальные
представления, связанные с прегенитальным
периодом, полностью вытесняются в сферу
бессознательного, а соответствующие
им представления сублимируются. Однако
нередки случаи, при которых вытеснение
инфантильных сексуальных представлений
совершается неполностью, и тогда «ущемленный
комплекс» проявляется в виде ошибочных
действий, оговорок, в сновидениях, а в
более тяжелых случаях - в форме невротических
расстройств.
В структуре личности Фрейд выделяет Ид.
Эго и супер-Эго (Оно» Я, сверх-Я).
Ид - это первоначальная, основная, центральная
и вместе с тем наиболее архаичная часть
личности. Ид, считает Фрейд, «содержит
все уникальное, все, что есть при рождении,
что заложено в конструкции - кроме всего
прочего, следовательно, те инстинкты,
которые возникают в соматической организации
и которые в Ид находят первое психическое
выражение в форме, нам неизвестной. Ид
служит источником энергии для всей личности
и вместе с тем целиком бессознательно.
Мысли или чувства, вытесненные из сознания
в бессознательное Ид, по-прежнему способны
влиять на психическую жизнь человека,
причем со временем сила этого-влияния
не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым
и глухим диктатором с неограниченною
властью, но властвовать он может только
через посредников».
Эго развивается из Ид, но в отличие от
последнего находится в постоянном контакте
с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора
дерево, но при этом питается энергией
Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно
в Эго. Посредством накапливания опыта
(в памяти) Эго избегает опасных раздражителей,
адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством
активной деятельности способно перестраивать
его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно
обретает контроль над требованиями Ид,
решая, будет ли инстинктивная потребность
реализована сиюминутно, или ее удовлетворение
будет отложено до более благоприятных
обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует
на потребности, Эго - на возможности. Эго
находится под постоянным воздействием
внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов.
Нарастание этих импульсов сопровождается
напряжением, чувством «неудовольствия»,
уменьшение - релаксацией, чувством «удовольствия».
Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию
и старается избежать неудовольствия.
Супер-Эго развивается из Эго и является
судьей и цензором его деятельности и
мыслей. Это хранилище выработанных обществом
моральных установок и норм поведения.
Фрейд указывает на три функции супер-Эго:
совесть, самонаблюдение, формирование
идеалов.
В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает,
запрещает или разрешает сознательную
деятельность. Самонаблюдение возникает
из способности супер-Эго (независимо
от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную
на удовлетворение потребности. Формирование
идеалов связано с развитием самого супер-Эго.
Иногда неправильно отождествляют супер-Эго
с поведением одного из родителей. «Супер-Эго
ребенка, - подчеркивает Фрейд,- в действительности
конструируется не по модели его родителей,
а по модели супер-Эго его родителей».
Основная цель взаимодействия всех
трех систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать
или (при нарушении) восстанавливать оптимальный
уровень динамического развития душевной
жизни, увеличивая удовольствие и сводя
до минимума неудовольствие.
От напряжения, испытываемого ноя воздействием
различных сил (внутренних, внешних), Эго
оберегает себя с помощью таких защитных
механизмов, как вытеснение, отрицание,
рационализация, реактивные образования,
проекция, изоляция, регрессия и сублимация.
Вытеснение - удаление из сознания
чувств, мыслей и намерений к действию,
потенциально вызывающих напряженность.
Однако вытесненные в бессознательное,
эти «комплексы» продолжают действовать
на душевную жизнь и поведение человека
и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому
для удерживания их в бессознательном
требуется постоянный расход энергии.
Отрицание - это попытка не принимать
за реальность события, нежелательные
для Эго. Примечательна способность в
таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях
неприятные пережитые события, заменяя
их вымыслом. В качестве характерного
примера Фрейд приводит воспоминания
Чарльза Дарвина: «В течение многих лет
я следовал золотому правилу, а именно,
когда я сталкивался с опубликованным
фактом, наблюдением или идеей, которые
противоречили моим основным результатам,
я незамедлительно записывал это; я обнаружил
по опыту, что такие факты и идеи гораздо
легче ускользают из памяти, чем благоприятные».
Рационализация - это нахождение приемлемых
причин и объяснений для неприемлемых
мыслей и действий. Естественно, что эти
«оправдательные» объяснения мыслей и
поступков более этичны и благородны,
нежели их истинные мотивы.
Реактивные образования - это поведение
или чувства, противопоставляемые желанию;
это явная или неосознанная инверсия желания.
Проекция - это подсознательное приписывание
собственных качеств, чувств и желаний
другому человеку.
Изоляция - это отделение психотравмирующей
ситуации от связанных с ней душевных
переживаний. Замена ситуации происходит
как бы неосознанно, по крайней мере не
связывается с собственными переживаниями.
Все происходит как будто с кем-то другим.
Изоляция ситуации от собственного Эго
особенно ярко проявляется у детей. Взяв
куклу или игрушечную зверюшку, ребенок,
играя, может «дать» ей делать и говорить
все, что ему самому запрещается: быть
безрассудной, саркастичной, жестокой,
ругаться, высмеивать других и т. п.
Регрессия - соскальзывание на более
примитивный уровень поведения или мышления.
Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься
от постоянного эмоционального прессинга,
«спустить пар», время от времени прибегают
к различным формам регрессии. Они курят,
напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски,
читают бульварные романы, портят вещи,
верят мистификаторам, рискованно водят
автомобиль и делают еще массу «глупостей».
Сублимация - это наиболее распространенный
защитный механизм, посредством которого
либидо и агрессивная энергия трансформируются
в различные виды деятельности, приемлемые
для индивида и общества. Разновидностью
сублимации может быть спорт, интеллектуальный
труд, творчество. Сублимированная энергия,
по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Таким образом, «механизмы защиты
- это способы, с помощью которых Эго защищает
себя от внутренних и внешних напряжений».
Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют
значительную роль в патогенезе неврозов.
Невротический синдром есть следствие
неудавшегося защитного процесса.
Психоневроз - проявление защиты сознательной
части душевной жизни от неприемлемых
переживаний и стремлений. С механизмами
вытеснения, в частности, Фрейд связывает
некоторые симптомы истерий, импотенцию,
фригидность, психосоматические заболевания
(бронхиальная астма, язва желудка). Для
невроза навязчивых состояний характерными
являются механизмы изоляции и реактивного
образования.
Принципиальная цель психоаналитика
состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы
усилить Эго, сделать его более независимым
от супер-Эго, расширить поле его восприятия
и усовершенствовать его организацию,
чтобы оно могло освоить новую порцию
Ид».