Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:39, контрольная работа
Цель исследования состоит в раскрытии сущности психоанализа, определения основных принципов и концепций фрейдовского учения.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- осветить тему психоанализа
- выявить роль бессознательного согласно Фрейду
- определить процесс развития учения о психоанализе
Введение 2
1.З. Фрейд - основоположник психоанализа 4
2.Открытие бессознательного З. Фрейдом 10
3.Развитие психоанализа 15
Заключение 23
Список использованных источников 25
Оглавление
Введение 2
1.З. Фрейд - основоположник психоанализа 4
2.Открытие бессознательного З. Фрейдом 10
3.Развитие психоанализа 15
Заключение 23
Список использованных источников 25
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. З. Фрейд изменил облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный "пласт" не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу, а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Таким образом, сейчас психоанализ не только метод психотерапии, но и философское течение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что психоанализ получил широкое распространение и развитие в настоящее время. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами
Цель исследования состоит в раскрытии сущности психоанализа, определения основных принципов и концепций фрейдовского учения.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- осветить тему психоанализа
- выявить роль бессознательного согласно Фрейду
- определить процесс развития учения о психоанализе
В научный оборот введено значительное число трудов, посвященных данной теме. Проблемы психоанализа получили свое отражение в работах З. Фрейда, Э. Фрома, К.хорни, Лейбина, В. М. и д.р.
В процессе написания работы
использовались общенаучные и специальные
методы, в частности, сравнительный,
исторический, эмпирический и др.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком городке Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года. Уже с ранних лет Зигмунд отличается острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. В университете он проучился 8 лет, то есть на три года более обычного[1,ст.573].
В 1885 – 1886 годах, Фрейд работает в Париже в клинике Сальпетриери под руководством Ж. Шарко. Особое впечатление произвели на него исследования Шарко по использованию гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у больных истерией. В 1889 году Фрейд посетил Нанси где он также занимался теорией гипноза. Под влиянием этих поездок у Фрейда сложилось, определенное представление о механизмах такого заболевания, как истерия. Вызревала мысль о наличии психологических процессов, которые, находились вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение больного, причем сам пациент об этом не знает[1,ст.574].
После возвращения в Вену
Фрейд познакомился с известным
практикующим врачом Иосифом Брейером,
который к этому времени уже
несколько лет практиковал
В1896 году Фрейд впервые употребил термин «психоанализ», под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющихся в то же время и новым методом лечения неврозов. Однако, как это часто бывает, великие идеи Фрейда не только не нашли поддержки у психоневрологов, но, напротив, даже вызвали грандиозный скандал в Венской психиатрической ассоциации. Фрейд оказался на шесть лет в творческой изоляции. Он анализировал и лечил своих пациентов, используя разработанные методы «вскрытия» подсознания и выведения в сознание «диномической травмы» [4,ст.4].Возникновение психоанализа означало резкий разрыв с существующими в конце ХIХ в. психологическими теориями и методами. В психологии психоанализ означал переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в их основе «глубинных механизмов». В психоанализе следует различать: а) технику психоанализа как метод исследования бессознательных процессов, б) связанную с ней терапию и в)основанную на них теорию психоанализа – совокупность взаимосвязанных гипотез о строении и функциях психического аппарата в целом [3,ст. 372]. Психоанализ, созданный Фрейдом в целом являет собой, сложную систему, в качестве элементов которой выступают различные идеи, доктрины, концепции, модели, методики и техники, обладающие разными степенями обобщения, обоснованности, эффективности и эвристичности [2,ст. 41].
В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы. Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии[2,ст. 41].
Всю жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Психоанализ разрабатывался и развивался Фрейдом на протяжении более 40 лет. За это время психоанализ претерпел существенную эволюцию от психотерапевтического метода до философско-психологического учения. Внутренняя логика, смена доминант и точки роста психоанализа позволяет выделить три основных этапа развития классического психоанализа: 1)клинический, 2) психологический, 3) метафизический [5,ст.563].
На клиническом этапе (1896 – 1905) психоанализ был по преимуществу новой психотерапией,основывавшейся на использовании созданных Фрейдом трех методах диагностики и врачевания (анализе свободных ассоциаций,анализе снов и толковании сноведений и анализе и толковании ошибочных действий), дополненной специальными гипотезами и теориями [5,ст.564].
На психологическом
этапе (1905 – 1913) психоанализ трансформировался,
На метафизическом этапе (1913 – 1939) психоанализ приобрел статус гуманистически ориентированного фолософско-психологического учения о человеке, культуре и обществе. Завершалась разработка психоанализа как целостной системы, развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности, исследовались проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества, намечались направления и ориентиры развития психоаналитической теории и практики [5,ст. 565]. Психоанализ из метода лечения неврозов превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии [1,ст. 572].
Психоанализ живет и делает успехи в медицине, педагогике, эстетике, психологии, социологии, искусстве. Психоанализ явился одним из важных для развития современной философии, психологии и культуры направлений. Фрейд писал, что предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории и что никто не может считать себя психоаналитиком, если не признаёт их. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, обыденную жизнь просто невозможно. Психоанализ лежит в основе понимания многих процессов в общественном сознании, массовом поведении, предпочтениях и пристрастиях людей в сфере политики, информации, культуры. [3,ст. 375] .
Психоанализ является не только научной теорией. Это - философия и терапевтическая практика, связанные с исцелением души. Он не сводится к экспериментальному научному знанию, но последовательно и без особого драматизма сближается со всеми гуманистическими и этически ориентированными концепциями и школами. Многие (Фромм, Витгенштейн, Поппер) оценивают теорию Фрейда как миф. Но что такое миф? Миф - выдающееся достижение человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ - уникальный - существования. В мифе воплощаются тайные желания человека, в частности, его галлюцинаторный опыт и драматургия бессознательного. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчленённому мирочувствованию. Миф освящает человеческое существование, придаёт ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты. Фрейд видел в своей теории огромную логику, которая позволяет освоить огромный материал бессознательного и иррационального, таящегося в психике человека. Будучи типичным либералом по взглядам, Фрейд создал радикальную теорию, обосновал ведущую роль подавления и фундаментальную важность бессознательного. Человек всегда верил в рациональное мышление как вершину человеческого опыта. Фрейд избавил человека от этой иллюзии. Но не только в этом дело. Заставив усомниться в непоколебимости рационального и разумного, Фрейд впервые поставил перед научным миром вопрос о том, почему, собственно, на рациональность можно всецело полагаться. Разве всегда она приносит утешение и избавляет от страданий? И разве страдание менее грандиозно по степени влияния на человека, чем способность разума? Фрейд доказал, что большая часть нашего рационального мышления лишь маскирует наши реальные мысли и чувства, то есть, служит сокрытию истины. И в этом открытии содержится огромный потенциал социальных преобразований[4,ст.ст.176].
Психоанализ дал науке понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как "либидо" (сексуальное влечение). Центральная идея Фрейда - идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. При чем не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал и не предлагал за каждым образом непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем случае она несомненна[4,ст.ст.58].
Выводы: Психоанализ – психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии.
Психоанализ исследуется
не просто внутренний мир
Фундаментальный предмет
изучения психоанализа — скрытые
бессознательные мотивы, ведущие
к расстройствам. Они выявляются
через высказываемые пациентом
Метод и методики лечения
психических расстройств
Предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики. Он исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека. В теории психоанализ направлен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека. В клинической практике он ориентирован на осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. [3,ст. 371].
Фрейд считал, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но бессознательными и предсознательными [7, ст.37].
Бессознательное и предсознательное отделено от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные свойства, мысли и понятия; 2) оказывает сопротивление активному, бессознательному, которое стремится проявиться в сознании. То что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Предсознание – та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием[1,ст.574].