Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:46, реферат
Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу», а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ................................................................................
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА........................................................
Психоанализ 3.Фрейда......................................................................................................
Особенности воззрений последователей З. Фрейда…………………………………...
Фрейд и неофрейдизм.......................................................................................................
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.................................................
Проблемы онтологии в психоанализе.............................................................................
Психоанализ и франкфуртская школа.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию
ГО ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Факультет непрерывных технологий образования
Реферат по дисциплине философия
на тему: «Психоанализ З. Фрейда»
Работу выполнил:
Студент группы ЭУЗ-200406н
Худяков Дмитрий Дмитриевич
Работу проверила:
Доцент
Белоусова Людмила Алексеевна
Екатеринбург, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ.................
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И
ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА.....................
Психоанализ 3.Фрейда......................
Особенности воззрений последователей З. Фрейда…………………………………...
Фрейд и неофрейдизм.................
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ
ФИЛОСОФИЯ.....................
Проблемы онтологии в
психоанализе..................
Психоанализ и франкфуртская
школа.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ВВЕДЕНИЕ
В статье "Моя жизнь и психоанализ"3игмунд Фрейд писал: "Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем". Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Известно, что главным
регулятором человеческого
Многочисленные суждения
различных авторов, чаще всего западных,
о психоанализе свидетельствуют
о наличии разноплановых, иногда
противоположных точек зрения на
существо фрейдовского учения. И хотя
престиж и авторитет
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ
Многие западные, да и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам.
Другие исследователи
считают, что некоторые философские
идеи вполне могли оказать воздействие
на становление различных
Важно отметить, что далеко
не все теоретики разделяют
Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворота науке. Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел.
Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерным признание существование "неразумной души", "неразумной жизни", протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства". В ведийской литературе Упанишад говорится о "пране", представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.
Будучи знаком с философией
Платона, Фрейд мог почерпнуть оттуда
представления о
В философии XVII-ХVIII столетий на передний план осмысления выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека.
У Р. Декарта (1596-1650) этот вопрос
решался однозначно: он провозгласил
тождество сознательного и
Против абсолютизации
власти разумного начала в человеке
выступил Спиноза (1632-1677), считавший, что
"люди скорее следуют руководству
слепого желания, чем разума...".
В противоположность
Одним из таких философов
был Юм (1711-1776), который выступил против
расхожих представлений, что любое
разумное существо сообразует свои помыслы
с разумом. Юм предпринял попытку
доказать, что, во-первых, сам по себе
разум не может служить мотивом
волевого акта, и, во вторых, этот разум
отнюдь не препятствует протеканию аффектов.
При этом Юм полагал, что в принципе
разум и аффекты не могут противостоять
друг другу или оспаривать друг у
друга приоритет в управлении
волей человека и, следовательно
нет необходимости говорить о
какой-либо борьбе между ними. В рассуждениях
Спинозы и Юма много сходного
с тем, что позднее было выражено
в психоаналитическом учении Фрейда.
Это, прежде всего, положение о том,
что в жизнедеятельности
Наряду с проблемой
соотношения разума и сластей
важное место в философии XVII-XVIII веков
занимал вопрос о взаимосвязях между
сознательными и
В философии Лейбница (1646-1716) эта проблема рассматривалась через призму так называемых "малых перцепций", "незаметных восприятий". Согласно его взглядам трудно объяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности, но тем не менее дремлет в человеческой душе. Способ рассуждения о необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегает Лейбниц и Фрейд, во многом идентичны. Так, если Лейбниц указывает на нарушение связи между процессами восприятия в случае непризнания предшествующих сознанию состояний человеческой души, то аналогично построена и аргументация Фрейда. Он исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов сознания, для объяснения которых требуется признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.
Проблема бессознательного,
облаченная в форму рассмотрения
возможности существования
Некоторые идеи Фрейда перекликаются
с идеями, выдвинутыми Фихте (1762-1814).
Например, идеи, утверждающие бессознательное
в качестве первоосновы человеческого
бытия, исходного материала, из которого
происходит сознание или теоретическое
положение, согласно которому переход
от бессознательного к сознанию сопровождается
у человека ограничением свободы, связанным
с наложением различного рода запретов
во имя сохранения и поддержания
жизни. В то же время у Фихте
бессознательное - это свободная
деятельность, созидающая внутренний
и внешний мир человека, деятельность
одухотворенная как бы изнутри, то для
Фрейда бессознательное уходит своими
корнями в природную данность
человеческого существа, но не имеет,
по сути дела, никакого отношения к
конструированию объективной