Психоанализ (З. Фрейд)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:46, лекция

Описание работы

Структура личности. Уровни организации личности:
1. Условно-здоровые люди. Их эго достаточно сильное, чтобы регулировать конфликт м/у Ид и Супер-эго.
2. Невротический уровень. Люди у которых очень сильна структура супер-эго.
3. Пограничный уровень. Человек постоянно игнорирует свой внутренний диалог.
4. Психотический уровень. Доминирующая структура – Ид. Хочет удовлетворять свои потребности сиюминутно.
Теории объективных отношений.

Работа содержит 1 файл

лекции глубиннопсихол. конс-е.doc

— 52.50 Кб (Скачать)


Психоанализ (З. Фрейд)

Предмет исследования – бессознательное.

Человек – это психоэнергетическая система, которая функционирует по физическим законам сохранения и распространения энергии.

Энергия либидо связана с инстинктом жизни – эрос. Инстинкт смерти – танатос.

Развитие человека – движение либидозной энергии, которая концентрируется в определенных частях тела, связанных с удовольствием.

Стадии:

1. оральная стадия (max удов-я для реб.) Период грудного кормления, когда энергия концентрируется в области рта. Родители могут фрустрировать ребенка. Сверхзабота проявляется тогда, когда родители стремятся угадать потребности ребенка до их возникновения. При фиксации на оральной стадии у ребенка, в дальнейшем, возникает склонность к симбиотическим отношениям, человек может быть болтливым, склонным к девивнтному поведению (н-р: алкоголизм), к перееданию и т.д..

Существует 2 типа фиксации: 1) пассивная – человек пассивный, мягкий; 2) враждебная – человек агрессивный.

2. анальная стадия (2-3 года) Период приучения ребенка к туалету. Либидозная энергия концентрируется в области ануса. Родители могут фрустрировать ребенка при достижении данной цели путем чрезмерной требовательности (в приучении к горшку). Сверхзабота выражается в отсутствии требований к ребенку в период приучения к туалету. В первом случае, возникает анальноудерживающий характер (скупой, жадный, боится грязи). Во втором – анальноотпускающий характер (склонность к агрессии).

3. фаллическая стадия (3-5 лет) Либидозная энергия концентрируется в области гениталий. На данной стадии может возникать комплекс Электры (у девочек) и Эдипов комплекс (у мальчиков). Фиксация возникает в связи с большой дистанцией между супругами. Мать делает из мальчика психологического «заместителя» собственного мужа. Правильное прохождение данного периода – идентификация с отцом (отец выполняет с мальчиком «мужскую работу»: помощь в гараже, починка машины и т.д.).

Фиксация при очень агрессивном отце, который жестко обращается с ребенком. При выраженном комплексе Электры, возникает «зависть к пенису». Выходом является идентификация с матерью. Мама занимает терпеливую позицию, отец выражает любовные позиции, восхищение дочерью. В границах любви, не впадая в сексуальное отношение. В результате неправильной позиции и отношения родителей в данный период, возникают нарушения в развитии личности. Директивная женщина или «психологическая проститутка» - использует секс, чтобы возвысится над мужчиной.

4. латентная стадия (5-6 лет) – не является стадией психосексуального развития.

5. генитальная стадия Способность человека продуктивно трудиться и искренне любить. Психосексуальная энергия сосредтач-ся в области гениталий. Энергия направляется на сверстников. На ранней стадии – энергия направлена на сверстников своего пола (дружба между мальчиками, дружба между девочками). Позднее сексуальная энергия направлена на сверстников противоположного пола. Важно, чтобы родители заняли позицию помогающего наблюдения.

Структура личности

3 компонента: ИД – бессознательная структура, которая содержит в себе все инстинктивные импульсы (сновидение как символическое послание от бессознательного), ассоциации, ошибочные действия. Активное воображение. Всегда регулируется принципом удовольствия.

ЭГО – осознанная структура, руководствуется принципом реальности. Задача Эго – структ-ты. Супер-ЭГО – отчасти осознанная структура, отчасти бессознательная. Формируется на фаллической стадии. Руководствуется принципом долженствования.

Уровни организации личности:

1. Условно-здоровые люди. Их эго достаточно сильное, чтобы регулировать конфликт м/у Ид и Супер-эго.

2. Невротический уровень. Люди у которых очень сильна структура супер-эго.

3. Пограничный уровень. Человек постоянно игнорирует свой внутренний диалог.

4. Психотический уровень. Доминирующая структура – Ид. Хочет удовлетворять свои потребности сиюминутно.

Защитные механизмы (Анна Фрейд – дочь З. Фрейда)

Функция – вытеснять материал. Интерес – не содержание бессознательного, а процесс, благодаря которому это содержание удерживается вне сознания – защитные механизмы. Переживающая часть Эго. Наблюдающая Эго – часть связана с рефлексией и осознанием.

2 группы защитных механизмов:

I. – первичные (незрелые)

II. – вторичные (зрелые)

I. гр. Нарушается граница м/у личностью и средой. В результате трансформируется весь объем опыта. Искажается поведение, мышление и чувства.

II. гр. Вторичные защиты – формируются позднее и связаны с изменением границ м/у подструктурами. Вторичные защиты меньше искажают реальность.

I. гр первичные:

1.- примитивная изоляция. Человек изолирует собственную психику от какого-то переживания.

2.- отрицание. Отрицает, не соглашается с существованием какого-то опыта.

3.- всемогущественный контроль. Человек берет на себя ответственность за все вокруг (н-р: когда я закрываю глаза, то вокруг становится темно). То, что делает и думает – определяется его желанием.

4.- примитивная идеализация и обесценивание. Сначала идеализирует, затем обесценивает.

5.- проекция. Перенесение на партнера своих негативных импульсов, которые не принимаются у себя. Возникает тогда, когда она не соответствует реальности.

6.- проективная идентификация. Вступая в контакт, мы выстраиваем его так, что партнер начинает испытывать то, что нам надо.

7.- расщепление Эго (диссоциация). Свойственное невротикам раздвоение личности.

II. гр вторичные:

1.- вытеснение. Устранение из памяти события или действия.

2.- регрессия. Возвращение к более примитивным моделям поведения.

3.- интеллектуализация. Предполагает, что мы не переживаем аффект, а говорим об аффекте, и это позволяет снизить накал.

4.- рационализация. Нахождение объективных, рациональных объяснений (почему так происходит?).

5.- морализация. Подводим под какое-то морально-нравственное обоснование.

6.- компартментализация (раздельное мышление). Говорит одно, а делает другое.

7.- аннулирование. Уверенность в том, что если совершить какое-то действие, то вредоносное условие другого действия исчезнет.

8.- поворот против себя. Вместо того, чтобы направит негативный импульс на того, кто вызвал негативные чувства, человек направляет его на себя в виде аутоагрессии.

9.- смещение. Какой-то аффект смещается на более безопасный объект.

10.- реактивное образование. Предполагает, что мы подменяем бессознательную тенденцию на прямо-противоположную.

11.- идентификация. Мы приобретаем ощущение похожести на объект, что дает иллюзию способности управления объектом.

12.- сексуализация. Основной способ борьбы с тревогой – говорить о сексе, заниматься сексом.

13.- сублимация. Заменяет внутренний субъективный импульс на более приемлемый.

«Эго и его защитные механизмы» Анна Фрейд.

Теории объективных отношений

Исследование межличностного контакта м/у ребенком и матерью.

       Теория Мелани Кляйн. Каждый ребенок рождается, соприкасаясь с инстинктом смерти. Это происходит из-за самого факта рождения, связано с переходом в иное пространство и испытываемыми в процессе перегрузками. В результате чего, у него появляется страх преследования. Границ м/у «Я» и «не Я» у маленького ребенка нет. Параноидно-шизоидная стадия (1-ое полугодие жизни). Мир для ребенка фрагментарен. Материнская грудь делитс на: «хорошая грудь» и «плохая грудь». «Плохая грудь» - мама не делает чего-то для выполнения потребности ребенка прямо сейчас. «Хорошая грудь» - мама делает так, как надо. Ребенок боится «плохой груди», поэтому стремится от неё избавиться. Задача матери – «выжить», т.е. остаться с ребенком в теплом контакте. Афермация (внутреннее послание): «Я тебя люблю, я тебя держу, все будет хорошо!» Если мама выживает, то ко второму полугодию 1-го года наступает – депрессивная стадия (6-12 мес.). материнская фигура становится целостной. Если объект целостный, то хорошая и плохая мама – одно целое. Ребенок начинает испытывать вину по отношению к хорошей стороне, за агрессию по отношению к плохой стороне. Возникает потребность репарационного жеста или извиниться, восстановить связь. Задача матери – принимать репарационные жесты ребенка. Если не восстанавливать связь с ребенком по его желанию, то развивается депрессивная личность.

       Концепция сепарации и индивидуации Маргарет Маллер. Основная идея: Как ребенок проживает отделение (сепарацию) от родительской фигуры. 3 стадии раннего развития ребенка:1) аутистическая (1-2 мес.жизни, 4-6 недель). Ребенок и мать представляют собой замкнутую систему (не нуждаются в окружающих), при этом материнская фигура не выделяется как отдельная фигура. Ребенок замкнут на самом себе и заинтересован в удовлетворении своих физиологических потребностей. Задача матери – сохранить константность среды, за счет того, что поведение матери ритуализировано, она заботится о том, чтобы среда оставалась неизменной и не перенасыщенной. 2) ст. нормального симбиоза (до 6-7 мес.)мать и ребенок – замкнутая система, но ребенок начинает вычленять мать из среды, он начинает выражать к ней чувства. На этом этапе задача матери – быть рядом – откликаться на эмоциональные посылы и давать эмоц-е посылы, наполненные прикосновениями, контактом. Мать и ребенок получают удовлетворение от близости др. с др.. 3) ст. сепарации и индивидуации (отделение и вычленение самого себя) (конц 1 года жизни до 2,5 лет). У ребенка возрастают моторные навыки. Для ребенка расширяется пространство. Начинает проверять. Мир до которого я могу докинуть игрушку, позже – до которого могу доползти и т.д.. 2 типа: мама, которая контролирует ребенка – бдительно отслеживает перемещение ребенка («не беги – упадешь!», «не бери – замараешься!»). Мама, которая контролирует среду – создает max безопасное пространство. Такие мамы более расслаблены, т.к. не боятся за безопасность ребенка. – Как мама реагирует на отделение ребенка и как реагирует на его возвращение? Самое благоприятное – без беспокойства и тревоги отпускает и с радостью принимает, когда ребенок к ней возвращается. Неблагоприятные варианты: мама слишком печалится при уходе ребенка. Ребенок понимает, что его уход «убивает» маму и после отдаления возобновить отношения невозможно. Мама не принимает возвращение ребенка («ах! Ты ушел, ну и иди!») Ребенок понимает, что за любой уход он расплачивается отвержением, со стороны матери. Либо он остается с мамой и не уходит совсем, либо отделяется и в дальнейшем у него возникают проблемы с построением близких отношений.

       Концепция Д. Винникотта. Его книги: «Маленькие дети и их матери», «Разговор с родителями» (рекомендованы для чтения, помогают в воспитании детей). Винникотт исходит из идеи, что привносят беспокойство в контакт. Эта тревога затрудняет развитие ребенка. 2 варианта мастерства: 1- достаточно хорошая мать, 2- идеальная мать. Идеальные матери стремятся выполнить все потребности ребенка мгновенно и за секунду до того, как их ребенок осознал. Такая мать тревожится, если у неё не получается быть идеальной. Идеальной матерью быть вредно для ребенка, так как не создает фрустрацию и у ребенка нет направленности развития. Нужно быть достаточно хорошей матерью. Она чуткая, эмпатичная к потребности ребенка и создает переносимую ребенком ситуацию фрустрации. Ребенок использует переходные объекты –это объект, который связывает внешнюю реальность и внутреннюю психологическую реальность за счет того, что ребенок вкладывает в объект часть своей бытийной мощи (он носит игрушку везде с собой). Отбирать и ломать переходный объект нельзя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Психоанализ (З. Фрейд)