Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно - познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться
Введение
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика деятельности
детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика и своеобразие мотивационно-познавательного
развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2 Диагностика познавательной активности старших дошкольников
2.1 Методы диагностики мотивационно-познавательного развития
старших дошкольников
2.2 Анализ познавательного развития детей старшего дошкольного возраста на примере СОАО «Бахус» д/с «Подснежник» (г. Смоленск)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Мы пришли к выводу, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно - это тоже повышает познавательную активность дошкольников.
Внутренняя мотивация - это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное - повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.
2.2 Методика формирования познавательной активности
дошкольников.
Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны - действенный, а с другой - образный способы познания. Важно выяснить, насколько связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира. Какой вид познавательной деятельности является более предпочитаемым для старших дошкольников? Ответам на эти вопросы посвящена первая часть нашего экспериментального исследования.
В качестве конкретных методических приемов мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Косса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментаторов).
При разработке методики особую важность и сложность представлял выбор наблюдаемых объективных показателей познавательной мотивации. Такими показателями выраженности познавательной мотивации в нашем исследовании выступали: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка. Результаты показали, что самые высокие суммарные значения по всем показателям мотивации оказались в заданиях “Кубики” и “Оригами”.
90 % детей выбрали задания, требующие действенного способа познания, и только 10 % - образный. Можно сделать вывод, что старшие дошкольники в большинстве своем имеют достаточно выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко проявляется при решении задач, связанных с действенным способом познания. Возникает вопрос, что отражает выявленный уровень познавательной мотивации: собственную внутреннюю мотивационно - потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).
С целью изучения интенсивности влияния и качественного своеобразия вклада взрослого и сверстника в становление познавательной мотивации ребенка необходимо сопоставить уровень познавательной мотивации ребенка в разных коммуникативных ситуациях.
Эксперимент включал три коммуникативные ситуации.
Совместная деятельность ребёнка с взрослым.
Совместная деятельность ребёнка с взрослым и со сверстником.
Индивидуальная деятельность ребёнка.
В качестве содержания познавательной деятельности дошкольников были выбраны задания, в которых был зафиксирован наиболее высокий уровень познавательной мотивации.
В совместной работе с взрослым детям предлагалось выложить узор из кубиков и сложить фигурку оригами (характер узоров и фигурок каждый раз менялись). При самостоятельной работе детям предлагался материал для этих видов деятельности.
Результаты показали, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей во второй экспериментальной ситуации (со сверстником и взрослым), а наименьшая - в ситуации индивидуальной деятельности.
Как показывают данные нашего эксперимента, сверстник и взрослый по-разному влияли на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника (без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.
Был проведён анализ индивидуальных вариантов соотношения познавательной мотивации в разных коммуникативных ситуациях. Уровни познавательной мотивации расценивались так: высокий уровень - 5 баллов, средний - 4 балла, низкий - 3 балла.
Таблица 1. Уровень познавательной мотивации
Номер |
И.Ф. испытуемого |
Совместная деятельность со взрослым |
Совместная деятельность со сверстниками |
Самостоятельная деятельность |
Сумма баллов | ||||||||||||||||||||||||||
1 |
Данила А. |
5 |
5 |
4 |
14 | ||||||||||||||||||||||||||
2 |
Ксения Б. |
4 |
3 |
4 |
11 | ||||||||||||||||||||||||||
3 |
Наташа Б. |
4 |
4 |
4 |
12 | ||||||||||||||||||||||||||
4 |
Алеша Д. |
3 |
3 |
3 |
9 | ||||||||||||||||||||||||||
5 |
Лиза Е. |
5 |
4 |
5 |
14 | ||||||||||||||||||||||||||
6 |
Лада Ж. |
5 |
4 |
5 |
14 | ||||||||||||||||||||||||||
7 |
Эллина З. |
4 |
4 |
4 |
12 | ||||||||||||||||||||||||||
8 |
Даша З. |
4 |
4 |
4 |
12 | ||||||||||||||||||||||||||
9 |
Никита К. |
5 |
4 |
5 |
14 | ||||||||||||||||||||||||||
10 |
Андрей К. |
4 |
3 |
4 |
12 | ||||||||||||||||||||||||||
11 |
Олег П. |
5 |
4 |
5 |
14 | ||||||||||||||||||||||||||
12 |
Алина У. |
5 |
4 |
5 |
14 | ||||||||||||||||||||||||||
13 |
Женя Ч. |
3 |
3 |
3 |
9 | ||||||||||||||||||||||||||
14 |
Дима Ш. |
3 |
3 |
3 |
9 | ||||||||||||||||||||||||||
15 |
Дима Ф. |
5 |
5 |
5 |
15 | ||||||||||||||||||||||||||
16 |
Саша Ш. |
5 |
4 |
4 |
13 | ||||||||||||||||||||||||||
17 |
Даша Я. |
5 |
5 |
5 |
15 | ||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2. Результаты теста
|
У 50 % испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого. Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.
Вместе с тем, поскольку проведенный эксперимент имел срезовый, констатирующий характер, остается неясным, происходит ли присвоение познавательной мотивации, то есть переход ее в интрапсихическую форму, или же она проявляется только при взаимодействии со взрослым. Кроме того, остается невыясненным, кто в большей степени может способствовать формированию познавательной мотивации старшего дошкольника - взрослый, способствующий организованности и целенаправленности познавательной деятельности, или сверстник, который существенно повышает эмоциональную вовлеченность и инициативность ребёнка.
Для ответа на эти вопросы был предпринят формирующий эксперимент.
Приступая к разработке развивающей программы, мы исходили из того, что взрослый передает ребенку не только средства, образцы и способы действия (значения), но и смыслы деятельности. Основной стратегией формирования познавательной мотивации было приобщение дошкольника к различным формам познавательной деятельности через его эмоциональную вовлеченность в эту деятельность, и постепенная передача ребенку инициативы. Детям предоставлялась возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Эксперимент проходил в двух экспериментальных группах (1ЭГ - совместная деятельность ребенка со взрослым; 2ЭГ - совместная деятельность со сверстником).
При разработке содержания настоящей программы для 1ЭГ мы опирались на предложенные Е.О. Смирновой этапы процесса приобщения ребенка к новой для него деятельности, включающие латентный этап, этап открытия нового предмета деятельности, этап поддержки и этап становления потребности.
На латентном этапе дети находились еще до начала эксперимента. Познавательная задача существовала для них в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждала к действиям. Для достижения “открытия” нового предмета деятельности необходимо было разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь отводилась взрослому, который демонстрировал предметы и показывал их возможности.
На этапе открытия предмета деятельности дети проявляли интерес к предложенным занятиям, внимательно следили за действиями экспериментатора, послушно помогали ему. Инициатива, однако, выражалась у большинства детей лишь в том, что они просили показать им новые игрушки, или повторить опыт.
Когда дошкольник начинал демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступал с предложениями и новыми идеями, то мы считали возможным перейти к следующему этапу формирования познавательной мотивации.
Этап поддержки состоял из игр и занятий, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.). Взрослый показывал возможности игрового материала, помогал ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом старался сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно.
На этом этапе многие дошкольники сами осуществляли выбор деятельности, просили взрослого “не мешать” ему, работали не по заданному образцу, а по собственному замыслу. Тем не менее, дети часто прерывали свое занятие или просили взрослого о помощи.
Когда ребенок мог самостоятельно выбрать, чем ему заняться, и предпринимал первые шаги по пути достижения намеченного, мы переходили к следующему этапу, который подразумевал самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. Роль взрослого на этом этапе заключалась в передаче способов новой для дошкольника познавательной деятельности и помощи в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.
На этапе становления, у испытуемых обнаружились яркие индивидуальные предпочтения. Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращались к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставили перед собой новые задачи. На новом уровне проявлялась инициатива детей. Они могли не только выбрать один из предложенных взрослым видов деятельности, но и совместить их, манипулировать с разноплановыми предметами одновременно.
На последнем этапе дети выражали яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимались с полюбившимися им материалами.
Во второй экспериментальной группе дошкольники приглашались парами, а взрослый лишь наблюдал за ними, не принимая участия ни в игре, ни в какой-либо продуктивной деятельности. Дошкольникам предоставлялась полная свобода действий. В определенной последовательности им предлагались те же игрушки и материалы, что и в первой группе.
В работе участвовали 17 детей 6-7 лет из детского сада «Подснежник» (г. Смоленск). 8 дошкольников составили первую экспериментальную группу, 9 - вторую. К формирующему эксперименту были привлечены дети со сниженной познавательной мотивацией, причём дети с самыми низкими показателями составили первую экспериментальную группу (1ЭГ). С каждым ребенком были проведены занятия по 20-50 минут.
В ходе эксперимента в первой (индивидуальные занятия со взрослым), и во второй (занятия со сверстником) экспериментальных группах наблюдались существенные различия в динамике поведения детей. В первой группе на занятиях со взрослым отчетливо прослеживались этапы становления познавательной мотивации. В 2ЭГ (совместная деятельность со сверстником) подобной динамики не наблюдалось. В ходе цикла занятий дети хаотично пробовали заняться различной деятельностью, их внимание было неустойчивым, а целенаправленность низкой. При первых же трудностях испытуемые 2ЭГ прекращали выбранную ими познавательную деятельность.
Информация о работе Формирование познавательных интересов дошкольников