Познавательное развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения.

Работа содержит 1 файл

познавательная активность (2).doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     За  последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые  повлияли на все сферы жизни. Обозначился  запрос на личность активную, творчески  мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить  своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является повышение и поддержка познавательной активности у  детей.

     Личностные  качества ребёнка формируются в  активной деятельности, и прежде всего  в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных» .

     Выдающийся  педагог В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно - в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .

     В игре складываются благоприятные условия  для развития интеллекта ребёнка, для  перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их, что обуславливает актуальность исследования.

     В старшем дошкольном возрасте одним  из значимых видов деятельности является игра с правилами. В дошкольной педагогике принято считать, что игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей. Вместе с тем, как показывают психолого-педагогические исследования, развивающий потенциал игры с правилами шире. Это становление произвольного поведения, овладение способами совместной организации детей, развитие стремления к успеху в достижении определённого результата, развитие самооценки и самоконтроля.

     Игра  с правилами сегодня рассматривается как новое технологическое обучение, т.е. система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на образовательный процесс, позволяющая создавать условия для развития творческих, умственных способностей .

     В течение всего периода дошкольного  детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды  они выполняют различные функции  в психическом развитии малыша. У  младенца вызывают приятные переживания  и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

     Игры занимают значительное место в отечественной дошкольной педагогике. Этой проблемой занимались такие педагоги и психологи как: А.И.Быкова, Т.И.Осокина, Е.И.Тимофеева (использование игр с правилами для физического воспитания детей); В.Н.Аванесова, В.Р.Беспалова, З.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина, Е.И.Удальцова (игра с правилами как средство сенсорного и умственного развития детей дошкольного возраста); Л.В.Артёмова, А.В.Булатова, Р.А.Маркова, В.А.Горбачёва, Г.А.Репина (влияние игры с правилами на морально-нравственное развитие детей); Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (поэтапное формирование игры с правилами); Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин (влияние игр с правилами на развитие волевого поведения) .

      Целью исследования является изучение проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ролевой игры.

     Объектом  исследования являются особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

     Предметом исследования выступает развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ролевой игры.  

     В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что развитие познавательной активности  детей дошкольного возраста будет более эффективным при условии использования ролевых игр.

     Гипотеза  и цель исследования обусловили нас выдвинуть такие задачи:

  1. Обобщить научные представления о понятии познавательной активности.
  2. Рассмотреть особенности познавательной активности у детей дошкольного возраста.
  3. Диагностировать уровень познавательной активности у детей дошкольного возраста.
  4. Оценить эффективность применения ролевой игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

     Методологической  основой исследования выступает изучение познавательной активности как существенной характеристики любого живого организма и как характеристики личности (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, М.Я.Басов, Е.Вирсма, Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, Н.Ф.Добрынин, А.И.Крупнов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, В.Д.Небылицын, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.М.Русанов, Л.Терстон, Д.Н.Узнадзе, Г.Хейманс и др.); исследование проблем познавательной деятельности, представленное в трудах теоретиков и практиков педагогики второй половины XIX века (Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.); выявление сущности познавательной сферы, представленное в работах ведущих зарубежных (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, В.Дж.Гордон, К.Роджерс, А.Ротенберг, К.В.Тейлор, Р.Торренс, В.Франкл) и отечественных исследователей (Г.С.Арефьева, Л.П.Аристова, М.А.Данилов, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова, Н.А.Половникова, Б.В.Шорохова, Ф.И.Харламов, Г.И.Щукина и др) ученых; исследование проблем взаимосвязи игровой деятельности и познавательной активности (Л.В.Артёмова, Л.А. Венгер, В.А.Горбачёва, А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, Р.А.Маркова, Н.Я. Михайленко, Г.А.Репин, З.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина, Е.И.Удальцова, Д.Б.Эльконин); анализ структурно-уровневых характеристик познавательной активности (Д.Б.Богоявленская, В.С.Данюшенков, В.И.Лозовая, Ф.И.Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина).

     Теоретическая значимость исследования заключается в углубленном изучении проблемы познавательной активности детей дошкольного возраста  и в определении места и значения ролевой игры в психическом развитии и развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. 

     Практическая  значимость исследования состоит в необходимости разработки рекомендации для воспитателей, практических психологов, родителей детей дошкольного возраста.   

     Работа  состоит из введения, двух разделов, выводов, приложения, рекомендаций и списка использованных источников. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

     РАЗДЕЛ 1.  ОБЗОРНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     1.1. Особенности познавательной активности  у детей дошкольного возраста  в работах отечественных и зарубежных ученых

     1.2. Возрастные особенности детей  дошкольного возраста в теориях  отечественных и зарубежных ученых

     1.3. Особенности ролевой игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных ученых

     РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      2.1. Описание разработанной программы  эмпирического исследования

     2.1.1. Характеристика базы и выборки  эмпирического исследования

     2.1.2. Обоснование и описание методов эмпирического исследования

     2.2. Анализ результатов эмпирического  исследования

     2.2.1. Анализ результатов по методике  «Фильм - тест» Рене Жиля 

     2.2.2. Анализ результатов по методике  «Древо желаний» В.С. Юркевич

     2.2.3.Индивидуальный анализ результатов эмпирического исследования

      2.2.4. Корреляционный анализ

ВЫВОДЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 2

     ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     2.1.  Описание разработанной  программы эмпирического  исследования

     Эмпирическое  исследование развития познавательной активностью детей дошкольного возраста состояло из четырех этапов, а именно:

     Первый  этап теоретический - задачей которого было анализ психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования.

     Второй этап исследования - констатирующий эксперимент, который включал в себя составление  выборки испытуемых, в процессе было сформировано две группы: экспериментальная и контрольная; предварительное наблюдение за детьми,  входящими в экспериментальную и контрольную группы, а также исследование уровня познавательной активности в этих группах с использованием методик: «Фильм-тест» Рене Жиля в адаптации И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой, проективной методики «Древо желаний» В.С. Юркевич, методики «Маленький исследователь», методики «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевич, а также методики «Формирования навыков экспериментирования» А.И. Иванова.

     Третий  этап заключался в проведении формирующего эксперимента, задачей которого было разработать серию ролевых игр, эффективно развивающих познавательную активность детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду, и апробировать ее.

     Четвертый этап - контрольный этап экспериментального исследования, задачей которого было изучение эффективности предложенных ролевых игр в экспериментальной группе.  

     2.1.1. Характеристика базы  и выборки эмпирического  исследования

     Исследование  было осуществлено на базе ………………

     Детский сад включает в себя:

     В детском саду функционируют ….. и …… кружки. 

     2.1.2. Обоснование и  описание методов  эмпирического исследования

     Для исследования развития познавательной активности детей дошкольного возраста применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ проблемы, метод беседы, метод наблюдения, метод тестов с применением таких методик, как:

  • Методика «Фильм-тест» Рене Жиля в адаптации И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой.
  • Проективная методика «Древо желаний» В.С. Юркевич.
  • Методика «Маленький исследователь».
  • Методика «Формирования навыков экспериментирования» А.И. Иванова.
  • Методика «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевич.
 

     1. Методика «Фильм-тест»  Рене Жиля в  адаптации И. Н.  Гильяшевой и Н.  Д. Игнатьевой  предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности [].

      Проективная методика «Фильм-тест» была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для исследования личности ребенка [].

     Русскоязычная адаптация теста была предложена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году [] и получила дальнейшее распространение  как полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм - тест» Рене Жиля. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, коммуникативности, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корректировать его []». Данная адаптация проходила с учетом речевого развития здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростков с разными формами патологий (например, стеснительных, робких, замкнутых, аутичных) или с задержками развития.

Информация о работе Познавательное развитие дошкольников