Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:46, курсовая работа
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Введение
Глава 1. Мотивация учебной деятельности
1.1 Проблема мотивации учения в психологических исследованиях
1.2 Основные методы исследования мотивации учения
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1 Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2 Пути формирования мотивации учения
Заключение
Список литературы
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Некоторым учащимся учитель заранее предлагает задания для восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему.
Как видим, весь этап изучения темы (раздела) учебной программы весьма важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. И поэтому вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: «Сегодня мы приступаем к изучению темы...», переходя сразу к изложению нового материала. Такая «экономия времени» болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся. Важной обязанностью и заботой учителя является организация учебной деятельности учащихся, создание условий и обстановки для этой деятельности, формирование потребностей и мотивов для ее поддержания.
Операционально-познавательный этап.
На этом самом длительном по времени этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступят ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.
В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно выступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.
При такой структуре
учебной деятельности учащихся, когда
основным содержанием операционально-
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы (раздела), когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Работу по подведению
итогов изучения пройденного раздела
(темы) необходимо организовать так, чтобы
учащиеся могли испытать чувство
эмоционального удовлетворения от сделанного,
радость победы над преодоленными
трудностями, счастье познания нового,
интересного, тем самым будет
формироваться у учащихся ориентация
на переживание таких чувств в
будущем, что приведет к возникновению
потребности в творчестве, познании,
в упорной самостоятельной
Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу.
Так, весьма полезно использовать задания типа: «Составьте схему (модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними». Это домашнее задание учащиеся могут выполнить коллективно, группами по 3--5 человек в течение недели. Или такое задание, которое учащиеся могут выполнять как группами, так и индивидуально: «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Подведение итогов может быть проведено в форме семинарского занятия, на котором некоторые учащиеся выступят с обзорными докладами по отдельным аспектам темы с последующим коллективным обсуждением этих докладов.
Для того чтобы воспитать у школьников умения оценивать свою работу, уместно дать им такое домашнее задание: «Напишите перечень основных вопросов, пройденных нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот вопрос, по вашему мнению, усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили. На другом листочке перечислите те умения, которые вы должны были приобрести при изучении темы, и также укажите, как вы освоили то или другое умение: хорошо, слабо или вовсе не освоили» Последующее обсуждение в классе или наедине с отдельными учащимися этой работы будет весьма полезно для выработки адекватной самооценки учебной деятельности, для выяснения подлинных причин имеющихся пробелов и для побуждения школьников к ликвидации этих пробелов.
Наряду с такими
и подобными формами
Обратимся к рассмотрению роли методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения.
Выше мы неоднократно
отмечали необходимость создания в
процессе обучения учебно-проблемных
ситуаций для формирования положительной
мотивации учебной
Дело в том, что
формирование потребностей и мотивов
деятельности происходит в процессе
осуществления самой
Значит, формирование
мотивации учебной деятельности
начинается с того, что учитель, опираясь
на имеющиеся у учащегося
Мы уже указывали на эти потребности. Особо отметим, что у всех учащихся имеется потребность в мышлении, в осмыслении наблюдаемых явлений и событий. Однако надо
иметь в виду, что не все видимое, слышимое, наблюдаемое, не всякая информация, получаемая человеком, вызывает у него мышление. Сама по себе информация, воспринимаемая органами чувств, как бы нейтральна, она совсем не обязательно вызовет у человека мышление и действия.
Очень эффективно
в некоторых случаях, особенно в
младших классах, начинать создание
учебно-проблемных ситуаций не с вопроса,
задачи или рассказа, а с какой-либо
практической работы. Дело в том, что
вопрос, задачу или рассказ отдельные
учащиеся могут и не воспринять,
следовательно, для них никакая
проблемная ситуация не возникает. Но
когда учитель предлагает учащимся
что-то сделать практическое, конкретное,
тут волей-неволей все учащиеся
начнут это делать. И если сразу
после этого поставить
Для становления
мотивации учебной деятельности
большую роль играют и другие стороны
проблемного обучения, например проблемное
изложение учебного материала, организация
поисково-исследовательской
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
В последние годы
в школе все шире применяются
различные формы совместной--
Как было указано,
для становления мотивации
Учебная деятельность
должна приобрести в глазах школьника
особую ценность, осознаваемую и признаваемую
им. Только тогда у ребенка возникнет
потребность в этой деятельности.
Очень важно, чтобы учебная деятельность
имела для учащегося
При организации
обучения, когда каждый ученик работает
индивидуально и выполняет
Такая форма коллективной
учебной деятельности способствует
становлению мотивации этой деятельности,
которая приобретает для
Информация о работе Формирование мотивации младших школьников