Формирование мотивации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.

Содержание

Введение

Глава 1. Мотивация учебной деятельности

1.1 Проблема мотивации учения в психологических исследованиях

1.2 Основные методы исследования мотивации учения

Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

2.1 Мотивация учения в младшем школьном возрасте

2.2 Пути формирования мотивации учения

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

младших школьников.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

В психолого-педагогических исследованиях была показана возможность  интенсификации общего развития младших  школьников через организацию у  них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия. Отмечается, что в этих условиях обучения школьников у них «формируется внутреннее побуждение к учению. Школьники  учатся не ради отметок, которые сведены  к минимуму в экспериментальных  классах, а из стремления к знанию. Они испытывают удовлетворение от интенсивной  умственной работы, рады выполнять  трудные задания, как бы идут навстречу  тому новому, что предстоит узнать. Учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного и становится захватывающим коллективным процессом  познания. Он протекает в обстановке дружной работы класса, в обстановке непринужденности и в то же время  высокой дисциплины, которая создастся  уважением к товарищам, увлеченностью  процессом познания и интенсивной  занятостью детей на уроках».

Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший  школимый возраст имеет большие  резервы формирования мотивационной  сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте--«научиться учиться». Младший школьный возраст -- это начало становления мотивации  учения, от которого во многом зависит  ее судьба в течение всего школьного  возраста.

2.2 Пути формирования  мотивации учения.

Среди основных задач, стоящих в настоящее время  перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в  то же время более сложной, чем  задача формирования у учащихся положительной  устойчивой мотивации к учебной  деятельности, такой мотивации, которая  побуждала бы их к упорной, систематической  учебной работе. Ведь очевидно, что  без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Когда ребенок впервые  приходит в I класс, то в его мотивационной  сфере, как правило, отсутствуют  еще, мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение  общими способами действий, на научно-теоретическое  осмысление наблюдаемых явлений. Ведущие  мотивы в этот период школьного детства  связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно  оцениваемую позицию школьника. Кроме того, у ребёнка к моменту  поступления в школу еще сохранилась  потребность принимать цели взрослых -- в данном случае учителя -- за свои собственные цели. Все это создает  и поддерживает интерес ребенка  к школе и придает прибиванию в ней и связанной с этим его собственной деятельности общественную значимость. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой  социальной позицией ребенка (он был  до сих пор «просто ребенок», а  теперь он школьник), очевидно, не может  поддерживать в течение длительного  времени его учебную работу и  постепенно теряет свое значение.

Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка  значимый для него смысл, в свете  которого его собственная учебная  деятельность становилась бы для  него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или  выполнения требований родителей и  т.д.), является крайне необходимым, без  чего дальнейшая учеба школьника  может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Как показывает опыт, при стихийном  формировании мотивационной сферы деятельности учащихся у многих из них не формируются необходимые для эффективного обучения мотивы. Следовательно, школа и учителя должны взять на себя руководство, управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности учащихся. При этом важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем. Опыт тысяч и тысяч учителей -- мастеров педагогического труда, многочисленные и многолетние экспериментальные исследования показывают, что процесс формирования мотивационной сферы деятельности школьника управляем, что учитель и школа могут сформировать у каждого ученика нужную положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Конечно дело это архисложное и весьма трудное, но крайне необходимое и возможное.

Каковы пути и  методы формирования положительной  устойчивой мотивации к учебной  деятельности? Рассмотрим основные из них.

Роль содержания учебного материала в мотивации  учения

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя  и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, отвечает какой-то из этих потребностей, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей  деятельности. Следовательно, мотивационное  влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует  наличным и вновь возникающим  потребностям ребенка. Поэтому учителю  очень важно знать потребности  его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, могущие возникнуть у учащихся при  их нормальном развитии и при наличии  соответствующих условии.

Так, необходимо иметь  в виду, что у всех школьников имеется потребность в постоянной деятельности, в упражнении отдельных  психических функций, в том числе  памяти, мышления, воображения, потребность  в новых впечатлениях, потребность  в эмоциональном насыщении, т.е. в  полнокровной эмоциональной жизни, в сбалансированных положительных  и отрицательных эмоциях. У младшего школьника при благоприятных  условиях возникают и развиваются  такие важнейшие для всей будущей  жизни потребности, как потребность  в умственной деятельности во внутреннем плане, потребность в теоретическом  осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность  в рефлексии и самооценке и  др.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при  подборе учебного и иллюстративного  материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих  учащихся, знать наличный уровень  этих потребностей и их возможное  развитие, с тем чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных  уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени  способствовало возникновению и  развитию нужных для дальнейшей учебной  деятельности новых потребностей.

Для этого содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и  опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет вызывать у ребят ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

Информационно бедный материал не обладает мотивационным  эффектом, он не вызывает и не формирует  положительных устойчивых мотивов  учебной деятельности. Поэтому вряд ли правильно поступают те учителя, которые, обнаружив неуспеваемость учащихся по какому-либо предмету или  разделу программы, значительно  упрощают содержание учебного материала, буквально «разжевывают» все  сложные вопросы и понятия. Такой  путь может дать лишь временный, сиюминутный  успех. В конечном итоге это приводит к тому, что изучение такого облегченного учебного материала становится для  учащихся скучным и тягостным  делом, которое, естественно, не способствует становлению мотивации учебной  деятельности, а, наоборот, убивает  всякий интерес к ней.

Учебный материал по содержанию, как мы уже говорили, обязательно опирается на прошлые  знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он должен обязательно  нести новую информацию, в свете  которой могут быть осмыслены  прошлые знания и опыт. Новое в  знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой  стороны, с новой точки зрения, показывать, что одних жизненных (эмпирических) наблюдений совершенно недостаточно для установления подлинной  сущности явления. Необходимо убедить  учащихся, что внешние наблюдения, чувственный опыт зачастую обманывают, они противоречат научно установленным  фактам и закономерностям. Только в  этом случае научное содержание учебного материала получит мотивационное  оправдание, приобретет для учащихся значимый смысл, будет вызывать у  них глубокий интерес и потребность  в овладении им. Только при этом условии у учащихся возникнет  и разовьется личностная потребность  в научном познании мира, без которой  современное обучение просто невозможно.

Экспериментальные исследования, проводимые психологами, а также опыт работы многих учителей показали, что содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического  обобщения знаний, способствует становлению  у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины  мира, на овладение общими способами  научного познания, общими приемами действия для такого познания.

Многолетние эксперименты, проведенные под руководством Л. И. Айдаровой, показали, что, если изучение грамматики с самого начала, в I классе, построить как научно-теоретическое  исследование родного языка, его  основных объектов, то указанная психологическая  трудность в значительной мере снимается, и дети с большим интересом  и удовольствием занимаются, казалось бы, весьма сложной работой по изучению грамматики как науки.

Итак, содержание каждого  урока, каждой темы должно быть глубоко  мотивировано, однако не с помощью  создания сиюминутных, скоропроходящих  интересов (например, с помощью внешней  занимательности, которая лишь изредка  может служить предпосылкой к  возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей  жизни (хотя и это иногда не следует  упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности (т. е. мотивов, направленных на само содержание деятельности, а не на какие-то побочные цели этой деятельности).

Организация учебной  деятельности как один из путей формирования мотивации

Содержание учебного материала усваивается учащимися  в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных  действий) она состоит, как эти  части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности, -- от всего этого во многом зависит  результат обучения, его развивающая  и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также  от того, на что она направлена, какие  цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение  учебным материалом как самостоятельной  ценностью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством  для достижения целей, не связанных  с содержанием обучения. Отношение  учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени  тем, как учитель организует их учебную  деятельность, какова ее структура  и характер.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для  того чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная ее мотивация, нужно самое учебную  деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого  самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного  и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в  становлении мотиваций учебной  деятельности.

Мотивационный этап.

На этом этапе  ученики должны осознать, почему и  для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя  должны выяснить, готовы ли они к  изучению раздела, чего им недостает, что  именно они должны проделать, чтобы  успешно выполнить основную учебную  задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных  действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится

учителем как  итог обсуждения проблемной ситуации.

Формулирование  основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации  учебной деятельности учащихся. Учебная  задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела). Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление», -- писал Л. С. Выготский. Как показали педагоги и психологи, основная учебная задача в процессе изучения темы (раздела) программы порождает систему частных учебных задач, которые в совокупности не только создают, но и постоянно поддерживают мотивационный тонус ученика в течение всего хода усвоения. Важное условие организации учебной деятельности -- подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Информация о работе Формирование мотивации младших школьников