Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:46, курсовая работа
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Введение
Глава 1. Мотивация учебной деятельности
1.1 Проблема мотивации учения в психологических исследованиях
1.2 Основные методы исследования мотивации учения
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1 Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2 Пути формирования мотивации учения
Заключение
Список литературы
Длительный психолого-
Этот тип эксперимента
относится не столько к методам
изучения, сколько к методам формирования
мотивации учения. Использование
данного метода связано с перестройкой
учебно-воспитательного
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1 Мотивация учения в младшем школьном возрасте
Начнем анализ с состояния мотивации к моменту прихода ребенка в школу. Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе -- уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.
Наблюдения показывают,
что у современного ребенка семи
лет уровень субъективной готовности
к школе может несколько
Выделим теперь положительные
и отрицательные стороны
В качестве благоприятных
черт мотивации отмечается общее
положительное отношение
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
неустойчивы, т. е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знания, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем -- закономерности), а не на способы учебной деятельности;
до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается, прежде всего, результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.
Если проследить общую динамику мотивов учения от I к III классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т. д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя ) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее -- к способам добывания знаний.
Познавательные
мотивы изменяются следующим образом:
младшие школьники от интереса к
отдельным фактам переходят к
интересу к закономерностям, принципам.
В последние годы психологические
исследования показали, что уже в
середине младшего школьного возраста
может закладываться и интерес
к способам приобретения знаний. В
младшем школьном возрасте возникают
и мотивы самообразования, но они
представлены самой простой формой
-- интересом к дополнительным источникам
знания, эпизодическим чтением
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в I класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.
Такова качественная
картина мотивов учения в младшем
школьном возрасте. Если же проследить
количественную их динамику, то приходится
констатировать, что положительное
отношение к учению несколько
снижается к концу начальной
школы. Эту тенденцию к «
В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В. А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.
Некоторое общее
снижение мотивации учения к концу
начальной школы не должно дезориентировать
учителя. Дело в том, что угасает
лишь общее положительное отношение
к школе, причем угасает закономерно,
так как оно уже удовлетворено.
Пребывание в школе само по себе
теряет для ребенка непосредственную
эмоциональную
П о с т а н о в к а ц е л е й в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:
готов к принятию целей, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять своё поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание школьника);
научается определять важность и последовательность целей, как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий);
может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем, например, может назвать этапы своего решения задачи, а также определить средства достижения этих промежуточных целей.
Слабость процессов
целеобразования в этом возрасте
сказывается в неумении подчинить
себя цели взрослого на достаточно
длительное время, что выражается, например,
в отсутствии внимания на уроке. Отсутствие
умения школьника сопоставить
Сложный характер процессов целеобразования в младшем школьном возрасте показан при анализе волевого поведения первоклассников.
Слабость процессов
целеобразования, неумение выполнять
требования учителя являются одной
из причин отрицательного отношения
к учению и к школе. В этом случае
учителю важно с о о т
н о с и т ь свои требования
к каждому ученику с реальными
в о з м о ж н о с
т я м и его произвольного
поведения, а также последовательно
и систематически помогать ученикам
в их стремлении подчинить свое учебное
поведение нужным целям. Нельзя пренебрегать
и игровыми ситуациями в учении,
в которых развивается
Э м о ц и
и, связанные с учением в младшем
школьном возрасте, имеют важное мотивационное
значение. Широко известны положительные
эмоции детей при поступлении
в школу, при получении хороших
отметок учителя. Эмоции и их проявления
у младшего школьника становятся
по сравнению с детьми дошкольного
возраста несколько более сдержанными
и произвольными, соответствующими
требованиям распорядка школьной жизни.
В ходе младшего школьного возраста
положительные эмоции возрастают по
мере овладения учащимися средствами
и способами учебной
Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всётаки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Эти дети характеризуются податливостью ко внушениям и «впитываемостью» эмоциональных воздействий (поэтому этот период школьного детства называют иногда возрастом «губки»). Для младшего школьника свойственны необычайная широта эмоций и реактивность, легкость переключения от одной эмоции к другой. По мере становления познавательных интересов в ходе младшего школьного возраста эмоции в ходе учения изменяются в сторону их содержательности, устойчивости.
Актуализации эмоций
в младшем школьном возрасте способствуют
дидактические игры, эмоционально захватывающие
ребенка и стимулирующие
В. Л. Сухомлинский
подчеркивал необходимость
Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» -- стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения -- учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив -- интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
Информация о работе Формирование мотивации младших школьников