Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:46, курсовая работа
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Введение
Глава 1. Мотивация учебной деятельности
1.1 Проблема мотивации учения в психологических исследованиях
1.2 Основные методы исследования мотивации учения
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1 Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2 Пути формирования мотивации учения
Заключение
Список литературы
Анкетирование -- это средство первой ориентировки в мотивах учения, средство предварительной разведки, чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов и т. д.
Беседа (интервью)
Беседа обычно используется
для более глубокого изучения
индивидуальных особенностей мотивации
учения. Для успешного проведения
беседы очень важно соблюдать
ряд условий. Так, между учителем
и учеником должен быть установлен
психологический контакт, их отношения
во время беседы должны быть положительными,
доброжелательными. В случае, когда
учителю по тем или иным причинам
не удается установить такой контакт
и беседа протекает как чередование
вопросов учителя и ответов ученика,
следует избегать прямых вопросов,
раскрывающих основную цель беседы, заменять
их косвенными. Допустим, учителя интересует
отношение ученика к
Вопросы, задаваемые учителем в ходе бесед, могут требовать от ученика как односложных, так и развернутых ответов. Использование в беседе вопросов, требующих обстоятельных, развернутых ответов, иногда выделяют в особый метод изучения мотивации, который называют методом экспериментальных заданий или методом использования воображаемой ситуации. Суть метода состоит в том, что учитель в ходе беседы (или в специальной инструкции) задаёт для ученика определенную воображаемую ситуацию. Ответ учащегося выступает как описание способа поведения в этой ситуации и позволяет непосредственно выявить интересы и склонности данного ученика.
Содержание бесед протоколируется как полностью, так и выборочно, в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы (включая предварительные сведения учителя о мотивах учащихся) делает этот метод изучения мотивации учения очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи методов наблюдения и анкетирования. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из психологического анализа данных первичной ориентировки в особенностях мотивации учения школьников.
Изучение продуктов
Здесь в качестве объекта изучения выступают самые разнообразные продукты творчества учащихся (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения и т. п.). Применяя этот метод, учитель может анализировать как внутренние (содержательные), так и внешние (формальные) характеристики мотивации учения.
Изучение сочинений -- наиболее распространенный метод исследования продуктов деятельности учащихся. Так же как и метод беседы, он дает богатый психологический материал относительно индивидуальных, личностных отношений учащихся к занятиям в школе и различных внешкольных увлечений. Благодаря использованию этого метода учитель может собрать массовый качественный материал об особенностях мотивации учащихся в различных сферах их жизнедеятельности.
Использование сочинений
(так же как и других продуктов
деятельности школьников) для анализа
мотивации учения в целом качественный
и косвенный метод
Изучение содержания
сочинений дает учителю сведения
об индивидуально-специфических
Изучение школьной успеваемости
Многие преподаватели
придерживаются мнения, что ученики
по интересующим их предметам всегда
имеют более высокую
Итак, при изучении школьной успеваемости необходимо учитывать субъективное отношение учащихся к отметке. Как показывают психологические исследования, это отношение может значительно меняться в связи с изменением мотивации учения.
Психологический анализ
позволяет выявить два
Перестройка отношения к отметке, выражающаяся в появлении «скачущей» кривой успеваемости, связана с тем, что отметка становится, начиная примерно с III класса средством удовлетворения целого ряда внеучебных мотивов (завоевать или сохранить определенное положение в классе, добиться похвалы родителей и т. п.). Поэтому «скачу-щая» кривая успеваемости -- один из симптомов доминирования у учащихся внеучебной, внешней мотивации учения. Следует отметить, что возникновение стойкой учебно-познавательной мотивации приводит, как правило, сначала к стабилизации кривой отметок, к исчезновению «скачущей» кривой успеваемости, а затем к постепенному росту успеваемости. В этом случае отметка становится выражением оценки наличного уровня знаний ученика и по объективному значению, и по субъективному смыслу, значение и смысл отметки здесь совпадают.
Метод изучения школьной успеваемости характеризуется прежде всего тем, что в нем фактически отсутствует методика (способ сбора данных). Основную роль при использовании этого метода играет метод психологического анализа.
Экспериментальные методы
Основное отличие
экспериментальных методов от неэкспериментальных
состоит в том, что первые предполагают:
1) организацию специальных
Естественный эксперимент
Естественный эксперимент,
как говорит само название этого
метода, наиболее приближен к
Достоинства естественного
эксперимента (относительная
Лабораторный эксперимент
В отличие от естественного лабораторный эксперимент предполагает организацию достаточно, искусственной (необычной для учащихся) системы заданий и условий их выполнения. Такие задания могут включаться и в контекст реальной школьной жизни.
Одна из конкретизации метода лабораторного эксперимента-- « методика с конвертами», применяемая для выявления содержания и уровня развития познавательных интересов учащихся. Суть этой методики в следующем. По каждому учебному предмету учитель составляет по 3--4 задачи четырех типов. Задачи первого типа требуют установления причинных связей, второго -- простого воспроизведения изученного ранее материала, третьего -- практического использования учебных знаний, а четвертого -- творческого, нестандартного подхода к решению. Материал задач помещается в конверты с названиями соответствующих учебных предметов. Ученику предлагается выбрать любой конверт по желанию, а затем -- любую задачу из конверта. После выполнения задачи он может выбрать любой другой конверт.
В качестве диагностических показателей интереса используются характер выбора конверта (случайный или направленный); тип выбранного конверта (предпочитаемый учебный предмет); содержание предпочитаемых заданий (теоретическое, репродуктивное, практическое или творческое); характер выполнения заданий (стереотипный или творческий); общее число выбранных конвертов и т.д.
Основной недостаток как и большинства других лабораторных экспериментов по изучению мотивации учения, следующий: искусственная ситуация эксперимента, явная заинтересованность экспериментатора и т. п. часто приводят к актуализации у учащихся не контролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание учащихся угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда -- стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора и одноклассников и т.п.). При этом используемые диагностические показатели, как правило, оказываются недостаточными для определения подлинного характера действующего мотива. Поэтому такие методики необходимо сочетать с беседой, включающей прямыe и косвенные вопросы, и психологическим наблюдением за особенностями поведения учащихся в ходе эксперимента.
Эксперимент с использованием столкновения мотивационных тенденций
Основная особенность
данного метода в том, что под
влиянием инструкции испытуемый осознает
действующие в
В исследовании Л.
К. Максимова применялась
Очевидно, что осознанный конфликт (столкновение) мотивационных тенденций ведет к тщательной оценке учащимся разнообразных условий и последствий ситуации эксперимента. Поэтому при проведении эксперимента данного типа важно уравнять все учитываемые учеником факторы. Например, при проведении исследования в форме естественного эксперимента совершенно необходимо, чтобы пути к достижению конкурирующих мотивов (в нашем первом примере из исследования Л. К. Максимова -- задачи 1 и 2) воспринимались и оценивались учащимися как одинаково трудные.
Синтетические методы
Монографическое изучение учащихся
Данный прием исследования мотивации учения является не столько специальным методом, сколько особой, длительной, индивидуализированной формой использования всех других описанных методов. Поэтому монографическое изучение учащихся не может быть воплощено в какой-либо одной методике. Обычно изучение конкретизируется в со-
вокупности самых
разнообразных
Монографический метод
используется, как правило, для глубокого,
тщательного, так называемого
Информация о работе Формирование мотивации младших школьников