Формирование мотивации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.

Содержание

Введение

Глава 1. Мотивация учебной деятельности

1.1 Проблема мотивации учения в психологических исследованиях

1.2 Основные методы исследования мотивации учения

Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

2.1 Мотивация учения в младшем школьном возрасте

2.2 Пути формирования мотивации учения

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

младших школьников.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

Анкетирование -- это  средство первой ориентировки в мотивах  учения, средство предварительной разведки, чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с  использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные  анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов и т. д.

Беседа (интервью)

Беседа обычно используется для более глубокого изучения индивидуальных особенностей мотивации  учения. Для успешного проведения беседы очень важно соблюдать  ряд условий. Так, между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, их отношения  во время беседы должны быть положительными, доброжелательными. В случае, когда  учителю по тем или иным причинам не удается установить такой контакт  и беседа протекает как чередование  вопросов учителя и ответов ученика, следует избегать прямых вопросов, раскрывающих основную цель беседы, заменять их косвенными. Допустим, учителя интересует отношение ученика к математике. Не следует задавать прямых вопросов («Любишь ли ты математику?»), учитель  должен найти таким вопросам косвенный  эквивалент («Существует мнение, что  школьная программа перегружена  математическими дисциплинами. Что  ты думаешь по этому поводу?» и  т. п.).

Вопросы, задаваемые учителем в ходе бесед, могут требовать  от ученика как односложных, так  и развернутых ответов. Использование  в беседе вопросов, требующих обстоятельных, развернутых ответов, иногда выделяют в особый метод изучения мотивации, который называют методом экспериментальных заданий или методом использования воображаемой ситуации. Суть метода состоит в том, что учитель в ходе беседы (или в специальной инструкции) задаёт для ученика определенную воображаемую ситуацию. Ответ учащегося выступает как описание способа поведения в этой ситуации и позволяет непосредственно выявить интересы и склонности данного ученика.

Содержание бесед  протоколируется как полностью, так и выборочно, в зависимости  от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы (включая предварительные  сведения учителя о мотивах учащихся) делает этот метод изучения мотивации  учения очень эффективным средством  психологического исследования. Поэтому  желательно, чтобы беседа проводилась  с учетом данных, полученных при  помощи методов наблюдения и анкетирования. В этом случае в ее цели может  входить проверка предварительных  выводов, вытекающих из психологического анализа данных первичной ориентировки в особенностях мотивации учения школьников.

Изучение продуктов деятельности учащихся

Здесь в качестве объекта изучения выступают самые  разнообразные продукты творчества учащихся (стихи, рисунки, различные  поделки, дневниковые записи, школьные сочинения и т. п.). Применяя этот метод, учитель может анализировать  как внутренние (содержательные), так  и внешние (формальные) характеристики мотивации учения.

Изучение сочинений -- наиболее распространенный метод  исследования продуктов деятельности учащихся. Так же как и метод  беседы, он дает богатый психологический  материал относительно индивидуальных, личностных отношений учащихся к  занятиям в школе и различных внешкольных увлечений. Благодаря использованию этого метода учитель может собрать массовый качественный материал об особенностях мотивации учащихся в различных сферах их жизнедеятельности.

Использование сочинений (так же как и других продуктов  деятельности школьников) для анализа  мотивации учения в целом качественный и косвенный метод исследования. Мысли, чувства, мотивы и потребности  учащихся отражаются, проецируются в  содержании сочинений. Однако и в  сочинениях учащиеся иногда могут маскировать  при помощи мотивировок свои действительные побуждения. Для того чтобы, по крайней  мере, частично избежать ошибочной  оценки, следует использовать сочинения  по готовому плану, в котором чередуются прямые и косвенные вопросы. Например, в сочинении на тему «Как я учусь» можно использовать такой план; 1. Что заставляет меня ходить в школу? 2. Как я готовлю домашние задания? 3. Люблю ли я учиться и почему?

Изучение содержания сочинений дает учителю сведения об индивидуально-специфических увлечениях и интересах учащихся. Поэтому  результаты использования этого  метода (наряду с результатами наблюдений и бесед) могут представить ценный материал для составления вопросов при подготовке различных анкет  и вопросников.

Изучение школьной успеваемости

Многие преподаватели  придерживаются мнения, что ученики  по интересующим их предметам всегда имеют более высокую успеваемость, чем по предметам «неинтересным». Это во многих случаях действительно  оправданное мнение не всегда, однако, оказывается справедливым. Дело в  том, что успеваемость -- достаточно внешний показатель по отношению  к тому содержанию, к тем мотивам  и потребностям, которые побуждают  школьников учиться и реализуются  в учении. Например, по предмету, очень  интересующему ученика, он может  иметь низкую успеваемость из-за конфликтов с учителем и, наоборот, по «неинтересному»  предмету ученик может иметь высокую  успеваемость, так как его успехи в этой области контролируются родителями.

Итак, при изучении школьной успеваемости необходимо учитывать  субъективное отношение учащихся к  отметке. Как показывают психологические  исследования, это отношение может  значительно меняться в связи  с изменением мотивации учения.

Психологический анализ позволяет выявить два различных  аспекта отношения ученика к  отметке. Отметка имеет определенное объективное значение, которое характеризует  успеваемость и уровень знаний ученика. Так, учащийся может прекрасно знать  и понимать, что он учится плохо, что успеваемость у него очень  низкая, и в то же время эта  низкая успеваемость его вполне удовлетворяет, осмысливается им как нормальная и даже как единственно возможная. Иногда встречается прямо противоположный  случай, когда за видимостью объективно хорошей и даже отличной успеваемости скрыта внутренняя неудовлетворенность  собой и стремление к повышению  уровня знаний, к самосовершенствованию. Как видим, и в первом, и во втором случае не совпадает объективное  значение отметки и ее психологический  смысл для самого ученика. Эти  примеры показывают также, что для  выявления характера реальных мотивов  учения школьников путем изучения их успеваемости необходимо обнаружить отношение, в котором находится отметка  к доминирующим мотивам учения, т. е. тот смысл, который имеет отметка  для каждого школьника.

Перестройка отношения  к отметке, выражающаяся в появлении  «скачущей» кривой успеваемости, связана  с тем, что отметка становится, начиная примерно с III класса средством удовлетворения целого ряда внеучебных мотивов (завоевать или сохранить определенное положение в классе, добиться похвалы родителей и т. п.). Поэтому «скачу-щая» кривая успеваемости -- один из симптомов доминирования у учащихся внеучебной, внешней мотивации учения. Следует отметить, что возникновение стойкой учебно-познавательной мотивации приводит, как правило, сначала к стабилизации кривой отметок, к исчезновению «скачущей» кривой успеваемости, а затем к постепенному росту успеваемости. В этом случае отметка становится выражением оценки наличного уровня знаний ученика и по объективному значению, и по субъективному смыслу, значение и смысл отметки здесь совпадают.

Метод изучения школьной успеваемости характеризуется прежде всего тем, что в нем фактически отсутствует методика (способ сбора  данных). Основную роль при использовании  этого метода играет метод психологического анализа.

Экспериментальные методы

Основное отличие  экспериментальных методов от неэкспериментальных  состоит в том, что первые предполагают: 1) организацию специальных условий  деятельности учащихся, влияющих на особенности  их мотивации учения и 2) изменение  этих условии в ходе исследования. Вместе с тем экспериментальные  методы предполагают использование  неэкепсриментальных методов и  зачастую непосредственно включают их в себя.

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент, как говорит само название этого  метода, наиболее приближен к неэкспериментальным  методам. Условия, используемые при  проведении естественного эксперимента, не организуются учителем специально, они органично включены в учебно-воспитательный процесс. Учитель в данном случае пользуется сочетанием различных (часто  контрастных) условий (методов, содержания и т. д.) преподавания и фиксирует  при помощи неэкспериментальных  методик изменения и другие особенности  мотивации учащихся.

Достоинства естественного  эксперимента (относительная замаскированность  действительных целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения и т. п.) являются следствием его органичной включенности в учебно-воспитательный процесс. К недостаткам относятся, в частности, все недостатки тех  неэкспериментальных методик, которые  применяются «внутри» естественного  эксперимента и служат для сбора  экспериментальных данных.

Лабораторный эксперимент

В отличие от естественного  лабораторный эксперимент предполагает организацию достаточно, искусственной (необычной для учащихся) системы  заданий и условий их выполнения. Такие задания могут включаться и в контекст реальной школьной жизни.

Одна из конкретизации  метода лабораторного эксперимента-- « методика с конвертами», применяемая  для выявления содержания и уровня развития познавательных интересов  учащихся. Суть этой методики в следующем. По каждому учебному предмету учитель  составляет по 3--4 задачи четырех типов. Задачи первого типа требуют установления причинных связей, второго -- простого воспроизведения изученного ранее  материала, третьего -- практического  использования учебных знаний, а  четвертого -- творческого, нестандартного подхода к решению. Материал задач  помещается в конверты с названиями соответствующих учебных предметов. Ученику предлагается выбрать любой конверт по желанию, а затем -- любую задачу из конверта. После выполнения задачи он может выбрать любой другой конверт.

В качестве диагностических  показателей интереса используются характер выбора конверта (случайный  или направленный); тип выбранного конверта (предпочитаемый учебный предмет); содержание предпочитаемых заданий (теоретическое, репродуктивное, практическое или творческое); характер выполнения заданий (стереотипный или творческий); общее число выбранных  конвертов и т.д.

Основной недостаток как и большинства других лабораторных экспериментов по изучению мотивации  учения, следующий: искусственная ситуация эксперимента, явная заинтересованность экспериментатора и т. п. часто приводят к актуализации у учащихся не контролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание учащихся угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда -- стремление поднять свой престиж  в глазах экспериментатора и одноклассников и т.п.). При этом используемые диагностические  показатели, как правило, оказываются  недостаточными для определения  подлинного характера действующего мотива. Поэтому такие методики необходимо сочетать с беседой, включающей прямыe и косвенные вопросы, и психологическим  наблюдением за особенностями поведения  учащихся в ходе эксперимента.

Эксперимент с использованием столкновения мотивационных тенденций

Основная особенность  данного метода в том, что под  влиянием инструкции испытуемый осознает действующие в экспериментальной  ситуации мотивы как альтернативу. Выполняя задание экспериментатора, испытуемый обнаруживает соподчинённость  одного мотива альтернативной пары другому. Данный метод, поэтому может рассматриваться  как способ выявления иерархических  взаимоотношений между различными мотивами и мотивационно-потребностной  сфере учащихся.

В исследовании Л. К. Максимова применялась следующая  методика столкновения мотивов. Учащимся предлагалось решить на выбор одну из двух задач, записанных на доске. Давалась такая инструкция: «За решение задачи 1 будет поставлена отметка. Те, кто решит задачу 2, примут участие в математической игре». Таким образом, учащиеся ставились в ситуацию выбора (соподчинения) одного из двух задаваемых мотивов.

Очевидно, что осознанный конфликт (столкновение) мотивационных  тенденций ведет к тщательной оценке учащимся разнообразных условий  и последствий ситуации эксперимента. Поэтому при проведении эксперимента данного типа важно уравнять все  учитываемые учеником факторы. Например, при проведении исследования в форме  естественного эксперимента совершенно необходимо, чтобы пути к достижению конкурирующих мотивов (в нашем  первом примере из исследования Л. К. Максимова -- задачи 1 и 2) воспринимались и оценивались учащимися как  одинаково трудные.

Синтетические методы

Монографическое изучение учащихся

Данный прием  исследования мотивации учения является не столько специальным методом, сколько особой, длительной, индивидуализированной  формой использования всех других описанных  методов. Поэтому монографическое  изучение учащихся не может быть воплощено  в какой-либо одной методике. Обычно изучение конкретизируется в со-

вокупности самых  разнообразных неэкспериментальных  и экспериментальных методик. В  советской возрастной и педагогической психологии монографический метод  применялся, например, при изучении развития склонностей к интеллектуальной деятельности (Н. С. Лейтес), самооценки (А. И. Липкина), мотивов учения (Н. А. Менчинская, Л. С. Славина), мотивов общения (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова).

Монографический метод  используется, как правило, для глубокого, тщательного, так называемого лонгитюдинального  исследования отдельных школьников. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных, индивидуальных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических, в частности мотивационных, образований.

Информация о работе Формирование мотивации младших школьников