Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исследования по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников…………………………………….7
1.1. Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………7
1.2. Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………16
1.3.Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены………………………………………………………………………….24
1.4. Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме……………………………………………………………….35
Выводы…………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по гигиене.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

      Игра  имеет важное значение в жизни ребёнка. В младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания; он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. И в совершенствовании этих навыков, как показывает опыт работы, помогают творческие игры: сюжетно - ролевые, театрализованные.

      Педагог Н. Лаврененко, изучая тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» предложила студентам составить по этой теме сказки для дошкольников: «Что случилось с мальчиком, который не любил умываться», «Путешествие в стране Чистюль» и т.д.

      Воспитатель Н. Чулкова советует обучать детей процессу умывания используя прием показа. Она предлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия дети показывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран с водой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мыть лицо и насухо вытираться полотенцем.

      Чтобы закрепить знания о пользе воды, привить первоначальные навыки личной гигиены, во время развлечения инструктор по физическому воспитанию детского сада А.А. Лихачева предлагает организовать встречу с Мойдодыром. В ходе занятия дети учат мальчика - грязнулю умываться, пользоваться умывальными принадлежностями. После этого мальчик становится чистым и Мойдодыр его хвалит, а детей он хвалит за то, что они научили этого мальчика умываться.

      В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм и игровому методу, использованию художественного  слова, это создаёт у детей  хорошее настроение и формирует  положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.4. Анализ программных  требований и диагностических  методик по данной  проблеме 

      В дошкольном учреждении уделяется большое  внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового  образа жизни, бережно относиться к  своему здоровью, знакомят с элементарными  правилами безопасного поведения.

      Цель  вопроса - познакомиться с отечественными образовательными программами по вопросу  воспитания культурно - гигиенических  навыков у детей дошкольного  возраста, дать анализ методического  обеспечения программ, изучить диагностическую  литературу.

      Нами был проведён анализ таких программ, как: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. (См. приложение 1)

      Проанализировав программы, я пришла к выводу, что  «Программа воспитания и обучения в  детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой  ориентирует на создание в детском  саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены, особенно это  относится к детям младшего возраста. В режиме дня детей младшего возраста отводится больше времени, чем в  режиме дня детей среднего возраста, на формирование культурно - гигиенических  навыков. Программа предусматривает  укрепление здоровья ребёнка, а это  невозможно без соблюдения правил гигиены. Именно поэтому, как мне кажется, в разделах «Физическое воспитание»  включены подразделы, «Культурно-гигиенические  навыки».

      Авторы  программы «Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных  дошкольнику видов деятельности. Девиз программы: «Чувствовать –  Познавать – Творить».

      Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического  и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической  культуры.

      В программе есть раздел «Растим детей  здоровыми, крепкими, жизнерадостными» в этот раздел входит несколько подразделов, среди которых «Освоение основ гигиенической культуры».

      Проанализировав этот подраздел, я пришла к выводу, что программа предусматривает  валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Поэтому я буду работать по программе «Детство»

      В период от трёх до семи лет совершенствуются способы выполнения соответствующих  действий, меняется сама структура  навыков и характер их формирования.

      1. Освоенные культурно-гигиенические  навыки постепенно переходят  в привычку. Навык мыть руки  перед едой перерастает в потребность  мыть руки. При этом выполнение  действий сопровождаются чувством  удовольствия, окрашивается положительными  эмоциями. И наоборот, если ребёнку  не удаётся выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает  внутренний дискомфорт: может отказаться  от еды, даже если очень голоден,  если не удалось помыть руки.

      С формированием привычки связано  смещение мотива действия. Если вначале  действие побуждается мотивом, лежащим  вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность  в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д.

      2. Расширяется круг культурно-гигиенических  навыков, они становятся более  сложными, объединяются в системы.  Увеличение элементарных навыков  и привычек создаёт фундамент  для других, более сложных. 

      Навыки  личной гигиены соединяются с  навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в  умывальной комнате, в столовой; как  относиться к вещам (сначала к  полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а  затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к  тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между  собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей  одежды и других вещей, перерастает  в привычку быть аккуратным в делах  и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков  расширяется круг самостоятельности  и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические  навыки по своей инициативе.

      3. Формируется осознание правил  и норм, стоящих за культурно  - гигиеническими навыками. В раннем  детстве на основе овладения  этими навыками складываются  предпосылки для понимания правил  поведения, определяющих необходимость  их выполнения. А в дошкольном  возрасте малыш усваивает первые  этические нормы. Он «открывает»,  что за каждым культурно - гигиеническим  навыком стоит определённое правило  поведения, которое продиктовано  нравственными нормами человеческого  общества.

      Методы  диагностики культурно - гигиенических  навыков просты. Главным методом  является наблюдение за детьми 2-7 лет  в режимных процессах. В книге  «Диагностика психологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

      Прежде  всего, надо провести предварительную  работу, составить таблицу «Освоение  детьми от одного до семи лет культурно - гигиенических навыков», а затем  проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса:

      Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу…

      Что важнее для ребёнка процесс или  результат…

      3.Отношение  к используемым предметам...

      4. Проявление самостоятельности ребёнка....

      -как  реагирует на столкновение с  трудностями

      -необходим  ли контроль взрослого при  выполнении действий?

      - умеет ли малыш самостоятельно  оценить достигнутый результат.

      5. Взаимоотношения со сверстниками;

      6. Взаимоотношения со взрослым;

      Цель  такой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогического  процесса, а результаты диагностики  обеспечат эффективность этого  процесса.

      Для того, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой опыт и специальные знания о ребенке.

      В книге «Педагогическая практика в детском саду», авторы В.П. Дуброва  и Е.П. Милашевич в изучении сформированности культурно – гигиенических навыков опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии». Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно – гигиенических навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы 

      В результате работы над теоретической  частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что  формирование культурно - гигиенических  навыков одно из важнейших направлений  в работе с детьми. Современные  педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков  должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

      Изучение  первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических  навыков в воспитании ребёнка  дошкольного возраста.

      Чаще  всего дети учатся культурно-гигиеническим  навыкам в процессе игр или  же с помощью художественного  слова.

      Изучая  опыт работы по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста, мне стало известно, что  в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения  маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей  опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах “Ребенок в детском саду” и  “Дошкольное воспитание” я пришла к выводу, что его по данной теме не достаточно.

      Культурно-гигиенические  навыки - важная составляющая часть  культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе  культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

       
  1. Белостоцкая, Е.М., Виноградова, Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
  2. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.

      Буре  Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.

      Богуславская  З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного  возраста. – М.: 1991.

      Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников