Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исследования по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников…………………………………….7
1.1. Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………7
1.2. Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………16
1.3.Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены………………………………………………………………………….24
1.4. Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме……………………………………………………………….35
Выводы…………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по гигиене.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

      Исследователи проблемы Виноградова Н.Ф. и Белостоцкая Е.М. считали, что «режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.»[1,15]

      Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен  на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка  и прочие предметы – объекты, с  помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью  этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться  одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет  и без помощи взрослого его  не откроет, не обучится ему самостоятельно.

      С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков  идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир  взрослых. Психическое развитие –  процесс неравномерный, его линии  идут не одновременно, есть периоды  наиболее быстрого развития тех или  иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

      Ребенок начинает знакомиться с миром  предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом  – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет( ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

      Режим дня, в формировании культурно–гигиенических  навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь  в режим дня, выполняя бытовые  процессы, ребенок осваивает серию  культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший  потребностью – это привычка. Навык  умываться позволяет ребенку  делать это ловко и быстро, а  привычка умываться побуждает его  делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические  навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым  влияя на становление нового вида деятельности – игры.

      В игре дети отражают взаимоотношения, которые  складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих  ситуациях. В игре дети имитируют  бытовые действия (мытье рук, прием  пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением  культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

      Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного  мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических  навыков влияет не только на игровую  и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми  и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить  одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его  требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.[26,15]

      Освоение  культурно – гигиенических навыков  дает возможность сравнить себя с  другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить  товарища! Буду помогать взрослым и  маленькому брату! Так через сравнение  себя с другими складываются предпосылки  для формирования самооценки, осознания  своих возможностей и умений, а  так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов  малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой  кусок, а через некоторое время  стал совсем маленький, почему вода смывает  пену и грязь с рук, как с  помощью вилки можно разделить  котлету пополам, куда пропадает  сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

      Первоначально ребенок замечает причинно – следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы  вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в  конкретную ситуацию. При этом следует  опираться на опыт малыша.

      В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

      Культурно-гигиенические  навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические  процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление  о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

      Культурно-гигиенические  навыки совпадают еще с одной  линией психического развития – развитием  воли.

      Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому  всякое действие дается с большим  трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.

      С возрастом по мере овладения культурно  – гигиеническими навыками малыш  осознает правила поведения, которые  их определяют. И такие правила  начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение  ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства  и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует  общественное правило поведения.

      Таким образом, освоение культурно – гигиенических  навыков связано с этическим  развитием дошкольника.»[26,18]

      Воспитание  у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в  охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых  гигиенических правил и норм поведения  зависит не только их здоровье, но и  здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно–гигиенических навыков  малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами  человеческих взаимоотношений, а в  их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

      В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы  выполнение правил личной гигиены стало  для них естественным, а гигиенические  навыки с возрастом постоянно  совершенствовались. В начале детей  приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после  пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного  возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая  их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для  полоскания рта, следить, чтобы все  вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

      Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет  и внешний вид окружающих и  взрослых. Нужно постоянно помнить  о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны  к подражанию, поэтому воспитатель  должен быть для них образцом.

На основе вышеизложенного можно сделать  вывод, что большое влияние на формирование культурно–гигиенических навыков оказывают условия и формы организации детей. 
 
 

      1.2. Условия и методы  формирования культурно-гигиенических  навыков у детей  дошкольного возраста 

      К числу основных условий успешного  формирования культурно – гигиенических  навыков относятся рационально  организованная обстановка, четкий режим  дня и руководство взрослых. Под  рационально организованной обстановкой  понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым  оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

      Для формирования культурно-гигиенических  навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных  действий, четко определить место  расположения вещей, игрушек, порядок  их уборки и хранения. Для малышей  особое значение имеет постоянство  условий, знание назначения и места  каждой нужной ему в течение дня  вещи. Например, в умывальной комнате  должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с  учетом роста детей; на вешалке над  каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим  дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников