Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исследования по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников…………………………………….7
1.1. Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………7
1.2. Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………16
1.3.Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены………………………………………………………………………….24
1.4. Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме……………………………………………………………….35
Выводы…………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по гигиене.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

      В дошкольном возрасте дети особенно склонны  к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы  дети мыли руки перед обедом, не забывайте  и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе  не трудная и позорная работа,» - советовал А.С. Макаренко. [6,97]

      Об  этом всегда должны помнить и воспитатели  детского сада и родители. «Ваше  собственное поведение — самая  решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с  ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете  газету, — все это имеет для  ребенка большое значение», говорил  А.С. Макаренко 

      Для детей дошкольного возраста большое  значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.

      Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».[7,98]

      Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а  затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим  интервалом (не более 5-10 секунд), в противном  случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам  обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и  вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет  его руки в свои, намыливает и  подставляет под струю воды. Так  у ребенка складывается сенсомоторный  образ действия, а также образ  составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.

      Это поможет ему быстрее усвоить  способ выполнения, уяснить, почему нужно  поступать именно так.

      Автор книги «Перспективное планирование…» Н.С. Голицина считает: «Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально» Среди приёмов, способствующих формированию культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, на первом месте стоит прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. Здесь автором - составителем предлагаются игровые приёмы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании». [7,20]

      В воспитании культурно-гигиенических  навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и  родителей. Малыш не сразу и с  большим трудом приобретает необходимые  навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в  семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для  одежды, выделить индивидуальную полку  или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

      Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным  при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему  трудно дотянуться до них. Однако он стремится  сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные  силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

      Обучая  детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка  пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

      «Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться», - говорит в начале года воспитатель  и показывает всё: и как завёртывать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.»[4,35]

      Обычно  качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается  неважным следить за тем, перешел  ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость  выполнять культурно – гигиенические  навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам  на иной, чем в детстве, основе. Ребенку  надо помочь осознать приемы и условия  выполнения культурно–гигиенических  навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для  этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления  правил и их усвоения, в средних  и старших группах целесообразно  проводить беседу о гигиене. Она  строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и  их порядок, но и делали обобщения, которые  помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники  самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками. Поэтому  бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно - гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.

      Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах  формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после  мытья посмотреть, насколько чисто  и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических  навыков являются дидактические  игры.

      Особая  роль в воспитании культурно –  гигиенических навыков принадлежит  игровым приемам. Используя их, воспитатель  закрепляет у детей навыки, которые  вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм (“Уложи куклу  спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т.п.).

      Особое  внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим  видом деятельности ребенка дошкольного  возраста, посредством игры ребенок  лучше запоминает и устанавливает  причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3.Роль  игрового метода  в формировании  навыков личной  гигиены 

      Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как  его насущную потребность. Надежда  Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: «...игра для  них – учеба, игра для них –  труд, игра для них – серьезная  форма воспитания. Игра – для  дошкольников – способ познания окружающего». Играя, он уточняет свои представления  о предметах и явлениях, изучает  цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает  растения, животных. Положительное  влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке  у них чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности, самообладания. Важная роль принадлежит  игре и в области физического  воспитания ребенка, так как она  содействует развитию у него ловкости, меткости глаза, общему укреплению его  организма.

      Идею  о необходимости «пропитать всю  жизнь» маленького ребенка игрой  высказывал А.С. Макаренко. Сам он блестяще реализовывал эту идею, работая с  трудными подростками.

      Научное обоснование игры как формы организации  жизни и деятельности детей в  детских садах содержится в работах  А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой в игре ребёнок не учится жить, а живёт  собственностью жизнью, на своём опыте  постигает «что такое хорошо и  что такое плохо», а так же она  считала, что воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в  интересы играющих детей, умело их направлять.

      А.П. Усова, отмечая воспитательное влияние  игр, писала: «Каждая игра, если она  по силам ребенку, ставит его в  такое положение, когда ум его  работает живо и энергично, действия организованы».

      Однако, направляя игру в русло решения  воспитательно–образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям, уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

      В процессе игры между детьми складываются два вида отношений: - отношения, которые  определяются содержанием игры, правилами  игры; - реальные отношения, которые  проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей и  т.д.);

      Реальные  отношения, будучи личными, формируются  не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. По мнению А.П. Усовой на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности», а они в свою очередь позволяют  ребенку успешно взаимодействовать  с другими детьми.

      При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения  со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения.

      В исследовании Р.И. Жуковской обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных чувств, чувства  привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают  организаторские способности, проявляют  настойчивость и инициативу. Решению  воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых  интересов детей, углубление моральных  чувств.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников