Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исследования по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников…………………………………….7
1.1. Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………7
1.2. Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………16
1.3.Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены………………………………………………………………………….24
1.4. Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме……………………………………………………………….35
Выводы…………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по гигиене.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

      Игра  является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям  с предметами, способам и средствам  общения.

      В игре ребёнок развивается как  личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, его  отношения с людьми. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет  в обществе. В игре, подражая действиям  старших, он приобщается к окружающей жизни. Различные навыки, приобретенные  ребёнком, самостоятельности, культурно - гигиенические навыки и другие, переносятся им в игру. Достоинство  игровых методов и приемов  обучения заключается в том, что  они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной  задаче. Решение учебной задачи в  процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с  минимальными волевыми усилиями. В  свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществить учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений.

      В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом  виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. В младших группах игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области  самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются  в значительной мере в играх с  куклами. Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела».

      Я под краном руки мыла,

      А лицо помыть забыла.

      Увидал  меня Трезор:

      Зарычал: «Какой позор!»

      Для закрепления культурно-гигиенических  навыков и привычек целесообразно  использовать сюжетно-ролевую игру, «Обратите внимание на игры малыша, вот он посадил куклу за стол и  собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей  дочке?». Или другая ситуация. Ребёнок  укладывает спать куклу одетую. Нужно  ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь  её. Твоя дочка тоже не хочет спать  одетой». Таким образом, усвоение культурно-гигиенические  навыки закрепляются и обогащают  содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.» - советуют Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева [26,7]

      Обучая  детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к  самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка  этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется  от воспитателя, чтобы не погасить детскую  инициативу.

      Особое  значение в общении с детьми имеют  игровые приёмы. Именно они позволяют  воспитателю более активно воздействовать на малыша. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Можно внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем учат куклу навыкам самообслуживания. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.

      Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка  вызывает у него удовлетворение, рождает  уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом  является привлечение положительного примера. Увлечь детей деятельностью  по самообслуживанию можно вызвав у  них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать; «какое гладкое, какое душистое! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте проверим?»

      Использование игровых приёмов, весьма эффективный  метод, они должны быть похожи на настоящую  игру и обладать её существенными  признаками: представлять собой продуманные  педагогом игровые задачи, соответствующие  им игровые действия с целью обучения, воспитания и развития детей. Для  обучения через игру так же созданы  дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Но для играющих детей воспитательно–образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

      Дидактической игре присущи две функции в  процессе обучения. Первая функция  – совершенствование и закрепление  знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а  трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости  от игровой ситуации. Вторая функция  дидактической игры заключается  в том, что дети усваивают новые  знания и умения разного содержания. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические  игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму  к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти  игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Для  дидактических игр характерно наличие  задачи учебного характера – обучающей  задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую  игру, но облекают ее в занимательную  форму. Обучающая задача воплощается  в соответствующем содержании и  реализуется с помощью игровых  действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая  задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической  игре зависят от того, насколько  ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей  задачей. Это побуждает ребенка  быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет  ему чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Однако следует отметить, знания и умения, приобретаемые играющими, являются побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решений игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста.

      Оценивая  дидактическую игру и ее роль в  системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания  и приемы позволяют повысить восприимчивость  детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность»[28,170].

      Психолог  А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической  игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая  игра была не только формой усвоения отдельных  знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила  формированию его способностей»[11,347].

      В связи с разработкой теории сенсорного воспитания была создана система  дидактических игр. В последние  годы вопросы теории и практики дидактической  игры разрабатывались и разрабатываются  многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер и др. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, виды дидактических игр, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность, сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания в детском саду.

      Все дидактические игры можно разделить  на три основных вида: 1. Игры с предметами (игрушками), в которых особое место  занимают сюжетно – дидактические, где дети выполняют определенные роли, и игры – инсценировки, которые  помогают уточнить представления о  различных предметах;

      2. Настольно-печатные. Эти игры разнообразны  по содержанию, обучающим задачам,  оформлению. Они помогают уточнять  и расширять представления детей  об окружающем мире, систематизировать  знания, развивать мыслительные  процессы.

      3. Словесные игры отличаются тем,  что процесс решения обучающей  задачи осуществляется в мыслительном  плане, на основе представлений  и без опоры на наглядность.

      Независимо  от вида дидактическая игра имеет  определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры»[25,13].

      Обязательным  компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в  ходе игры управляет поведением детей, воспитательно–образовательным процессом. Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей и требует чуткого руководства воспитателя. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры. Продумать, как можно разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей. « С помощью игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации[4,26]. Так же желательно постепенно вносить новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

      В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого  отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя  удачные, умелые игровые действия, выразительность  исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Большой интерес  у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся?»  поможет отработать навыки детей  в самообслуживании и культуре внешнего вида. Можно так же использовать игры упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди  методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой  деятельности. В процессе таких игр  дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной  игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный  опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления  окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая  игра направлена на развитие таких  психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она  вырабатывает усидчивость, дает простор  для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических  игры обращено на выполнение игровых  действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые  знания, умения и навыки. Дидактическая  игра хороша еще и тем, что малыш  сразу видит конечный результат  своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание  помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

      Н.Я  Михайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению дидактической игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром».

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников