Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исследования по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников…………………………………….7
1.1. Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………7
1.2. Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………16
1.3.Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены………………………………………………………………………….24
1.4. Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме……………………………………………………………….35
Выводы…………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………..41
Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В
игре ребёнок развивается как
личность, у него формируются те
стороны психики, от которых впоследствии
будут зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, воспитание
культурно-гигиенических
В
качестве игрового метода используется
воображаемая ситуация в развернутом
виде: с ролями, игровыми действиями,
соответствующим игровым
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор:
Зарычал: «Какой позор!»
Для
закрепления культурно-
Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.
Особое
значение в общении с детьми имеют
игровые приёмы. Именно они позволяют
воспитателю более активно
Положительная
оценка даже небольших успехов ребёнка
вызывает у него удовлетворение, рождает
уверенность в своих силах. Особенно
это важно в общении с
Использование
игровых приёмов, весьма эффективный
метод, они должны быть похожи на настоящую
игру и обладать её существенными
признаками: представлять собой продуманные
педагогом игровые задачи, соответствующие
им игровые действия с целью обучения,
воспитания и развития детей. Для
обучения через игру так же созданы
дидактические игры. Дети играют, не
подозревая, что осваивают какие-то
знания, овладевают навыками действий
с определенными предметами, учатся
культуре общения друг с другом.
Но для играющих детей воспитательно–
Дидактической
игре присущи две функции в
процессе обучения. Первая функция
– совершенствование и
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность»[28,170].
Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»[11,347].
В
связи с разработкой теории сенсорного
воспитания была создана система
дидактических игр. В последние
годы вопросы теории и практики дидактической
игры разрабатывались и
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 1. Игры с предметами (игрушками), в которых особое место занимают сюжетно – дидактические, где дети выполняют определенные роли, и игры – инсценировки, которые помогают уточнить представления о различных предметах;
2.
Настольно-печатные. Эти игры разнообразны
по содержанию, обучающим задачам,
оформлению. Они помогают уточнять
и расширять представления
3.
Словесные игры отличаются тем,
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры»[25,13].
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно–образовательным процессом. Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей и требует чуткого руководства воспитателя. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры. Продумать, как можно разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей. « С помощью игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации[4,26]. Так же желательно постепенно вносить новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
В
поле зрения педагога всегда должны быть
задачи развития у детей самостоятельности,
навыков самоорганизации, творческого
отношения к игре. Следует поддерживать
интерес ребенка к игре, одобряя
удачные, умелые игровые действия, выразительность
исполнения роли, проявления взаимопомощи
и взаимовыручки. Большой интерес
у дошкольников вызывают настольно-печатные
игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся?»
поможет отработать навыки детей
в самообслуживании и культуре внешнего
вида. Можно так же использовать
игры упражнения на развитие мелкой моторики
для упражнения в застегивании, шнуровании,
завязывании. Дидактические игры не
случайно заняли прочное место среди
методов обучения и воспитания детей,
развития их самостоятельной игровой
деятельности. В процессе таких игр
дети учатся решать познавательные задачи,
вначале под руководством воспитателя,
а затем и в самостоятельной
игре. Любая дидактическая игра ставит
целью обогатить чувственный
опыт ребенка, развивать его умственные
способности (умение сравнивать, обогащать,
классифицировать предметы и явления
окружающего мира, высказывать свои
суждения, делать умозаключения). Дидактическая
игра направлена на развитие таких
психических процессов, как память,
мышление, творческое воображение, развитие
культурно-гигиенических
Н.Я Михайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению дидактической игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром».
Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников