Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Результаты изучения интеллектуальной готовности у детей 6-7-летнего возраста контрольной и экспериментальной группах к обучению в школе также представлены на диаграммах 2 и 3:

 

 

Диаграмма 2. Результаты изучения интеллектуальной готовности у детей 6-7-летнего возраста контрольной группы к обучению в школе

 

Диаграмма 3 Результаты изучения интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста экспериментальной группы к обучению в школе

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента, было выявлено, что после повторного проведения методик по диагностике интеллектуального уровня готовности к обучению в школе с детьми контрольной группы, у  8 детей выявился высокий уровень  развития, что составляет 67% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития выявился только у 4 детей, что составляет 33% учащихся.

У детей экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: 4 человека имеют высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 44% учащихся, и у 5 учащихся выявлен средний уровень интеллектуального развития, что составляет 56% учащихся.

Из вышесказанного следует, что система коррекционных занятий способствовала повышению уровня интеллектуального развития. Анализируя проблему подготовки детей к успешному обучению в школе, следует отметить, что разработка вариативных диагностик интеллектуальной готовности детей, создание системы коррекционных заданий будет значительно способствовать повышению интеллектуального  развития детей к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В результате исследования психолого-педагогической литературы и проведенного в курсовой работе эксперимента по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе было доказано, что данная проблема является актуальной. Так как  младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий и от того, насколько успешно будет складываться его учебная деятельность, будет зависеть отношение к учению. В последние годы в педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение программы представляет трудности. В связи с этим, возникает необходимость изучения вопросов, связанных с поиском эффективных средств диагностики и формирования интеллектуальной готовности детей 6- 7- летнего возраста к обучению в школе.

Исходя из проделанной работы, как в практическом, так и в экспериментальном плане, можно сделать вывод о том, что тема нашей курсовой работы полностью раскрыта, задачи решены, т.к был осуществлен качественный анализ состояния проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

Во введении представлены существующие противоречия, обосновывается проблема исследования и ее актуальность, определены цель, объект, предмет, гипотеза,  задачи исследования; раскрыты методологические основы исследования, методы.

В первой главе «Теоретические основы проблемы формирования интеллектуальной готовности  к обучению младших школьников» рассматриваются различные подходы к проблеме подготовки детей к успешному обучению в школе.

Во второй главе «Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в щколе» выявляется взаимосвязь между такими психологическими факторами как уровень умственного развития и  успешностью детей в обучении. Предложен ряд занятий по повышению уровня интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

Для достижении нашей цели мы использовали следующие методики:

- методика  «кратковременная речевая память»;

- методика  «кратковременная зрительная память»;

- методика «интуитивный речевой анализ – синтез»;

- методика «речевые аналогии»;

- методика «произвольное владение речью»;

- методика «интуитивный визуальный анализ – синтез»;

- методика «визуальные аналогии»;

- методика «абстрактное мышление».

Результаты первичной диагностики показали, что  из 21 человека у  12 человек из класса выявлен высокий уровень интеллектуального развития (57%), у 8 – средний уровень интеллектуального развития (38%) и у 1 человека – низкий уровень интеллектуального развития (5%).   Результаты последующей диагностики показали, что в контрольной группе из 12 человек у 8 детей был выявлен высокий уровень интеллектуального развития (67%), а также выявился средний уровень развития у 4 человек (33%). В экспериментальной группе на высоком уровне интеллектуального развития находятся 4 человека (44%), на среднем 5 детей (56%). Низкий уровень интеллектуального развития выявлен не был.   Исходя из полученных результатов нашего исследования, мы видим, что  от уровня сформированности необходимых для младшего школьника как субъекта учебной деятельности качеств, в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность. В нашей курсовой работе представлена коррекционная работа, направленная на повышение уровня  интеллектуальной готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе. Систематическая работа психолога с учениками в течении процесса обучения, индивидуальный подход к ним, будут способствовать повышению уровня успеваемости.

Исходя из проделанной работы, как в теоретическом плане, так и в экспериментальном, мы можем сделать вывод о том, что в исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о влиянии специального комплекса занятий на уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

Что же касается дальнейшего изучения данной проблемы,  то мы можем сказать, что она необходима. Направления могут быть различны: разработка различных диагностик, тренингов, организация исследований, которые помогут повысить уровень готовности детей к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Анатированная программа по общей психологии Текст / под ред. В. И. Бердова. – 2005. – 28 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 105 с.

3. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Текст // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972. – 43 с.

4. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе Текст // Нач. шк. – 2006. - №4. – с. 63 – 68.

5. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого – педагогические основы Текст: учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – М.: Академический Проспект, 2003. – 256 с.

6. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов Текст / Н. Ф. Гребень. – Современная шк., 2008. – 496 с.

7. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе Текст / Н. И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2007. – 208 с.: ил.

8. Детская психология: учеб. для студентов пед. институтов Текст / под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.: ил.

9. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст / В.И Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. -  208 с.

10. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст / В. А. Иванников. – М.: Академический Проспект, 1991. – 323 с.

11. Кравцова  Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучением в школе Текст / Е. Е. Кравцова. – М.: Просвещение 1991. – 134 с.

12. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка Текст // Проблемы развития психики. – М., 1972. – 56 с.

13. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учеб. пособие Текст / Н. П. Локалова.  – Спб: Питер, 2009. – 368 с.

14. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника Текст: учебно-методич. Пособие для студентов – заочников факультетов подготовки учителей начальных классов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Т. Патрина. – 2-е изд., исправ. И допол. – М.: Просвещение, 1976. -  207 с.

15. Нижегородцева, Н. В. Ппсихолого – педагогическая готовность ребенка к школе Текст / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.,: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

16. Немов, Р. С. Психологический словарь Текст / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 506 с.: ил.

17. Обучение детей шестилетнего возраста в детском саду и школе Текст / под ред. О. А. Лосевой. – М.: Наука, 1998. – 401 с.

18. Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям Текст / под ред. Е. И. Рогова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 591 с.

19. Рогов, Е. И. Настольная книгу практического психолога Текст: учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – кн. 2: работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.

20. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении Текст / Н. Г. Салмина. – М.: Полярис, 1988. – 123 с.

21. Смирнова, Е. О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению Текст // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: Высшая шк., 1985. – 102 с.

22. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология Текст / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

23. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей Текст // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Нар.образование. – 1981. – 45 с.

 



Информация о работе Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе