Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.
Продолжение инструкции: «Ручка - писать» — как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка -писать»? «Нож», — выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».
Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.
Обработка результатов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально 4 балла).
В ходе проведенной методики были выявлено, что 8 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 38% учащихся; 11 человек имеют средний уровень, что составляет 52% учащихся, низкий уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 10% учащихся.
5. «Произвольное владение речью»
Цель: исследовать способность произвольным владением речи у детей 6-7-летнего возраста.
1. Исправление семантически неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.
2. Восстановление предложений
Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».
Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.
3. «Завершение предложений»
Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.
Обработка результатов: За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки — 0,5 балла (максимально 8 баллов).
В ходе проведенной методики были выявлено, что 9 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 43% учащихся; 6 человек имеют средний уровень, что составляет 28,5% учащихся, низкий уровень был выявлен у 6 детей, что составляет 28,5% учащихся.
6. «Интуитивный визуальный анализ-синтез»
Цель: исследовать процессы образно – логического мышления, умственные операции анализа и синтеза у детей 6-7-летнего возраста.
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» (и так далее). Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно — назовите сами. Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это может произойти после рассмотрения четвертого ряда картинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.
Обработка результатов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально 4 балла).
В ходе проведенной методики были выявлено, что 1 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 5% учащихся; 11 человек имеют средний уровень, что составляет 52% учащихся, низкий уровень был выявлен у 9 детей, что составляет 43% учащихся.
7. «Визуальные аналогии»
Цель: исследовать способность детей 6-7-летнего возраста к визуальным аналогиям.
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.
Обработка результатов: За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально 8 баллов).
В ходе проведенной методики были выявлено, что 12 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 57% учащихся; 4 человека имеют средний уровень, что составляет 19% учащихся, низкий уровень был выявлен у 5 детей, что составляет 24% учащихся.
8. «Абстрактное мышление»
Цель: исследовать процессы абстрактного мышления у детей 6-7-летнего возраста.
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.
1. Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».
Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.
2. Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это общее повторилось? Какая из нижних картинок лучше всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи». Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.
3. Инструкция: «Какое слово длиннее — «кот» или «котенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.
4. инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, ... Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?». Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.
Обработка результатов: За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).
В ходе проведенной методики были выявлено, что 1 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 5% учащихся; 18 человек имеют средний уровень, что составляет 85% учащихся, низкий уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 10% учащихся.
В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6-7-летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл. Высокий суммарный результат для дошкольника — более 26 баллов, низкий— менее 15 баллов. Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5-6 картинок; в 3, 4, 6, 8-м заданиях набирает по 2-3 балла, в 5-м задании — 5-6 баллов, а в 7-м — только 2 балла.
Таблица 1
Сводная таблица результатов изучения интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе (%)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Общие Результаты инт.готовности |
Высокий | 5 | 33 | 5 | 38 | 43 | 5 | 57 | 5 | 57 |
Средний | 0 | 57 | 76 | 52 | 28,5 | 52 | 19 | 85 | 38 |
Низкий | 95 | 10 | 19 | 10 | 28,5 | 43 | 24 | 10 | 5 |
В ходе проведенных методик было выявлено, что большая часть класса имеет высокий уровень готовности к обучению в школе – 12 человек, что составляет 57% от всех учащихся. Средний уровень имеют 8 учащихся, что составляет 38%, и у одного ученика низкий уровень подготовки к обучению в школе, что составляет 5%. Более наглядно это представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты изучения интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе
2.2. Организация работы по формированию интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе
По результатам констатирующего эксперимента, испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная. С детьми экспериментальной группы был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось повышение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, во время которых были использованы следующие игры и упражнения:
1 занятие: Логические игры. Цель занятия – развить у ребенка эмпирическое обобщение. Игры, развивающие фонетический слух. Цель занятия – развить у ребенка фонетический слух, обучить звуковому анализу слов.
2 занятие: игры, развивающие кругозор и словарный запас ребенка.
3 занятие: игры, развивающие кругозор и словарный запас ребенка.
4 занятие: игры, развивающие внимание и память.
5 занятие: игры, развивающие внимание и память.
6 занятие: игры, развивающие внимание и память.
7 занятие: игры, развивающие внимание и память.
8 занятие: игры, развивающие внимание и память.
9 занятие: игры, развивающие моторику ребенка.
10 занятие: игры, развивающие ориентацию в пространстве.
11 занятие: задания, упражнения игры, способствующие развитию мышления.
12 занятие: задания, упражнения игры, способствующие развитию мышления.
13 занятие: задания, упражнения игры, способствующие развитию мышления.
14 занятие: задания, упражнения, игры, пробуждающие воображение и фантазию.
Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели программу занятий, способствующую развитию у учащихся необходимых психических процессов для подготовки к обучению в школе. В следующем же параграфе мы приведем результаты после реализованного комплекса заданий.
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий
После блока заданий, по формированию интеллектуальной готовности с детьми контрольной и экспериментальной группами, были вновь проведены следующие методики по диагностированию интеллектуальной готовности к обучению в школе:
- методика «кратковременная речевая память»;
- методика «кратковременная зрительная память»;
- методика «интуитивный речевой анализ – синтез»;
- методика «речевые аналогии»;
- методика «произвольное владение речью»;
- методика «интуитивный визуальный анализ – синтез»;
- методика «визуальные аналогии»;
- методика «абстрактное мышление».
Результаты формирующего эксперимента показаны в таблице 2.
Таблица 2
Сводная таблица результатов изучения интеллектуальной готовности у детей 6-7- летнего возраста контрольной и экспериментальной группы к обучению в школе (%)
№ мет | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | |||||||||
До | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | ||
Высоки | К | 8 | 25 | 33 | 58 | 8 | 42 | 42 | 67 | 75 | 92 | 8 | 50 | 67 | 83 | 0 | 50 |
Э | 0 | 11 | 33 | 67 | 0 | 33 | 33 | 56 | 0 | 22 | 0 | 11 | 33 | 56 | 11 | 33 | |
средний | К | 0 | 33 | 50 | 42 | 84 | 58 | 50 | 33 | 17 | 8 | 75 | 33 | 33 | 17 | 100 | 50 |
Э | 0 | 56 | 67 | 33 | 67 | 56 | 56 | 44 | 44 | 56 | 33 | 56 | 56 | 33 | 67 | 56 | |
низкий | К | 92 | 42 | 17 | 0 | 8 | 0 | 8 | 0 | 8 | 0 | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Э | 100 | 33 | 0 | 0 | 33 | 11 | 11 | 0 | 56 | 22 | 67 | 33 | 11 | 11 | 22 | 11 |