Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание раз­берите с ним как пример.

Продолжение инструкции: «Ручка - писать» — как свя­заны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пи­шут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка -писать»? «Нож», — выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».

Запишите ответ. Если ребенок снова ответил непра­вильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не по­правляйте ребенка и не делайте критических замеча­ний в процессе работы.

Обработка результатов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально 4 балла).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 8 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 38% учащихся; 11 человек имеют средний уровень, что составляет 52% учащихся, низкий уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 10%  учащихся.

5. «Произвольное владение речью»

Цель: исследовать способность произвольным владением речи у детей 6-7-летнего возраста.

1. Исправление семантически невер­ных фраз

Инструкция: «Послушай предложение и подумай, пра­вильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».

Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующе­му предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязатель­но отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, поче­му предложение неправильное, остановите его и по­просите сказать так, чтобы было правильно. Анало­гично поступайте и со вторым предложением.

2. Восстановление предложений

Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение це­ликом».

Зачитайте предложение, делая паузу на месте про­пуска. Запишите ответ. Если ребенок называет толь­ко слово, которое надо вставить, попросите его ска­зать предложение целиком. Если ребенок затрудня­ется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

3. «Завершение предложений»

Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты за­кончи».

Произнесите начало предложения так, чтобы оно ин­тонационно звучало незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». Затем повторите начало предло­жения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, со­храняя порядок слов и их произношение. Не поправ­ляйте ребенка и похвалите его за работу.

Обработка результатов: За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки — 0,5 балла (максимально 8 баллов).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 9 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 43% учащихся; 6 человек имеют средний уровень, что составляет 28,5% учащихся, низкий уровень был выявлен у 6 детей, что составляет 28,5%  учащихся.

6. «Интуитивный визуальный анализ-синтез»

Цель: исследовать процессы образно – логического мышления, умственные операции анализа и синтеза у детей 6-7-летнего возраста.

Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верх­нем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядоч­ке какая картинка лишняя?» (и так далее). Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на кар­тинках?» Если ему не понятно — назовите сами. Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это мо­жет произойти после рассмотрения четвертого ряда кар­тинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лиш­нюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

Обработка результатов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально 4 балла).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 1 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 5% учащихся; 11 человек имеют средний уровень, что составляет 52% учащихся, низкий уровень был выявлен у 9 детей, что составляет 43%  учащихся.

7. «Визуальные аналогии»

Цель: исследовать способность детей 6-7-летнего возраста к визуальным аналогиям.

Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «ко­шечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на кар­тинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».

Запишите ответ. Покажите следующие картинки. По­вторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте. При­нимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.

Обработка результатов: За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально 8 баллов).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 12 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 57% учащихся; 4 человека имеют средний уровень, что составляет 19% учащихся, низкий уровень был выявлен у 5 детей, что составляет 24%  учащихся.

8. «Абстрактное мышление»

Цель: исследовать процессы абстрактного мышления у детей 6-7-летнего возраста.

Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

1. Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Зна­ешь, для чего холодильник используют? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисо­вано что-то такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту кар­тинку».

Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.

2. Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это об­щее повторилось? Какая из нижних картинок лучше всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи». Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.

3. Инструкция: «Какое слово длиннее — «кот» или «ко­тенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию повто­рять нельзя.
4. инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (по­казать): 2, 4, 6, ... Сюда (показать на многоточие) ка­кую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?». Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.

Обработка результатов: За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 1 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 5% учащихся; 18 человек имеют средний уровень, что составляет 85% учащихся, низкий уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 10%  учащихся.

В бланке фиксации ре­зультатов подсчитайте общую сумму баллов, набран­ных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предло­женные ему задания, то он наберет в сумме 57 бал­лов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6-7-летних детей, готовящихся к по­ступлению в школу, является сумма в 21 балл. Вы­сокий суммарный результат для дошкольника — бо­лее 26 баллов, низкий— менее 15 баллов. Обыкно­венно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5-6 картинок; в 3, 4, 6, 8-м зада­ниях набирает по 2-3 балла, в 5-м задании — 5-6 баллов, а в 7-м — только 2 балла.

 

Таблица 1

Сводная таблица результатов изучения интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе (%)

 

                                

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие

Результаты инт.готовности

Высокий

5

33

5

38

43

5

57

5

57

Средний

0

57

76

52

28,5

52

19

85

38

Низкий

95

10

19

10

28,5

43

24

10

5

 

В ходе проведенных методик было выявлено, что большая часть класса имеет высокий уровень готовности к обучению в школе – 12 человек, что составляет 57% от всех учащихся. Средний уровень имеют 8 учащихся, что составляет 38%, и у одного ученика низкий уровень подготовки к обучению в школе, что составляет 5%. Более наглядно это представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты изучения интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе

2.2. Организация работы по формированию интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе

По результатам констатирующего эксперимента, испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная. С детьми экспериментальной группы был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось повышение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, во время которых были использованы следующие игры и упражнения:

1 занятие: Логические игры. Цель занятия – развить у ребенка эмпирическое обобщение. Игры, развивающие фонетический слух. Цель занятия – развить у ребенка фонетический слух, обучить звуковому анализу слов.

2 занятие: игры, развивающие кругозор и словарный запас ребенка.

3 занятие: игры, развивающие кругозор и словарный запас ребенка.

4 занятие: игры, развивающие внимание и память.

5 занятие: игры, развивающие внимание и память.

6 занятие: игры, развивающие внимание и память.

7 занятие: игры, развивающие внимание и память.

8 занятие: игры, развивающие внимание и память.

9 занятие: игры, развивающие моторику ребенка.

10 занятие: игры, развивающие ориентацию в пространстве.

11 занятие: задания, упражнения игры, способствующие развитию мышления.

12 занятие: задания, упражнения игры, способствующие развитию мышления.

13 занятие: задания, упражнения игры, способствующие развитию мышления.

14 занятие: задания, упражнения, игры, пробуждающие воображение и фантазию.

Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели программу занятий, способствующую развитию у учащихся необходимых психических процессов для подготовки к обучению в школе. В следующем же параграфе мы приведем результаты после реализованного комплекса заданий.

 

2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий

 

После блока заданий, по формированию интеллектуальной готовности с детьми контрольной и экспериментальной группами, были вновь проведены следующие методики по диагностированию интеллектуальной готовности к обучению в школе:

- методика  «кратковременная речевая память»;

- методика  «кратковременная зрительная память»;

- методика «интуитивный речевой анализ – синтез»;

- методика «речевые аналогии»;

- методика «произвольное владение речью»;

- методика «интуитивный визуальный анализ – синтез»;

- методика «визуальные аналогии»;

- методика «абстрактное мышление».

Результаты формирующего эксперимента показаны в таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица результатов изучения интеллектуальной готовности у детей 6-7- летнего возраста контрольной и экспериментальной группы к обучению в школе (%)

№ мет

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

До

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Высоки

К

8

25

33

58

8

42

42

67

75

92

8

50

67

83

0

50

Э

0

11

33

67

0

33

33

56

0

22

0

11

33

56

11

33

средний

К

0

33

50

42

84

58

50

33

17

8

75

33

33

17

100

50

Э

0

56

67

33

67

56

56

44

44

56

33

56

56

33

67

56

низкий

К

92

42

17

0

8

0

8

0

8

0

17

0

0

0

0

0

Э

100

33

0

0

33

11

11

0

56

22

67

33

11

11

22

11

Информация о работе Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе